Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

Кто победил фашистскую Германию? К вопросу о роли ленд-лиза в Великой Отечественной войне

Вот http://www.dedilya.ru/sauna/sauna-nautilus/ по очень низким ценам. У нас все цивильно и культурно, а обстановка очень раслабляет. Чувствуйте у нас как дома! Абсолютное большинство граждан нашей страны ответит на этот вопрос вполне предсказуемо — решающий вклад в победу над фашизмом внёс Советский Союз. И это правильный ответ. Именно СССР вынес основную тяжесть войны с гитлеровской Германией, положив на алтарь Победы наибольшее количество жертв. Но значит ли это, что участие в той войне наших союзников по антигитлеровской коалиции свелось к незначительной, порой чисто формальной помощи, без которой СССР вполне мог обойтись? Именно так считает сегодня едва ли не большинство участников интернет-дискуссий на всех патриотических сайтах России. И это не случайно. Данная точка зрения усиленно пропагандируется в первую очередь снова набирающими популярность сталинистами, желающими под шумок борьбы с фальсификацией истории, используя патриотический подъём среди россиян, опять вознести на пьедестал фигуру своего «непогрешимого» кумира, представив время его правления «золотым веком» России и всего бывшего СССР. Но насколько соответствуют истине такие утверждения? Попробуем разобраться.

Кто победил фашистскую Германию? К вопросу о роли ленд-лиза в Великой Отечественной войне
Летчики 2-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС Северного флота Иван Грудаков и Николай Диденко у самолета Р-39 «Аэрокобра» перед вылетом


Основным аргументом в пользу незначительности участия западных союзников СССР в победе над Гитлером считается относительно небольшой процент западных поставок по сравнению с собственным производством военной продукции в СССР за годы войны. Этот тезис опирается на точку зрения всей советской историографии, сформировавшуюся ещё в сталинскую эпоху, в самом начале холодной войны. Считалось, что общий объём поставок союзников составил тогда всего 4 % от всей продукции, произведённой в СССР, из чего делался вывод, что такая помощь не могла существенно повлиять на ход и исход войны. Первым эту цифру ввёл в оборот Н. А. Вознесенский в своей книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», вышедшей в 1947 году.
 


Не пытаясь оспорить соотношение общих размеров западной помощи и собственного советского производства (достаточно сомнительное, как это было ещё в 90-е годы довольно убедительно показано в работах историка-публициста Б. Соколова), сосредоточимся на самой оценке роли её в Великой Отечественной войне. Эту роль можно определить, только зная, какие именно изделия и в каком количестве поступали в СССР из стран Запада в годы ВОВ. В рамках данной статьи разберём лишь несколько наиболее значимых примеров. Начнём с техники.

Больше всего СССР было предоставлено западными союзниками автомобилей. По свидетельству крупнейшего в нашей стране специалиста в области истории военной техники Михаила Барятинского, их поступило в нашу страну 477 785 штук (Танки ленд-лиза в бою. М.: Яуза : Эксмо, 2011. С. 234). Много это или мало? Как утверждает тот же М. Барятинский, к началу войны в Красной Армии имелось 272 600 автомобилей всех типов, что составляло всего 36 % от штатов военного времени. Большинство из них были полуторки, а остальные в основном имели грузоподъёмность 3-4 тонны. 5- и 8-тонных автомашин имелось очень немного. Автомобилей повышенной проходимости почти не было (Там же. С. 229—230).

Летом и осенью 1941 года советские войска безвозвратно потеряли 159 тысяч автомобилей (58,3 % от первоначальной численности). Из народного же хозяйства было получено в это время 166,3 тыс. машин, а новое производство осенью-зимой сократилось многократно из-за эвакуации московского автозавода на Урал и частичного перехода ГАЗа на выпуск танков. Таким образом, некомплект автомобилей в армии сохранился и даже значительно увеличился, поскольку число частей и соединений резко возросло (за счёт вновь сформированных) (Там же. С. 232—233). Это ставило советские войска с точки зрения манёвренности в заведомо невыгодное положение перед немецкой армией, степень моторизации которой была, к началу войны, самой высокой в мире. Отсюда и обилие котлов, и связанные с ними наши в разы большие, по сравнению с немцами, потери в первые два года войны.

Но и в дальнейшем собственное автомобильное производство в нашей стране не могло обеспечить даже самые минимальные потребности Красной армии в автотранспорте. За все годы войны она получила от промышленности только 162, 6 тысяч новых машин (ещё около 268,7 мобилизовано из н/х), причём 55 % грузовиков являлись полуторками (Там же. С. 233). Таким образом, именно западные автомобили действительно позволили поставить нашу армию на колёса. К концу войны они составляли большую (и лучшую) часть автопарка советских вооружённых сил. Особенно если учесть их значительно большую грузоподъёмность и проходимость. Топливо, шины и ремонт этого автопарка также обеспечивались поставками наших западных союзников.

Могли ли советские войска успешно осуществить свои крупные наступательные операции 1943-45 гг. (в том числе на окружение) без западной автомобильной техники? Вряд ли. В войне моторов, какой являлась 2-я мировая война, это было практически невозможно. В лучшем случае удавалось бы понемногу оттеснять противника фронтально, ценой во много раз более крупных собственных потерь. Быстро же блокировать сильные ответные удары врага было бы затруднительно.

Ещё один вид транспорта, без хорошего состояния которого СССР не смог бы почти четыре года вести войну с сильным противником на гигантском фронте, а тем более победить в ней — это железнодорожный. Без достаточного количества подвижного состава железных дорог невозможно было перебрасывать на большие расстояния огромное количество грузов и людей, одинаково необходимых и в наступлении и в обороне, не говоря уже о гражданских перевозках.

Чтобы понять роль ленд-лиза в обеспечении работы ж.д. транспорта достаточно посмотреть на соотношение паровозов и вагонов выпущенных в годы войны нашей промышленностью и поставленных из-за рубежа. По признанию советских военных историков, привезено было из США и Великобритании 1860 паровозов и 11300 вагонов и платформ (Лютов И.С., Носков А.М. Коалиционное взаимодействие союзников: по опыту первой и второй мировых войн. — М. : Наука, 1988. С. 91). Собственное же производство СССР с 1940 по 1945 гг., как пишет М. Барятинский, составило 1714 паровозов, из которых в 1940-1941 гг. — 1622 (Танки ленд-лиза в бою. С. 279—280). В период ВОВ было выпущено, таким образом, лишь немногим более 100 паровозов, то есть примерно в 15-18 раз меньше поставок по ленд-лизу. Вагонов тоже было выпущено в 10 раз меньше, чем поступило от союзников. Поставлялись из-за рубежа также оборудование и запчасти для ремонта подвижного состава, а также рельсы, общий тоннаж которых составил 83,3 % от всего их советского производства за годы войны (там же).

Третьим важнейшим условием успешного ведения боевых действий в современной войне является хорошая связь, то есть достаточное количество радиостанций и телефонных аппаратов, а также связывающего последние телефонного кабеля. Всё это тоже было у нас с 1942 года вплоть до конца войны в основном подарками Великобритании и США (до 80 %). По оценкам тогдашних советских специалистов по внешней торговле, СССР к началу войны отставал в этой области от союзников почти на 10 лет. Что же касается радиолокаторов, то их было произведено в Советском Союзе за годы ВОВ почти в 3 раза меньше, чем получено по ленд-лизу (775 против более 2 тыс.). (Там же. С. 268—272).

Не менее важную роль в войне моторов играет наличие топлива, без которого самая грозная военная техника является в лучшем случае неподвижной огневой точкой обороны, а в худшем — беспомощной мишенью или трофеем для врага. Обеспечение советской военной техники топливом довольно сильно зависело от ленд-лиза. Особенно это касается авиации. По данным М.Барятинского, доля поставок союзниками авиационного бензина составила до 57,8 % от советского его производства военного времени (Там же. С. 278—279). Всего же в СССР было поставлено за годы войны, даже по признанию советских историков, 2 миллиона 599 тысяч тонн горючесмазочных материалов, причём более высокого качества, чем производилось тогда в СССР (Лютов И.С., Носков А.М. Коалиционное взаимодействие союзников. С. 91) .

И ещё: как воевать без боеприпасов? Союзники отгрузили нам по ленд-лизу 39,4 млн. снарядов и 1282,4 млн. патронов (Там же. С. 90). Кроме того, для их производства в СССР они поставили 295,6 тысяч тонн взрывчатки и 127 тысяч тонн пороха (Танки ленд-лиза в бою. С. 277). Помимо этого, было получено из США и Британии (по данным советских историков) 2 миллиона 800 тысяч тонн стали, 517 с половиной тысяч тонн цветных металлов (в том числе 270 тыс. т меди и 6,5 тыс. т. никеля, необходимых, помимо прочего, для производства патронов и снарядов), 842 тысячи тонн химпродуктов, 4 миллиона 470 тысяч тонн продовольствия (зерно, мука, консервы и т.п.), 44,6 тысяч металлорежущих станков и немало другой продукции (Лютов И.С., Носков А. М. Указ. соч. С. 90—91). Это к вопросу о причинах столь быстрого восстановления и дальнейшего роста в СССР производства военной техники, оружия и боеприпасов (а также станков и другого технического оборудования производственного назначения) после потери в 1941-1942 годах большей части основных промышленных районов страны. Не собираюсь перечёркивать трудовой подвиг нашего народа в годы войны, но и вклад союзников, без которого не мог быть достигнут столь выдающийся результат, забывать нельзя.

Можно упомянуть и о поставках нам военной техники и вооружения. По утверждению советских историков, они составили примерно 8 % от нашего собственного производства, что само по себе уже немало. Однако в отношении самолётов этот процент ими увеличен до 12, а в танках и САУ — до 10 (Лютов И.С., Носков А. М. С. 93) (. По данным же современного российского историка М. Барятинского, ленд-лизовские танки составили 13 % от произведённых в СССР (САУ — 7 %), а боевые самолёты — 16 % (в том числе истребители — 23 %, бомбардировщики — 20 %, штурмовики были в основном собственного производства). Что же касается артиллерии, то союзники поставляли нам почти исключительно зенитные орудия, которые составили 25 % от их советского производства (Танки ленд-лиза в бою. С. 59, 264—265).

Итак, подведём итог. Учитывая перечисленные выше обстоятельства, а также то, что США и Великобритания оттягивали на себя значительные силы врага (до 40%, в том числе большую часть его авиации), сталинский Советский Союз не смог бы в одиночку выиграть войну с фашистской Германией, пользовавшейся ресурсами всей континентальной Европы (также как и наши западные союзники не могли самостоятельно победить в той войне). Является ли признание этого факта унижением для России? Вовсе нет. Правда никогда никого не унижает, она лишь помогает смотреть на всё трезвыми глазами, не преувеличивая своих достижений, но и не преуменьшая их. Умение трезво оценивать ситуацию — это достоинство, а не недостаток, тем более, если речь идёт о такой великой державе как Россия.

Как может помочь нам знание данного факта в сегодняшней ситуации, когда существует реальная угроза военного столкновения с НАТО? Мы, россияне, должны чётко осознавать, что война с объединёнными силами Запада (неядерная конечно) России в одиночку сегодня не по плечу. Единственный шанс на успех, также как и 70 лет назад, — заручиться поддержкой крупнейшей промышленной державы мира. Сейчас такой державой является Китай. Даже без участия в войне китайских вооружённых сил его экономическая помощь, подобная помощи по ленд-лизу в годы ВОВ, способна обеспечить нам перевес у своих границ над любым по силе врагом. Другое дело, готов ли Китай оказать нам такую поддержку. Наши взаимоотношения с ним в последние годы позволяют надеяться на утвердительный ответ. Если же Китай не поможет или окажется на другой стороне баррикад, то обойтись без применения ядерного оружия вряд ли удастся, а это уже катастрофа для всей планеты Земля.

Вас заинтересует

  • Ленд-лиз для фашистской Германии
  • Послевоенная советская зенитная артиллерия. Часть 1-я
  • Средства противовоздушной обороны советского флота в годы войны
  • Труженики фронтовых дорог
  • Стрелковое оружие



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 1 364 | Добавил: Рыбоковка | Дата: 4-03-2015, 19:39 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:

    Алекс Коуч   4 марта 2015 20:38
    "сталинский Советский Союз не смог бы в одиночку выиграть войну с фашистской Германией, пользовавшейся ресурсами всей континентальной Европы"В этом и есть заслуга Сталина, капиталисты наперебой помогают коммунякам.Поставить производство кап стран себе в помощь это пол победы. ИМХО

    BelindaLiz   4 марта 2015 20:38
    Я за объективность. Я за правду. И считаю правильным то, что этот вопрос не задвинут в угол. Но сказав А, надо сказать и Б. Не претендую на знание всех фактов, но кое что знаю и поэтому всё-таки гложат вопросы. 1) Это была благотворительная помощь или оплаченная? 2) Каков размер оплаты поставленной техники и ресурсов со стороны СССР? 3)Что произошло с тем объёмом техники и вооружения по которым по мнению американской стороны СССР рассчитался не полностью? 4) Участие СССР в разгроме Квантунской армии оплачивалось ли американской стороной и её союзниками? Или это была часть оплаты за ленд-лиз? 5)Всегда ли и в полном объёме в соответствии с заявками и потребностью производились поставки ВиВТ, ресурсов для СССР? 6)Почему при таких огромных поставках вооружения, боеприпасов и снаряжения не было осуществлено вооружение и снабжение армии Андерса? Напомню, что затраты на её формирование взяла на себя Великобритания. 7) Каким образом по срокам потребности было поставлено ВиВТ и материальные ресурсы. Поставлялось ли оно в периоды наибольшей необходимости? ( Москва, Сталинград, Вязьма ) Ну и последних два, самых важных вопроса. Кто получил наибольшую выгоду от Второй мировой и кто понёс наибольшие потери? Почему США воспрепятствовали законному требованию со стороны СССР на право получения контрибуции? А так статья правильная. ПЛЮС

    DoraVenterOgo   4 марта 2015 20:38
    Для ответа на эти вопросы нужна ещё не одна подобная статья. Но кто возмётся за столь титанический труд ?Хотя ответ на один из последних вопросов и так очевиден : Кто получил наибольшую выгоду от Второй мировой

    Josephsize   4 марта 2015 20:38
    Тот кто выпестовал Гитлера. Англия,США,их финансовые круги ничего не могли противопоставить растущей мощи СССР. Руками Адольфа,надеялись жар загрести,в надежде что и СССР и Германия помножат друг-друга на ноль.

    diceCellAleds   4 марта 2015 20:38
    не то чтобы дауны, но воевать явно не умели. Имея такую силищу на начало войны просрать полстраны, это надо постараться. Но в одном я не согласен РККА не слизь, имея такую "славную когорту военачальников" всё таки бойцы РККА сумели обломать рога и зубы нацистам. Так что не знаю, что ставить "+" или "-"

    Светлана   4 марта 2015 20:38
    Кажется вы читали какую-то другую статью. В данной статье нет сочетания слов "РККА" и "слизь". Даже мысли такой здесь нет. Красная армия даже в начале войны не была слизью, иначе помощь союзников оказывать было бы некому. Ленд-лиз поступал к нам именно потому, что наша страна оказалась способна эффективно использовать его для сдерживания, а затем и разгрома основных сил фашистской Германии

    vaunPl   4 марта 2015 20:38
    Я не очень понимаю о какой силище вы говорите, видимо перечитали бредовых псевдоисториков вроде Резуна и Солонина. Но хотя бы тот факт, что даже автотранспортом РККА на начало 41 года была обеспечена всего на 30% вам ни о чем не говорит?

    Zulya2007b   4 марта 2015 20:38
    Справедливости ради надо сказать, что СССР к этому тоже руку приложил.

    Smilkmomdic   4 марта 2015 20:38
    Вопрос номер один! Кто натравил бесноватого на СССР? Ведь даже идиоту понятно, что с военной точки зрения нужно было "завершать" войну с британией, в не ввязываться в войну с Союзом на два фронта! Вот где уши мелкобритов и прочих англо-сексов торчат! И кстати по ленд-лизу, когда он начал оказывать минимальное значимое воздействие на ситуацию на фронте, наши деды уже "вломили" кое кому и под Москвой и под Сталинградом! И без виллисов и без студебекеров! Хотя машины реально пригодились! Но наши деды за них рассчитались и своей кровью и золотом 999 пробы, которое вывозили не только крейсером Эдинбург!

    CapitanJack   4 марта 2015 20:38
    Цитата: alexander1

    Annelikalund   4 марта 2015 20:38
    Вы лучше вспомните о том, кто сделал Гитлера канцлером, на чьи деньги он пришел к власти, на чьи деньги строил промышленность Германии. Вспомните кто сделал Бисмарка Канцлером, на чьи деньги он пришел к власти и строил промышленность Германии...Аналогия не настораживает?

    agepJitili82   4 марта 2015 20:38
    Цитата: Тархан

    gaymer999   4 марта 2015 20:38
    Цитата: alexander1

    AmandaQuer   4 марта 2015 20:38
    Цитата: Pilat2009

    Humanoides_loo   4 марта 2015 20:38
    Газета "Правда" сообщала, что танки Матильда поспели как раз к битве под Москвой, а первый конвой "Дервиш" пришел в СССР в августе!

    MaxxximusRP   4 марта 2015 20:38
    Точно, а еще были харрикейны в Мурманске. Вот только это был еще не ленд-лиз, за эти поставки платили холотом. И объекмы были очень небольшие. В значимых же объемах Ленд-лиз пошел только в 43 году, когда стало ясно что СССР не проиграет и расплатится.

    Tegedawi   4 марта 2015 20:38
    Цитата: alexander1

    knopkiOr   4 марта 2015 20:38
    Нравятся мне эти все сказки про лэнд-лиз, "помощь" буржуинскую.Не буду вдаваться в подробности, один факт. Более 80% ленд-лиза поступила в СССР после победы на Курской дуге. Дальше думайте сами

    Patricekr   4 марта 2015 20:38
    Эти вопросы не относятся к теме данной статьи и сами по себе могут послужить заголовками для отдельной, значительно более крупной работы. От себя попробую ответить только на первый. Практически все эти грузы поступили в СССР в рамках ленд-лиза, то есть государственной программы помощи США странам союзникам по антигитлеровской коалиции, с отсрочкой платежа за них на послевоенное время. Причём оплатить нужно было только те товары, которые не были уничтожены в ходе военных действий или потреблены населением и войсками. Часть из них США имело право после войны вернуть себе, что оно и сделало с частью поставленной техники.

    Tinguiskind   4 марта 2015 20:38
    А золото, утонувшее вместе с "Эдинбургом" куда шло?

    yury_romaschenko   4 марта 2015 20:38
    Это был не ленд-лиз, золото шло в Великобританию за поставленную по договору технику и снаряжение. Ленд-лиз был американский.

    GunSteEt   4 марта 2015 20:38
    Автору хочется сказать, что их помощь, это три процента от всего того что у нас на фронтах стреляло, летало и т.д., мало это, или много, пусть каждый сам решает. Восемьдесят процентов вермахта перемололи именно мы. Они вступили в войну, потому-что видели, что Союз может заглотить всю Европу. Справились бы, без сомнения, победы автор надо завоевывать, а не воровать спустя несколько десятилетий. Им там немцы курсанты (самые боеспособные части были на восточном фронте) так вломили, что нам пришлось раньше времени начинать свои наступательные операции, чтобы отвлечь на себя часть сил немцев, что и произошло. У них сейчас на Дискавери и на Хистори такое услышишь про войну, что не знаешь смеяться или плакать. Слова их президента специально для вас. От многих ветеранов слышал следующее, начиная со второй половины 1943 и до конца войны, у нес не было недостатка в технике, техники было море, не хватало людей, экипажей танков, расчетов орудий и т.д.. То что на картах указывалось как армии, дивизии, бригады, на самом деле были укомплектованы на две трети, особенно под Кениксбергом. А техники хватало.

    Zhemsuzh   4 марта 2015 20:38
    Могу лишь посоветовать прочитать эту статью ещё раз.

    TeeGee Nok   4 марта 2015 20:38
    Цитата: yurta2015

    zhak   4 марта 2015 20:38
    Ошибаетесь.Технику возвращали.Только в портах погрузки эту технику, в подавляющем своем большинстве, сразу под пресс пускали.Прессы, кстати, привезли с собой.Как только ИВС узнал об этом варварстве, он сразу приказал запретить возврат целой техники варварам.

    Bradleygens   4 марта 2015 20:38
    Хм... не знал.

    lenusikdamarovichx   4 марта 2015 20:38
    Источник информации?

    Kotopezz   4 марта 2015 20:38
    Цитата: Багнюк

    Огнемёт   4 марта 2015 20:38
    Цитата: smel

    Бастис   4 марта 2015 20:38
    ммм... Танки которые по тем временам в большинстве своем можно считать танкетками?Цитата: Багнюк

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » Кто победил фашистскую Германию? К вопросу о роли ленд-лиза в Великой Отечественной войне