На протяжении более чем тысячелетней истории германского государства его важнейшим институтом была армия. В ее развитии как в зеркале отражалась внешняя и внутренняя политика, цели и установки правящих кругов. Взлеты и падения страны в ходе ее сложной и противоречивой истории, особенно в ХХ веке, неизменно отражались и на вооруженных силах. И сейчас наступает очередной этап преобразований.
Свое начало бундесвер – вооруженные силы ФРГ, одной из самых экономически развитых стран Европы и мира, берет в 1954 году, когда в Западной Германии отменили оккупационный режим. Став суверенной, страна вступила в НАТО, ей разрешили воссоздать вооруженные силы, получившие в 1956 году свое нынешнее название. С тех пор по численности и огневой мощи германские вооруженные силы занимают второе место в Североатлантическом альянсе после США. Сегодня их общая численность составляет 400 тыс. человек.
Сегодня вооруженные силы единой Германии оснащены современным вооружением и военной техникой и являются наиболее боеспособными среди стран Старого Света.
]]>Они сформированы по функциональному принципу: силы быстрого реагирования; силы стабилизации; силы специальных операций; аэромобильные силы. В основе реформирования бундесвера – требования быстрой адаптации к новым угрозам национальной безопасности. При этом оборонное планирование и текущая деятельность ВС Германии – составляющие оборонной политики Евросоюза и НАТО.
ДЕНЬГИ ПОД ЭФФЕКТИВНОСТЬ Канцлер ФРГ Ангела Меркель неоднократно заявляла о том, что во главе угла должна быть эффективная армия, обеспечивающая безопасность в современных условиях, и под такую армию будут выделены надлежащие суммы. На фоне этих заявлений в апреле 2010 года в стране заговорили вслух об очередной реформе бундесвера. Именно в это время федеральные власти занялись поиском финансовых резервов с целью ограничения роста крупной государственной задолженности. В Министерстве финансов подсчитали: в ближайшие четыре года на бундесвере можно сэкономить 8,3 млрд. евро. Эта цифра и была внесена в долгосрочные бюджетные планы.
Тогда же, в апреле, министр обороны ФРГ Карл-Теодор цу Гуттенберг создал специальную комиссию, которая займется реформированием бундесвера и повышением его эффективности. Комиссию из шести человек возглавил глава Федерального ведомства по труду Франк-Юрген Вайзе. Помимо него в состав комиссии вошли еще пять человек. В их числе – координатор германо-американских отношений в правительстве ФРГ Ганс-Ульрих Клозе и генерал Карл-Гейнц Латер.
Однако конкретные предложения по реформированию бундесвера цу Гуттенберг, предварительно проинформировав Ангелу Меркель, представил экспертам правящих партий – консервативного блока ХДС/ХСС и либеральной СвДП 23 августа. Обратите внимание: это было сделано в канун очередной годовщины начала и окончания Второй мировой войны, которую развязал и вел гитлеровский рейх и его дальневосточный союзник милитаристская Япония.
К чему в свое время привело отчуждение немецкой армии от общества, всем хорошо известно. Современная Германия, будучи демократическим государством, официально отказалась от своего нацистского прошлого и от политики агрессии и реванша. Был учтен печальный опыт Веймарской республики, когда рейхсвер фактически стал государством в государстве. Поэтому должность министра обороны ФРГ с той поры занимает не военный, а гражданское лицо. Надо признать, что за более чем полвека своего существования бундесвер изменился, соответствуя демократическому облику и социально-политической сущности страны; идей Гитлера, реванша и современных правых идеологов в казармах нет.
Напомним, что обязательная воинская повинность была введена в ФРГ 1 апреля 1957 года. При этом подчеркивалось, что солдаты – это те же граждане, но в военной форме. На призыв возлагалась важнейшая функция по обеспечению связи между обществом и вооруженными силами.
При канцлере Конраде Аденауэре ФРГ приняла новую Конституцию, в которой закрепили запрет на использование немецкой армии за пределами страны. И на протяжении первых 40 лет это правило соблюдалось. Но в 1995 году оно было нарушено. Германские ВВС в составе сил НАТО приняли участие в операции против боснийских сербов, совершив 59 самолетовылетов. Затем – операция в Косово в 1999 году. Два года спустя – участие в афганской кампании плюс миротворческие операции на Ближнем Востоке и в Африке.
Сегодня в боевых и миротворческих действиях за пределами страны участвуют свыше 8 тыс. военнослужащих ФРГ. Самая крупная группировка бундесвера находится в Афганистане – 4520 человек. Балканская, в Косово, насчитывает 2450 человек. Третья, численностью 420 человек, действует в районе Африканского Рога против сомалийских пиратов. К остальным операциям – в Средиземном море, Ливане, Грузии, Судане и Чаде – привлечены 711 военнослужащих бундесвера.
В последние годы германские подразделения участвуют в учениях и непосредственно у границ России. Конкретно речь идет о Прибалтике. В военной игре «Эрна» там воссоздаются действия гитлеровской военной разведки и контрразведки – Абвера – в Эстонии против Красной армии в 1941 году. Всего же в зарубежных боевых действиях приняли участие свыше 120 тыс. германских военных.
Так или иначе, сегодня ясно, что бундесвер стоит на пороге самой крупной реформы за всю его историю. Более того, если Министерству обороны удастся осуществить задуманное, это приведет к кардинальным изменениям как во внутренней, так и во внешней политике Германии. Неудивительно, что проект реформы вызвал острые споры. Даже в правительственных кругах не существует единства по этому вопросу.
Планируемая реорганизация и перевооружение бундесвера мыслятся на основе уже существующих основополагающих документов. Краеугольными камнями реформирования вооруженных сил Германии являются «Основные направления политики ФРГ в сфере обороны», «Концепция реформирования бундесвера» и «Белая книга Германии по вопросам безопасности и перспективного облика бундесвера». В частности, в Белой книге отмечается: наиболее актуальными задачами вооруженных сил Германии являются миссии по разрешению международных конфликтов – они более всего повлияли на их структуру и возможности. В соответствии с Концепцией реформирования основные приоритеты бундесвера – это защита сил, управление, разведка, ПРО, высокоточное оружие и стратегические перевозки.
Разумеется, на реформы оборонной сферы нужны средства. Как сообщалось, в 2010 году оборонные расходы Германии будут составлять 5,43 млрд. евро, к 2013 году их планируется увеличить до 5,56 млрд. евро. 17 июня 2009 года Бундестаг (германский парламент) утвердил решение о финансировании долгосрочной программы закупки вооружений. Речь идет о 31 истребителе EF-2000 «Тайфун» (2,8 млрд. евро), 405 бронемашинах «Пума» (3,1 млрд. евро), 5 беспилотных подводных аппаратах для разминирования «Си Фукс» (37,9 млн. евро) и других видах военной техники нового поколения.
Ранее глава военного ведомства неоднократно выступал с критикой масштабного роста затрат и отставания от сроков в реализации различных проектов новых вооружений для бундесвера. В то же время анализ эффективности действий военнослужащих бундесвера в составе международных сил показал, что «необходимы структурные преобразования». В этой связи смысл критических высказываний цу Гуттенберга сводится к необходимости повышения «потенциала экономической эффективности» бундесвера, приведение его в соответствие с современными задачами. Среди возможных мер названа также проверка проектов вооружений, оптимальное использование кадровых и финансовые ресурсов.
ЧЕТВЕРТАЯ МОДЕЛЬ ИЗ ПЯТИ До конца 2010 года вышеназванная комиссия Франка-Юрген Вайзе должна будет внести предложения по повышению эффективности структуры немецких вооруженных сил. При этом она сможет опереться на результаты исследования недочетов в работе бундесвера, проведенного в Министерстве обороны ФРГ и предназначенного для внутреннего пользования.
<!--TEnd-->
По сообщениям печати, в Министерстве обороны разработано пять моделей реформы. Сам же министр отдает предпочтение четвертой. Согласно этой модели самые крупные сокращения предстоят в сухопутных войсках. Их предполагается сократить почти вдвое. Если будет так, то там останутся 54 500 пехотинцев, один артиллерийский батальон, один воздушно-десантный полк и три танковых батальона с 44 боевыми машинами «Леопард-2» в каждом.
Сегодня в бундесвере насчитывается около четверти миллиона солдат и офицеров, из них только 7,5 тыс. прошли специальную подготовку для выполнения задач за пределами страны. Господину цу Гуттенбергу общая численность вооруженных сил видится в пределах от 165 до 170 тыс. человек. Из этого количества в зарубежных миссиях из них могли бы принимать участие10 тыс. военнослужащих.
Но если с планируемым сокращением численности в стране и в армии, похоже, уже смирились, то споры по поводу принципа ее комплектования по-прежнему продолжаются. Ведь в ФРГ все еще существует всеобщая воинская повинность, хотя большинство экспертов считают ее пережитком прошлого. То есть того времени, когда в эпоху канувшего в прошлое военного противостояния Востока и Запада бундесверу ставилась задача по обороне территории государства. А для этого в тех условиях требовались многочисленные вооруженные силы и соответственно всеобщая воинская повинность.
Однако призывная система сегодня остается только в пяти странах – членах НАТО из 28: помимо Германии – в Греции, Норвегии, Турции и Эстонии, при этом у каждой страны свои причины для сохранения такой системы. В Германии же многие считают, что в современных условиях необходимости в массовом призыве на военную службу нет. Тем не менее канцлер Ангела Меркель уверена, что полностью отменять призыв в ФРГ опасно. Мол, еще неизвестно, как сложится ситуация в будущем. Уходя в летний отпуск, госпожа Меркель озаботилась: а вдруг Германии снова кто-нибудь будет угрожать. Во всяком случае так она заявила на пресс-конференции.
Не выступает за отмену призыва и изъятие соответствующей статьи в Конституции и министр обороны цу Гуттенберг. В то же время он предлагает ввести мораторий на действие всеобщей воинской повинности, сделав ее добровольной для тех, кто считает прохождение военной службы своим гражданским долгом. А таковых, по оценке министра, в год наберется до 7,5 тысяч. Временный характер приостановки обязательного подразумевает, что хотя на практике он будет фактически отменен, возможность его возобновления останется закрепленной в Конституции. Как отметил сам цу Гуттенберг, никто не знает, как будет выглядеть мир через 30 лет, и Германия должна располагать возможностью в случае необходимости увеличить численность бундесвера за счет призывников.
А что же предлагается взамен призыва? Как сообщают германские СМИ, будет введена добровольная служба сроком от 12 до 23 месяцев. Ежегодно на службу смогут поступать 7500 добровольцев – как мужчины, так и женщины. Считается, что добровольная служба в армии будет привлекательной для немцев, ведь в массе своей они законопослушны и сознательны. А как же сокращение финансирования? Предусмотрены другие привлекательные моменты: пришедшие в армию добровольно смогут получить в ее рядах водительские права, приобретать билеты в театры и на концерты со скидкой и т.п. А главное, получить право на льготы при поступлении в один из армейских вузов. Срок службы предполагается сделать двухгодичным. Но если все-таки доброволец в первые шесть месяцев придет к выводу, что армейская стезя – не для него, за ним сохраняется право уволиться досрочно.
В то же время существуют опасения по поводу того, что сокращение численности бундесвера приведет к невозможности сохранить в прежних объемах участие в зарубежных миротворческих миссиях. А это может вызвать снижение политического влияния страны в мире. Как считают бывший министр обороны Петер Штрук и нынешний Франц-Йозеф Юнг, без воинской повинности бундесвер превратится в «армию наемников» – подобно французскому Иностранному легиону.
РАЗНЫЕ МНЕНИЯ Однако инициативы цу Гуттенберга далеко не у всех в Германии вызвали энтузиазм. Более того, позицию многих немецких консерваторов по поводу отмены всеобщей воинской повинности местная печать характеризует как табу. Премьер-министр земли Нижняя Саксония Дэвид Мак-Алистер напомнил: с 1955 года Христианско-демократический Союз (ХДС) остается партией всеобщей воинской повинности. Другой провинциальный деятель, глава правительства Гессена Роланд Кох считает: даже при финансовом дефиците нельзя жертвовать интегрированностью армии в общество. А это было достигнуто именно за счет призывной системы.
<!--TEnd-->
Канцлер Ангела Меркель пообещала учесть и эти мнения (или, если угодно, сомнения). Решение о моратории на всеобщую воинскую повинность решено принять только после широкой внутрипартийной дискуссии, итоги которой будут закреплены в постановлениях съездов ХДС и ХСС, намеченных на середину осени.
Вопрос об использовании бундесвера внутри страны расколол Конституционный суд ФРГ. Часть его членов полагает, что без внесения изменений в Основной закон использование боевых средств внутри страны должно оставаться под запретом. В то же время другая часть придерживается прямо противоположной позиции. Если согласия достичь не удастся, этот вопрос будет обсуждаться на пленуме Конституционного суда. О важности данной проблемы говорит хотя бы такой факт: за всю историю ФРГ пленум Конституционного суда собирался всего четыре раза. Да и там разбирались сугубо частные, процессуально-правовые аспекты. А вот теперь впервые будет вынесено решение по важнейшему конституционному вопросу.
Примечательно, что ранее первый сенат Конституционного суда постановил, что, за исключением случаев защиты и обороны, бундесвер не может использовать боевые средства внутри страны, в том числе и бортовое оружие самолетов ВВС. Согласно постановлению использовать можно только вспомогательные полицейские средства. Однако второй сенат требует отменить это ограничение, исходя из того, что в соответствии с Конституцией бундесвер в особо тяжелых обстоятельствах может использовать внутри страны весь свой военный потенциал, руководствуясь принципом пропорциональности и соответствия.
При этом, признавая необходимость реформ и экономии средств, многие консерваторы выступают за компромиссный вариант: сократить численность бундесвера до 205 тыс. человек, из них 25 тыс. пусть служат по призыву. Есть и другие предложения: установить численность кадровых военных и контрактников в 150 тыс. человек, а вместе с ним пусть служат 25 тыс. призывников и 25 тыс. добровольцев.
Что касается социал-демократов, то они опасаются, что отмена службы по призыву повлечет отмену альтернативной службы. А ведь ее проходят около 90 тыс. молодых людей, занятых главным образом в социальном секторе – в больницах, домах престарелых и т.п. Министр по делам семьи, престарелых и молодежи Кристина Шредер заявила, что необходимо сохранить хотя бы треть от этого числа – около 35 тысяч. А ведь многие альтернативщики не скрывают: если бы не обязательный воинский призыв, на альтернативную службу они никогда не пошли бы.
<!--TEnd-->
Сомнения по поводу реформирования одолевают и военных. Так, генерал-инспектор бундесвера (высшее воинское звание в немецкой армии) Волькер Викер не уверен, что найдутся 7500 добровольцев в год. Как полагает генерал, систему добровольной службы два или три года следует обкатать в тестовом режиме. Есть опасность и того, что бундесвер не сможет предложить молодым людям финансово-социальные условия, которыми привлекают гражданские работодатели. Нельзя также забывать, что сокращение численности бундесвера приведет к закрытию многих казарм, свертыванию инфраструктуры, и в итоге работы могут лишиться тысячи гражданских лиц.
Так или иначе, пока не ясно, какая модель реформирования бундесвера будет в итоге принята. Но в любом случае он уже будет другим. Остается подождать партийных съездов ХДС и ХСС, когда по осени посчитают «цыплят» для армии.
Вас заинтересует
Вооруженные силы Германии - бундесвер - самая неэффективная армия в НАТО
Время исторических изменений для Бундесвера
Военная реформа в ФРГ
Министр обороны Германии заявил об отмене призыва
«Немец или в сапогах, или под сапогом