<!--TEnd-->
На днях главнокомандующий ВВС России выступил с заявлением, что Россия уже начала испытывать пятый и шестой летные образцы новейшего истребителя Т-50 (ПАК ФА), а также выразил уверенность в том, что уже к 2015 году вместе с началом серийного производства самолет будет принят на вооружение, в результате чего в части ВВС поступит от 450 до 600 истребителей. Когда дело касается самолетов нового поколения, Америка тоже не желает оставаться в стороне: пресс-секретарь министерства обороны США заявил, что причины неполадок в новейших F-35 уже выявлены, в свете чего Пентагон разрешил ВВС возобновить полеты этих машин. В это же время армия США готова выделить 6.9 миллиардов долларов на модернизацию истребителей F-22, производство которых было ранее приостановлено. «Белоголовый орлан» и «полярный медведь», армия США и армия России – лучшие во всем мире. И их новейшие истребители F-22, F-35 и T-50, разработанные с использованием технологий малой заметности (согласно западноевропейским стандартам, это истребители 4-го поколения, согласно советско-российским стандартам, это истребители 5-го поколения) – прямое отражение реальной военной мощи каждой из этих держав. Какие же самолеты лучше показывают себя в небе, какие у каждой из моделей преимущества и слабые места?
Морской ястреб со стальными когтямиОдного F-22 достаточно, чтобы сбить 5 самолетов третьего поколения.
]]>В 80-х годах XX века Советский союз удерживал лидирующее положение в небе засчет таких мощных машин третьего поколения, как МиГ-29 и Су-27, противостоявших в то время американским истребителям третьего поколения F-15 и F-16. Чтобы захватить превосходство в небе, Пентагон первым пошел по пути разработки истребителя нового, четвертого поколения. В 80-х годах задача была поставлена, к 90-м годам – утвержден план разработки. Новый самолет получил обозначение F-22 «Раптор». В 1997 году успешно прошли летные испытания первого образца этого самолета, в 2003 году уже была сдана первая партия серийных «Рапторов». Отличительными чертами F-22 стали его высокая маневренность, сверхзвуковая крейсерская скорость, соответствие идее «первым обнаружил – первым поразил» и низкая заметность. По сравнению с боевыми самолетами предыдущего поколения это был огромный скачок вперед.
<!--TEnd-->
Представители Пентагона заявляли, что один F-22 может справиться с 10 советскими истребителями 3-го поколения; позже стали говорить уже о 5 самолетах. За разработкой этого истребителя внимательно следил весь мир. Сочетаемые в нем качества стали образцом для всех последующих разработок истребителей 4-го поколения, его стали так или иначе копировать все другие военные державы. Вплоть до 2013 года F-22 оставался единственным в мире стоящим на вооружении истребителем 4-го поколения. Раз F-22 – настолько великолепный самолет, кому бы не хотелось иметь такой в своей армии? Однако Америка строго запретила экспорт этих истребителей, отнесясь к ним как к драгоценности, которую нельзя продавать направо и налево. Чтобы подсластить пилюлю для своих союзников, США начали разработку другого самолета, который можно было бы передать в чужие руки: так началась работа над другим истребителем 4-го поколения, F-35 «Лайтнинг». В воздушном бою новая машина показывала себя несколько хуже F-22, однако «Лайтнинги» оказались лучше приспособленными для выполнения таких задач, как нанесение ударов по наземным целям. План Пентагона был прост: в зоне ведения военных действий захватывать превосходство в воздухе с помощью F-22, а удары по противнику наносить уже на F-35. В разработке «Лайтнингов» принимало участие множество стран, включая Америку, Великобританию, Канаду, Австралию и Италию. Расчет изначально делался на то, что F-35 станет основным боевым самолетом первой половины XXI века для Америки и всех ее союзников; одна американская армия планирует закупить до 2400 машин, в то время как ее союзники по НАТО и Япония собираются приобрести до 700 самолетов.
Кто же лучше покажет себя в небе?Военно-воздушное состязание между США и Россией.Кто одержит верх, если новейшие истребители России и Америки сойдутся в воздушном бою? В действительности, обсуждая этот вопрос, мы можем сейчас лишь высказывать предположения, поскольку американский F-22 уже давно стоит на вооружении, а российский Т-50 пока еще проходит стадию летных испытаний. У нас пока нет четкого представления о реальных возможностях российского истребителя. Если говорить о конструкции, то длина корпуса, размах и площадь крыла у российского самолета немного больше, нежели у «Раптора», однако при этом Т-50 оказывается довольно легким, благодаря чему можно сделать вывод, что российский истребитель будет довольно маневренным. Предельная скорость F-22 – 2400 км/ч, а российский самолет сможет, по предварительным оценкам, достигать скорости в 2600 км/ч, однако Т-50 может проигрывать «Раптору» в крейсерской скорости. Как заявляет российская сторона, Т-50 может нести на себе огромный запас топлива, благодаря чему он также будет превосходить F-22 как по практической дальности, так и по боевому радиусу. Если говорить о вооружении, то на российскую машину, помимо пушки для ведения ближнего воздушного боя и ракет малой и средней дальности, также будут ставиться ракеты класса воздух-воздух сверхбольшой дальности, способные поражать цели на расстоянии свыше 400 км. Следует помнить, что на данный момент для F-22 основными средствами борьбы с воздушным противником являются лишь ракеты малой и средней дальности. Подобное положение дел может привести к тому, что в схватке T-50 с F-22 российский истребитель будет иметь преимущество первого удара. Однако есть у российского самолета и свои слабые места.
Во-первых, это электронно-навигационное оборудование: в этом поле советские и российские разработки всегда уступали американским аналогам. Новый T-50 будет оснащаться передовой радиолокационной системой и сможет обнаруживать цели на расстоянии свыше 400 км, одновременно отслеживая до 60 воздушных целей и поражая еще 16, однако, несмотря на то, что в этой области у российских разработчиков есть некоторый прогресс, бортовое радиоэлектронное оборудование, отвечающее за сбор и обработку информации, активную помехозащиту и авторегулировку, по-прежнему оставляет желать лучшего. На F-22 ставится многофункциональная многочастотная авионика, в то время как защитные системы Т-50 не покрывают всей ширины частотного спектра. Если же говорить о применении технологий скрытности, ставших характерной чертой для всех самолетов четвертого поколения, то здесь российский истребитель тоже несколько уступает американским аналогам. Большой размах крыла делает самолет более маневренным, но в то же время увеличивает риск обнаружения.
Похожая ситуация и со строением хвостового обтекателя: за превосходную маневренность приходится расплачиваться меньшей малозаметностью. Безо всякого сомнения, Т-50 – это великолепный самолет; снизив эффективную площадь рассеяния (ЭПР) этого истребителя до 0.5 м
Вас заинтересует
F-35 станет легкой добычей для Т-50
В США выпущен 100-й истребитель F-35
Палубные истребители J-15 начали поступать на вооружение авиации ВМС Китая
Китай. В поисках палубного истребителя
Су-35 обеспечит компании «Сухой