28 сентября 1913 г. крейсер был зачислен в списки судов Гвардейского экипажа. 11 ноября 1913 г. заложен на Русско-Балтийском судостроительном и механическом АО в Ревеле. 28 ноября 1915 г. спущен на воду. В октябре 1917 г. на буксире ледокола «Тармо» переведен в Петроград. С ноября 1924 г. достраивался на Балтийском заводе. 5 февраля 1925 г. «Светлана» переименована в «Профинтерн» (Профинтерн - Красный интернационал профсоюзов - международная организация революционных профсоюзов. Был создан на проходившем в Москве 3-19.11.1921 международном конгрессе революционных профессиональных и производственных союзов. К концу 1937 г. Профинтерн прекратил свою деятельность). 26 апреля 1927 г. корабль был предъявлен к испытаниям.
1 июля 1928 г. крейсер «Профинтерн» вступил в состав Морских сил Балтийского моря (МСБМ РККФ).
6-12 августа 1928 г. крейсер участвовал в походе кораблей МСБМ под флагом Председателя РВС СССР К.Е.Ворошилова в юго-западную часть Балтийского моря. (В походе кроме «Профинтерна» участвовали 3 линкора, 9 эсминцев, 9 подводных лодок, 3 транспорта).
В августе 1929 г. «Профинтерн» вместе с крейсером «Аврора» и четырьмя эсминцами участвовал в заграничном походе. 16 августа он вышел из Кронштадта и на следующий день в море соединился с крейсером «Аврора», вышедшим из Кронштадта ранее. 18 августа крейсера под общим командованием начальника учебного отряда кораблей ВМУЗ Ю.Ф.Ралля прибыли на рейд Свинемюнде. Эсминцы направились в Пиллау и Мемель. Руководители походом на самолете убыли в Берлин. 21 августа крейсера покинули Свинемюнде и 23-го вернулись в Кронштадт. 6-12 сентября 1929 г. «Профинтерн» участвовал в осенних маневрах МСБМ.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076458_1.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Крейсер «Профинтерн» вскоре после вступления в строй, 1929 г.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076490_2.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076502_3.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Крейсера «Профинтерн» и «Аврора» во время визита в Свинемюнде в августе 1929 г.
В ноябре 1929 г. крейсер «Профинтерн» (командир А.А.Кузнецов) был включен в состав Практического отряда МСБМ, в который вошел также линкор «Парижская Коммуна». Командиром отряда был назначен Л.М.Галлер - начальник бригады линкоров МСБМ. Линкор и крейсер должны были перейти с Балтики в Черное море.
22 ноября в 16.30 отряд вышел из Кронштадта. Поздно вечером 24 ноября он встал на якорь в Кильской бухте. Приняв топливо с транспортов, корабли 26 ноября продолжили поход. Пройдя Бельт, Категат, обогнув м. Скаген, отряд вышел в Северное море. Здесь начались первые неприятности: механики не учли разности в солености воды Балтики и океана и на кораблях вскипели котлы. Вечером 27 ноября отряд встал на якорь. Под утро 28 ноября корабли снялись с якоря, но в полдень вновь пришлось встать на якорь, поскольку сгустившаяся мгла закрыла маяки.
Пройдя Английский канал, корабли 30 ноября у маяка Барфлер встретились с транспортами, ушедшими вперед. Средняя скорость на переходе Кронштадт -Кильская бухта составляла 14 уз, а Киль-ская бухта - м. Берфлер - 10,9 уз. Океанская волна раскачивала корабли и транспорты, что значительно усложнило бункеровку. Чтобы не помять борта и не порвать шланги, корабли все время подрабатывали машинами, а при усилении ветра, погрузку прекращали. Двое суток длилась эта операция.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076944_1.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Вид с полубака на носовые башни главного калибра крейсера «Красный Кавказ»
Бискайский залив встретил корабли жестоким штормом. Когда отряд шел против ветра «Профинтерн», имевший высокий полубак, легко всходил на волну. Но к сожалению генеральный курс вынуждал корабли идти лагом к волне. Крен крейсера достигал 40°. Не помогло и уменьшение хода. К вечеру 3 декабря от ударов гигантских волн на «Профинтерне» разошлись клепаные швы корпуса. В 6-е котельное отделение стала поступать вода, одновременно вышел из строя водоотливной насос (сломался шток приемного клапана). Крейсер принял до 400 т воды. Л.М.Галлер вынужден был принять решение о заходе в ближайший порт. 4 декабря, произведя салют наций, корабли вошли на внешний рейд Бреста. Экипаж крейсера своими силами начал ремонт. А шторм все усиливался, даже на внешнем рейде ветер достигал 10 баллов. Стоя на двух якорях «Профинтерн» непрерывно работал турбинами «малый вперед». Через два дня ремонт закончился. Французские буксиры подвели к борту нефтеналивную баржу, но полностью восполнить запас топлива не удалось - на волнении рвались шланги.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076498_4.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Крейсер «Профинтерн» во время перехода на Черное море. Снимок с линкора «Парижская Коммуна»
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076469_5.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
«Профинтерн», зима 1930/31 г.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076449_6.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
«Профинтерн» в Севастополе, начало 1930-х гг.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076487_7.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
«Профинтерн», начало 1930-х гг.
7 декабря корабли опять вышли в Бискайский залив. Шторм достиг ураганной силы - ветер до 12 баллов, волны высотой 10 метров и длиной - 100. Крен крейсера достигал 40°. Все шлюпки были разбиты. Особенно тяжелые повреждения получил линкор, который носом зарывался в волну. Палуба его скрывалась под водой по первую башню. Когда под ударами волн на нем разрушилась носовая наделка, командир отряда решил вернуться в Брест.
10 декабря корабли вновь пришли на рейд французского порта. Линкор перешел на внутренний рейд для ремонта, крейсер стоял на якоре на внешнем рейде. Местные власти не разрешили увольнение команд на берег. В город только с деловыми визитами могли съезжать командиры. Через две недели ремонт линкора был закончен, но из-за непрекращающегося шторма выход отложили. Только 26 декабря отряд покинул Брест, на этот раз окончательно. Обогнув м. Сан-Винсент, корабли взяли курс на Гибралтар.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076952_13.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
«Красный Кавказ» на параде в Севастополе, конец 1930-х гг. Хорошо видны катапульта и кран-стрелы для подъема гидросамолетов с воды
Встретив в море наступивший 1930 год, отряд 1 января пришел в бухту Кальяри на о.Сардиния. Здесь уже ждали транспорты с топливом и водой. 6 января было получено разрешение на заход в гавань города Кальяри и увольнение команд на берег. Впервые за полтора месяца моряки смогли почувствовать под ногами твердую землю. На следующий день был организован футбольный матч команды города с командой «Профинтерна».
8-9 января корабли перешли из Кальяри в Неаполь. 14 января отряд покинул Неаполь, а 17 января вошел в Черное море, где был встречен дивизионом эсминцев МСЧМ. 18 января 1930 г. крейсер и линкор прибыли в Севастополь. За 57 суток корабли прошли 6269 миль.
«Профинтерн» был включен в состав МСЧМ (с 11 января 1935 г. - ЧФ). 9 марта 1930 г. «Профинтерн» вместе с линкором «Парижская Коммуна», крейсерами «Червона Украина» и «Красный Кавказ» (достраивался в Николаеве) был включен в состав дивизии (с 1932 г. - бригады) крейсеров МСЧМ.
Последующее десятилетие крейсер осваивал новый театр, экипаж занимался боевой подготовкой. 10-13 октября 1931 г. крейсер участвовал в маневрах МСЧМ.
В ночь на 10 мая 1932 г. «Профинтерн» следовал на рейд Чауда, где проводился сбор флота. При маневрировании он столкнулся с крейсером «Красный Кавказ», который ударил «Профинтерн» форштевнем в кормовой каземат правого борта. Ремонт повреждений занял 12 суток.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076451_8.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Крейсер «Профинтерн», снимок с линкора «Парижская Коммуна», 1930-е гг.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076426_9.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
«Профинтерн», 1930-е гг. Над крейсером пролетают летающие лодки Дорнье «Валь»
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076416_10.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
С 26 августа по 6 сентября 1932 г. «Профинтерн» совместно с крейсером «Черво-на Украина», тремя эсминцами и тремя канонерскими лодками совершил поход в Азовское море.
24 октября 1933 г. «Профинтерн» с «Червоной Украиной» вышли из Севастополя сопровождая турецкий пароход «Измир», на котором в Стамбул отправилась советская правительственная делегация во главе с наркомом по военным и морским делам К.Е.Ворошиловым на празднование 10-летия Турецкой республики. Утром 26 октября корабли прибыли в Стамбул, а спустя 6 часов вышли обратно и 27 октября вернулись в Севастополь. 9 ноября крейсера вновь направились в Стамбул, 11 ноября вступили в охранение парохода «Измир» с возвращающейся делегацией и 12 ноября прибыли в Одессу.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076938_10.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
«Красный Кавказ» вскоре после вступления в строй, 1933 г. Хорошо видны торпедные аппараты у среза полубака и авиационное вооружение
В 1935-1938 гг. «Профинтерн» прошел капитальный ремонт и модернизацию на «Севморзаводе».
22 июня 1939 г. «Профинтерн» как и вся бригада крейсеров, был включен в состав формируемой эскадры ЧФ. Еще в 1937 г. Профинтерн прекратил свою деятельность, но только спустя два года крейсер был переименован, получив по аналогии с двумя крейсерами бригады название «Красный Крым». С этого момента бригаду крейсеров ЧФ можно назвать «Красной».
Начало Великой Отечественной войны крейсер встретил под командованием капитана 2 ранга А.И.Зубкова. Корабль находился в текущем ремонте на заводе №201 (встал на ремонт в мае 1941). 1 августа 1941 г. крейсер отошел от стенки завода. С 8 по 10 августа прошел докование в Северном доке. 12 августа крейсер осмотрел командующий эскадрой Л.А.Владимирский. 13 августа крейсер, еще не вышедший из ремонта, был включен с двумя эсминцами в состав отряда №2 для отражения возможной высадки десанта в районе Одессы. 16 августа «Красный Крым» выходил в море для испытания механизмов и маневренных качеств.
21 августа в 7.00 «Красный Крым» с эсминцами «Фрунзе» и «Дзержинский» (командир отряда А.И.Зубков) вышел из Главной базы и ровно через сутки прибыл в Одессу. Крейсер без помощи буксиров ошвартовался у Платоновского мола, на берег высажен корректировочный пост. В 18.32 корабль снялся со швартовых и вышел в море для обстрела позиций противника. Но из-за дождя и мглы цели не были видны, а связь с корпостом была неустойчивой. Стрельба не состоялась, и корабль вернулся в Одессу.
23 августа крейсер открывал огонь по самолетам бомбившим Одесский порт. За два дня им было выпущено 70 100-мм и 21 45-мм снарядов.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076469_11.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Крейсер «Красный Крым», 1939 г.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076459_12.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Крейсер «Красный Крым» в Севастополе на параде, 1940 г. На переднем плане эсминец «Железняков»
23 августа в 17.30 крейсер вышел из Одесского порта и установил связь с кор-постом. Получив координаты цели в районе дер.Свердлово (штаб 35-го румынского полка), в 18.18 находясь на траверзе Чебанки, с дистанции 82 кбт открыл огонь левым бортом 8-орудийными залпами. Батареи противника в 19.06 открыли ответный огонь. В 19.30 «Красный Крым» прекратил стрельбу выпустив 462 снаряда, и лег на курс отхода.
В 20.30 к борту подошел эсминец «Фрунзе», на крейсер были приняты работники Одесского банка и 60 мешков денег. Закончив погрузку, корабль вышел в море. 24 августа в 7.30 «Красный Крым» стал на бочку в Севастополе.
26-27 августа крейсер перешел из Севастополя в Новороссийск. 28 августа зенитчики корабля открыли огонь по самолету, идущему на постановку мин на фарватере Новороссийска, самолет отвернул и скрылся.
14 сентября директивой Военного Совета ЧФ крейсер «Красный Крым» был включен в состав отряда кораблей, предназначенного для высадки десанта у Григорьев-ки под Одессой.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076913_9.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Счетверенный 7,62-мм зенитный пулемет «Максим»
18 сентября в 17.30 «Красный Крым» вышел из Новороссийска, сопровождая транспорты «Белосток» и «Крым», направлявшиеся с войсками в Одессу. В
6.00 19 сентября конвой встретили ТЩ и СКА, в 7.00 он прошел маяк Айтодор, а в 10.50 - траверз Константиновской батареи. Крейсер довел транспорты до выхода за кромку минных заграждений (м.Тар-ханкут), далее в их охранение вступил эсминец «Бойкий», а крейсер повернул в главную базу и 20 сентября в 6.30 вошел в Севастопольскую бухту.
Участвовал в высадке десанта у Григорь-евки. 21 сентября в 6.17 вместе с крейсером «Красный Кавказ» вышел из Северной бухты и, встав на якорь у Казачьей бухты, начал с помощью барказов принимать десант. К 11.59 на корабль были приняты 1-й и 2-й батальоны 3-го морского полка -1109 человек вместо предполагаемых 758. Для высадки десанта на крейсер были подняты барказы: два крейсера «Молотов» и по одному - крейсера «Червона Украина» и 1-й бригады ПЛ. В 13.38 корабль снялся с якоря и, вступив в кильватер «Красному Кавказу», в составе отряда вышел по назначению, скорость 18 уз.
В 18.44 были обнаружены два самолета противника, и по ним открыли огонь все зенитные орудия правого борта. Спустя 5 минут самолеты отвернули и стрельба прекратилась.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076502_13.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Крейсер «Красный Крым», 1940 г. На палубе юта виден кран для погрузки мин; стрелы самолетных кранов еще не демонтированы
22 сентября в 1.14 отряд прибыл в район Григорьевки, в точку рандеву с отрядом высадочных средств, которого на месте не оказалось. Крейсер занял исходную точку, и, удерживаясь машинами в 1.20 с дистанции 18 кбт открыл огонь правым бортом по берегу, по пересыпи Ад-жаликского лимана. В 1.27 огонь был перенесен на Григорьевку, а спустя семь минут прекращен. В 1.40 началась высадка десанта с помощью барказов. Поддерживая высадку «Красный Крым» в 2.03 открыл огонь всем бортом по Чебанке, совхозу им. Котовского, Мещанке. К 3.00 барказы совершили 10 рейсов, высадив 416 чел, затем к крейсеру подошла канонерская лодка «Красная Грузия» и приняла оставшихся десантников. В 3.43 крейсер прекратил стрельбу по берегу, который велся с перерывами в течение трех часов, выпустив 273 130-мм и 250 - 45-мм снарядов. В 4.05 крейсера «Красный Крым» и «Красный Кавказ» направились в Севастополь, развив скорость 24 уз. В 16.52 корабль стал на бочку в Северной бухте. В тот же день в 20.00 «Красный Крым» вышел из Севастополя ив 11.30 23 сентября прибыл в Новороссийск. 26 сентября крейсер перешел из Новороссийска в Туапсе.
Вечером 30 сентября крейсер вышел из Туапсе, 1 октября в 13.09 прибыл в Батуми и встал к нефтяному пирсу для приемки мазута и воды. К 17.00 бункеровка была закончена и началась погрузка пулеметного батальона - 263 человека личного состава, 36 станковых пулемета, 2 45-мм орудия с боезапасом. Приняв на борт войска, в 21.30 вышел из Батуми в Феодосию, куда прибыл 2 октября в 17.28. Выгрузив батальон на баржи, крейсер в 18.45 снялся с якоря. Утром 3 октября он прибыл в Новороссийск, а затем ушел в Туапсе.
28 октября бригада крейсеров была расформирована, а крейсера подчинены непосредственно командующему эскадрой ЧФ.
29 октября в 16.00 «Красный Крым» пришел из Туапсе в Новороссийск и стал на якорь. Портовые буксиры перевезли с берега на корабль батальон морской пехоты - 600 человек с оружием и боезапасом, и в 22.56 он вышел из Новороссийска. 30 октября в 15.53 крейсер пришел в Севастополь и стал на бочки, батальон был выгружен на подошедшие буксиры. 31 октября в 1.35 авиация противника совершила налет на главную базу, командир крейсера приказал зенитного огня не открывать, чтобы не демаскировать корабль.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076974_15.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Носовая дымовая труба «Красного Кавказа»
«Красный Крым» был включен в состав отряда артиллерийской поддержки войск севастопольского гарнизона, командир отряда - начальник штаба эскадры капитан 1 ранга В.А.Андреев.
2 ноября в 9.30 начался ожесточенный налет авиации на Севастополь, три Ju-88 атаковали крейсер, сбросив семь бомб. Все они упали в 20 м от борта, три не взорвались, а от взрывов четырех бомб осколками были ранены пять краснофлотцев. К 18 часам крейсер подошел к пристани минно-торпедной мастерской и начал приемку имущества эвакуируемого минно-торпедного отдела ЧФ. Одновременно производилась погрузка имущества Крымского обкома ВКП (б), раненых, семей военнослужащих.
3 ноября Военный совет флота постановил вывести корабли из Севастополя.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076445_14.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Командующий флотом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский выстуа-вет перед экипажем крейсера «Красный Крым»
В тот же день к 17.00 крейсер окончил погрузку приняв 350 раненых, 75 военнослужащих, 100 эвакуируемых, документы штаба ЧФ, 30 торпед, 1800 приборов Обри, запчасти торпед и инструмент всего 100 ящиков.
В 18.27 «Красный Крым» вышел из Севастополя в Туапсе, на крейсере были отправлены все документы и имущество штаба ЧФ на ЗКП ЧФ, оборудованный в 4 км юго-западнее Туапсе. 4 ноября в 14.00 прибыл в Туапсе. По причине большой перегрузки базы командование Туап-синской ВМБ не могло принять все имущество и раненых. 6 ноября в 00.55 крейсер вышел из Туапсе, в 14.00 прибыл в Батуми и, ошвартовавшись у причала, начал выгрузку.
7 ноября к 9.00 крейсер закончил выгрузку, принял мазут и в 13.55 вышел из Батуми в Севастополь. 8 ноября корабль зашел в Туапсе для пополнения запаса топлива, а в 7.47 9 ноября «Красный Крым» прибыл в Севастополь и стал на бочку № 8. В 10.00 и 11.00 авиация противника совершила налеты на базу, но крейсер не пострадал. В 15.30 корабль сменил место стоянки, став на бочки линкора «Парижская Коммуна» возле минно-торпедных мастерских.
10 ноября «Красный Крым» получил задачу разрушить дальнобойную батарею противника в районе Качи. В 6.30 он открыл огонь главным калибром на дистанции 85 кбт. Стрельба корректировалась корпостом. После четырех пристрелочных выстрелов корабль перешел на поражение трехорудийными залпами. В 8.00 закончил стрельбу, выпустив 81 снаряд. Батарея противника была разрушена. Еще дважды в этот день крейсер открывал огонь по скоплению живой силы противника - в 12.30 в районе Инкермана (31 снаряд) и в 20.00 по району дер. Ду-ванкой (20 снарядов).
8 23.00 корабль снялся с бочек и под буксирами перешел в Южную бухту, где в 2.00 11 ноября отдал правый якорь и ошвартовался левым бортом у холодильника. 11 ноября «Красный Крым» продолжал обстреливать скопления пехоты противника, выпустив 105 снарядов.
В эти дни немецкая авиация совершала массированные налеты на Севастополь, 10 ноября крейсер огнем 45-мм орудий сбил самолет противника.
12 ноября «Красный Крым» стоял у холодильника. В 10.00 начался сильный налет на город и корабли, крейсер открыл огонь всеми зенитными орудиями и пулеметами. Две группы по три самолета Ju-88 зашли на корабль и сбросили бомбы с горизонтального полета. 10 бомб упали на расстоянии 50 м и далее. Эти же самолеты еще дважды заходили на крейсер, но из-за интенсивного зенитного огня бомбы сбрасывали неточно, корабль повреждений не получил. В 12.00 вторая волна из 28 бомбардировщиков атаковало город и корабли, крейсер «Червона Украина» был тяжело поврежден и погиб, тяжелые повреждения получили эсминцы «Беспощадный» и «Совершенный». Самолеты несколько раз заходили и на «Красный Крым», но бомбили неточно, бомбы падали в городе и на набережной, корабль повреждений не получил. 12 ноября при отражении атак авиации израсходовано 221 100-мм и 497 45-мм снарядов. 13 и 14 ноября немецкие самолеты бомбили Южную бухту и корабли, но сильный зенитный огонь каждый раз вынуждал их поспешно сбрасывать бомбы, крейсер повреждений не получил.
14 ноября на корабль были погружены курсанты учебного отряда ЧФ - 600 человек, личный состав и имущество СНиС ЧФ, санитарного отдела ЧФ, управления НК ВМФ, прокуратуры ЧФ, команды погранвойск, команды НКВД с прокуратурой и трибуналом Крыма, разведотдела ЧФ, семьи военнослужащих. Всего принято 350 раненых, 217 военнослужащих, 103 гражданских, 105 т груза. В 23.15 крейсер вышел из Севастополя. С рассветом он вступил в охранение транспорта «Ташкент», который шел со скоростью 8 уз. Ночью 15 ноября транспорт отстал и с рассветом 16 ноября крейсер повернул на обратный курс, на его поиск. В 7.30 транспорт был обнаружен, для увеличения скорости отряда на транспорт были поданы буксиры, но на скорости 14 уз., они лопались. В 17.50 «Красный Крым» с транспортом догнали и начали обходить теплоход «Абхазия» в сопровождении эсминца «Незаможник». «Ташкент» был передан эсминцу, а крейсер вступил в охранение «Абхазии». 17 ноября крейсер в 16.30 прибыл в Туапсе, а теплоход направился в Поти.
26 ноября крейсер перешел из Туапсе в Новороссийск и стал на якорь.
В 1.10 27 ноября он ошвартовался у причала и начал погрузку войск. В 3.15, имея на борту 1000 бойцов и командиров пополнения для Приморской армии, вышел из Новороссийска в Севастополь, куда прибыл 28 ноября в 6.25, на переходе крейсер сопровождал эсминец «Железняков».
29 ноября с 22.05 до 22.50 стоя на якоре и швартовах у холодильника крейсер обстреливал скопление противника в районе Шули, Черкез-Кермен, высота 198,4, огонь велся по площадям, без корректировки. Было выпущено 179 снарядов.
30 ноября в 23.34 в сопровождении двух тральщиков крейсер вышел из Севастополя в район Балаклавы. В 2.25 1 декабря он занял исходную точку для стрельбы между берегом и внутренней кромкой минного заграждения, застопорил машины и с дистанции 87 кбт, открыл огонь левым бортом по мотомеханизированным частям в районе Варнутка, с Кучук-Мускомья, стрельба велась по площадям. В 2.56 крейсер закончил стрельбу, израсходовав 149 снарядов, и в 4.25 вернулся в базу.
В тот же день с 12.45 до 13.20 стоя на якоре и швартовах у холодильника в Южной бухте крейсер обстрелял скопления войск противника у с.Шули (гора Зубук-Тепе, высота 449, на дистанции 100 кбт по площадям расход 60 снарядов. В 17.12-17.45 вел огонь правым бортом по живой силе в районе Мамашай, стрельба корректировалась. Так как стрельба велась на предельной дистанции - 120 кбт, был создан искусственный крен 3° на левый борт. В результате огнем крейсера уничтожено до батальона пехоты.
2 декабря со швартовых у холодильника «Красный Крым» выполнил две стрельбы по живой силе у с.Черкез-Кермен, расход 60 снарядов, с. Шули - 39 снарядов. 3 декабря с 16.11 по 17.30 крейсер обстрелял батарею противника, расположенную у с.Кучка расход 28 снарядов. Стрельба корректировалась.
5 декабря, приняв 296 раненых и 72 эвакуируемых пассажира, «Красный Крым» в 16.20 вышел из Севастополя. Утром 6 декабря он вступил в охранение транспортов «Белосток» и «Львов». 7 декабря в 9.59 прибыл в Туапсе, где выгрузил часть раненых и эвакуируемых, а 9 декабря перешел из Туапсе в Поти.
10 декабря в 7.30 вышел из Поти в Новороссийск, конвоируя транспорты «Калинин» и «Димитров» с войсками для Севастополя. Скорость транспортов - 6 уз. 12 декабря сигнальщики крейсера обнаружил плавающую мину, которую расстреляли. 13 декабря в 8.00 корабли повернули на Инкерманский створ, противник открыл огонь, несколько снарядов легли в 50-70 м от крейсера, осколками были ранены два моряка. В 16.50 крейсер вышел из Севастополя в Новороссийск, куда прибыл в 6.00 14 декабря.
В декабре 1941 г. флот готовился к крупной десантной операции целью которой было освобождение Керченского полуострова и оказание помощи Севастополю.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076432_15.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Погрузка десанта на крейсер
«Красный Крым» в числе других кораблей должен был участвовать в высадке десанта в Феодосию, но 17 декабря противник начал второе наступление на Севастополь по всему фронту. Ставка приказала немедленно доставить пополнение защитникам города.
20 декабря, приняв 1680 бойцов и командиров 79-й особой стрелковой бригады в 17.00 с крейсером «Красный Кавказ» (флаг комфлота Ф.С.Октябрьского), лидером «Харьков», эсминцами «Бодрый» и «Незаможник», «Красный Крым» вышел из Новороссийска. Из-за тумана отряд не мог форсировать минные поля ночью и вынужден был прорываться днем 21 декабря на подходе к Севастополю, в районе Херсо-несского маяка, корабли были атакованы немецкой авиацией - шестью Me-110, на крейсер было сброшено 6 бомб, упавших в 100 м по корме, одновременно самолеты обстреливали корабли из пулеметов. Повреждений не получил. Зенитная артиллерия «Красного Крыма» активно отражала атаки, выпустив 72 100-мм и 100 45-мм снарядов. В 13.00 корабли вошли в главную базу, крейсер ошвартовался у холодильника и начал высадку. В 17.50-18.00 «Красный Крым» обстрелял мотоколонну в районе Дача Торопова у с.Алсу, израсходовав 30 снарядов.
22 декабря, стоя на швартовах у холодильника, в течение суток провел четыре стрельбы из них одну ночную по площадям и одну с корректировкой по мотомех-колоннам и живой силе противника, израсходовал 141 снаряд. В 19.30, приняв 87 раненых, с эсминцем «Незаможник» вышел из Севастополя в район Балаклавы с задачей огнем 130-мм орудий подавить живую силу противника. Застопорив ход, с дистанции 85 кбт с 20.25 до 22.05 крейсер вел огонь по противнику в районе Верхняя Чоргунь, Дача Торопова, Кучук-Мускамья. Точкой для наводки служил установленный на берегу затемненный огонь синего цвета. В 22.05, закончив стрельбу (расход 77 снарядов), корабли направились в Туапсе, куда прибыли в 10.50 23 декабря.
24-25 декабря перешел из Туапсе в Новороссийск.
Участвовал в Керченско-Феодосийской операции. На первом этапе операции крейсер был включен в состав отряда корабельной поддержки отряда высадки «Б» контр-адмирала Н.О.Абрамова, который должен был произвести высадку у г.Опук.
«Красному Крыму» была поставлена задача: совместно с эсминцем «Шаумян» в ночь с 25 на 26 декабря обстрелять Феодосию, выявить батареи и огневые точки, после чего днем 26 декабря систематическим обстрелом дороги Феодосия - Керчь не дать возможности противнику перебросить свои резервы в районы, где должны были высадить десанты (Керчь, Дуранде) и огнем своей артиллерии поддержать десант, высаживающийся в Дуранде.
25 декабря в 20.20 «Красный Крым» с эсминцем «Шаумян» вышел из Новороссийска в район Керченского пролива, передавая данные о погоде в районе операции. 26 декабря в 5.32 крейсер открыл огонь главным калибром правым бортом с дистанции 55-60 кбт по порту Феодосия. В 5.40 окончил стрельбу выпустив 70 фугасных снарядов. Этот артиллерийский налет на Феодосию был излишним - стрельба велась по площадям и не нанесла урона противнику, батареи врага также не были засечены. Затем корабли направились на восток для встречи с крейсером «Красный Кавказ» и эсминцем «Незаможник». В 7.50 легли в кильватер «Красному Кавказу», крейсера бесцельно маневрировали в Феодосийском зал.: Эльган-Кая, Чауда - Феодосия, пытаясь отыскать отряд контр-адмирала Н.О.Абрамова. В море - туман, дождь, снег плохая видимость. 23.00 крейсер встал на якорь в районе Чауды в 20 кбт от пристани Дуранде. В 6.00 27 декабря отряд корабельной поддержки получил сообщение о том, что десантный отряд вернулся в Анапу. В 7.30 крейсер снялся с якоря и в 14.00 ошвартовался у Элеваторной пристани Новороссийска.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076902_3.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Зенитное 102-мм орудие Б-2 крейсера «Красный Кавказ»
Включен в отряд кораблей поддержки отряда высадки «А». 28 декабря к 17.10 на «Красный Крым» был принят десант -2000 бойцов и командиров 9-го стрелкового корпуса, 2 миномета, 35 т боеприпасов, 18 т продовольствия. На корабле разместился командир 9-го стрелкового корпуса генерал-майор И.Ф.Дашичев со своим штабом. Катера крейсера №1 и №3 были оставлены в Новороссийске, взамен их на борт приняты барказы линкора «Парижская Коммуна» и крейсера «Ворошилов».
В 19.00 «Красный Крым» снялся со швартовов и в составе отряда с крейсером «Красный Кавказ» и тремя эсминцами вышел из Новороссийска.
29 декабря в 3.05 отряд корабельной поддержки перестроился в кильватерную колонну, в 3.45 лег на боевой галс и через три минуты «Красный Крым» на скорости 6 уз открыл огонь левым бортом из 130-мм и 45-мм орудий. В 4.03 огонь был прекращен, а в 4.35 крейсер стал на якорь в 2 кбт от Широкого мола и в 4.48 начал высадку десанта с помощью четырех барка-зов, затем подошли шесть катеров СКА, которые перевезли 1100 десантников. В 4.50 прикрывая высадку, корабль открыл огонь прямой наводкой по огневым точкам в порту и городе, в районе м. Ильи. По неподвижно стоявшему кораблю противник вел огонь из орудий, минометов и пулеметов. В 6.23 к правому борту крейсера подошел эсминец «Шаумян», для приемки десанта, но его командир не смог с ходу ошвартоваться. В это же время береговая батарея противника открыла огонь по кораблям, и эсминец, получив приказание подавить батарею, отошел от крейсера. Затем к борту крейсера подошел БТЩ «Щит» и принял 300 человек.
Более двух часов корабль находился под артиллерийско-минометным обстрелом. Первый снаряд разорвался в 7.15 в батарейной палубе у орудия №3 в р-не 45-49 шп. правого борта, в результате образовалась пробоина площадью 1,5 м2 и много мелких пробоин, перебиты обмотки размагничивающего устройства. Вспыхнул пожар, горела пробковая изоляция. Появились убитые и раненые. Пожар был ликвидирован с помощью воды и огнетушителей, на пробоину поставлен щит. Затем последовали попадания снарядов в форштевень, в 1-ю трубу. В 7.42 взрывом снаряда на полубаке в районе 43-44 шп. левого борта пробило боковую броню щита орудия №12. В результате орудие заклинило, осколками повреждена и вышла из строя 45-мм пушка. Загорелся 130-мм пенал с зарядом, но был выброшен за борт.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076923_2.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
Вид с носовой надстройки на бак крейсера «Красный Кавказ». Хорошо видны носовые башни главного калибра. На крыше возвышенной башни стоит зенитный пулемет «Вик-керс». 1942 г.
В 7.47 снаряд разорвался в районе 3538 шп. правого борта, образовалась пробоина площадью 1 м2 и множество мелких осколочных пробоин. Большую пробоину заделали деревянным щитом, а мелкие - деревянными пробками. В 7.49 в районе 34-35 шп. правого борта взрывом снаряда был разрушен деревянный настил палубы площадью 0,75 м2 и разбит стальной кнехт на полубаке. Поврежден фальшборт. В 7.50 на полубаке в районе 22 шп. разорвалась мина в результате в вентиляционной шахте образовалось до 30 мелких пробоин.
В 9.15 высадка десантников была закончена (на корабле остался генерал-майор И.Ф.Дашичев со штабом) и через две минуты крейсер начал съемку с якоря. Почти одновременно с этим в 9.17 и 9.20 два снаряда попали в штурманский мостик и ходовую рубку. Рубка вышла из строя, поврежден настил мостика, перебиты трапы, много проводов, выбиты стекла, снесены двери, перебиты переговорные трубы, кабели, вышли из строя тахометры и машинный телеграф, поврежден привод управления прожектором. Во время съемки с якоря попаданием снаряда разрушена шахта вдувной вентиляции МО, настил ростр и палубы, минные рельсы. Вспыхнул пожар на рострах в районе 77-78 шп, где стояли барказы с цистернами, заполненными бензином. Аварийная партия, создав водяной заслон, ликвидировала пожар.
За время высадки в корабль попало 8 снарядов и 3 мины, были выведены из строя 130-мм орудия №3, 7 и 12 из состава экипажа и десанта убито 18 и ранено 46 человек. Одновременно с высадкой корабль вел огонь одиночными выстрелами по огневым точкам противника и скоплениям войск, разбив две батареи и одну подавив, уничтожив несколько пулеметных точек. Крейсер израсходовал 318 130-мм и 680 45-мм снарядов.
В 9.25 якорь был выбран, в этот момент начались налеты немецкой авиации. Корабль отходил на юг, маневрируя на полном ходу и отражая атаки авиации. Крейсер был атакован 11 раз, но только в трех случаях бомбы легли в 10-15 м от корабля. В результате взрывов бомб гидравлическими ударами по корме, началась фильтрация воды в кормовые балластные цистерны, по швам и заклепкам нефтяных цистерн начал просачиваться мазут. Осколки бомб сделали 50 мелких пробоин, перебили фалы носового мостика, повредили броневую крышку иллюминатора в оперативной рубке. Попаданий в броневой пояс не было.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076462_16.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
«Красный Крым» с десантом на борту, 1942 г. На рострах над бортовыми спонсона-ми 130-мм орудий хорошо видны установленные 12,7-мм пулемет ДШК и 20-мм «эр-ликон»
В 23.30 «Красный Крым» стал на якорь в глубине Феодосийского залива. 30 декабря в 7.40 он снялся с якоря, днем маневрировал в Феодосийском заливе, отражая налеты авиации. В течение дня на корабль было произведено до 15 атак группами по два-три самолета. Они отражались мощным огнем всех калибров, в том числе и главным, стрелявшим шрапнелью по низколетящим самолетам, в результате самолеты отворачивали и сбрасывали бомбы в стороне от корабля. Только в двух случая бомбы упали в 20 м от борта, жертв не было. По зенитным целям 29 и 30 декабря было израсходовано 52 130-мм шрапнели, 322 100-мм осколочных гранаты 741 45-мм осколочно-трассиру-щий снаряд. Корабль держал связь с кор-постами и был готов открыть огонь по противнику. В море было захоронено 18 погибших моряков. В 16.00 в Двуякорной бухте генерал-майор Дашичева и его штаб были пересажены на тральщик. После этого командир высадки капитан 1 ранга Н.Е.Басистый приказал крейсеру с эсминцем «Шаумян» следовать в Новороссийск. При подходе к Новороссийску крейсер получил приказ следовать в Туапсе, куда и прибыл 31 декабря в 3.15 и стал на якорь.
1 января 1942 г. «Красный Крым», приняв 260 человек и 40 т грузов, в 17.00 вышел из Туапсе в Феодосию. 2 января в 15.00 он стал на якорь в 3,5 кбт от защитного мола Феодосийского порта и к 9.00 четырьмя барказами выгрузил личный состав и груз. Одновременно крейсер огнем поддерживал левый фланг войск на Феодосийском участке фронта. К 11.00 резко ухудшилась видимость, наползал туман, начался снегопад. 2 и 3 января крейсер маневрировал в Феодосийском заливе. Метеообстановка продолжала ухудшаться: сильная зыбь, снег, туман, заставили корабль несколько раз становиться на якорь. К утру 4 января видимость несколько улучшилась и корабль, весь обледенелый, вернулся в Новороссийск.
4 января, приняв на борт 1200 бойцов и командиров 226-го горно-стрелкового полка и 35 т грузов, «Красный Крым» в 17.00 совместно с ТЩ-412 (13) и четырьмя катерами МО вышел из Новороссийска с целью высадить десант в районе Алушты. Но из-за обледенения катеров отряд в 4.00 5 января повернул на обратный курс и в 10.00 вернулся в Новороссийск. В 16.00 корабли вновь вышли из Новороссийска к Алуште, но из-за шторма не смогли высадить десант и в 13.30 6 января вернулись в Новороссийск и высадили войска в порту.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076942_4.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
100-мм орудие Минизини на «Красном Кавказе». Тренировка расчета
8 января, приняв 730 бойцов и командиров, 45 т грузов «Красный Крым» в 15.15 вышел из Новороссийска в Феодосию с двумя СКА, в 22.40 отдал якорь в Феодосийском зал., спустил барказы и начал выгрузку. К 1.40 9 января окончил высадку, принял 13 человек арестованных НКВД, в том числе «голову» Феодосии Грузинова, и снялся с якоря. В 10.35 прибыл в Новороссийск и ошвартовался у элеватора. В 11.00 в базе объявлена воздушная тревога три Ju-88 шли на корабли. Был открыт сильный огонь средствами ПВО базы и кораблями, самолеты поспешно сбросили бомбы и ушли. Крейсер израсходовал 23 100-мм и 40 45-мм снарядов. 12 января корабль перешел из Новороссийска в Туапсе, а 14-го вернулся в Новороссийск.
В январе 1942 г. Черноморский флот с целью отвлечения сил противника, наступающего на Феодосию, высадил три тактических десанта в районе Судака, в двух из них участвовал и «Красный Крым».
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076485_17.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
76-мм пушка ЗИС-3 на палубе «Красного Крыма» во время переброски подкреплений в Севастополь
15 января, приняв десант - 560 бойцов и командиров 226-го горно-стрелкового полка, «Красный Крым» под флагом командира отряда кораблей десанта капитана 1 ранга В.А.Андреева, в 13.00 с эсминцами «Сообразительный» и «Шаумян» вышел из Новороссийска к Судаку. В 14.30 корабли прошли минные поля, в море к ним присоединился отряд корабельной поддержки - линкор «Парижская Коммуна» (флаг командующего эскадрой), эсминцы «Безупречный» и «Железняков». Корабли построились в походный ордер, скорость 16 уз. Корабли были обнаружены самолетом Ju-88, который свыше часа сопровождал их. Отряд лег на курс 260° на Севастополь и следовал им до 20 час. Отряд высадки - канонерская лодка «Красный Аджаристан» и сторожевые катера с первым броском десанта ожидали на траверзе Керченского пр-ва. В 15.00 самолеты противника пытались атаковать корабли, но зенитным огнем линкора и крейсера они были отогнаны. На переходе крейсер имел более 40 надежных определений по радиомаякам, чем обеспечил точный подход к месту высадки всего отряда. Для обеспечения выхода кораблей к намеченному пункту высадки, туда заранее были высланы подводные лодки Щ-201 и М-55, которые в обусловленное время в 2,5 и 7,5 милях от берега включили ориентирные огни. В 22.10 отряд вышел на зеленый огонь ПЛ М-55, находившейся в 7 милях от Судака, лег на курс 350°, и вышел на красный огонь ПЛ Щ-201. На расстоянии двух миль от берега корабли заняли исходные точки диспозиции и в 23.45 открыли огонь по береговой черте в районе высадки между м. Алчак и Генуэзской пристанью Судака. «Парижская Коммуна» освещала берег осветительными снарядами, «Красный Крым» вел огонь по пляжу с дистанции 23 кбт. В результате были уничтожены проволочные заграждения и огневые точки противника. Крейсер израсходовал 96 фугасных снарядов. В полночь 16 января катера МО с десантом пошли к месту высадки, и в 0.05 крейсер прекратил огонь по пляжу.
В 0.59 крейсер отдал правый якорь и через минуту начал высадку десанта и выгрузку боезапаса катерами и барказами. Прикрывая высадку крейсер периодически открывал огонь по г.Судак и дорогам, закончил стрельбу в 3.31 израсходовав 103 снаряда (всего за операцию - 199 снарядов). С берега по крейсеру был открыт минометный огонь, мины падали на расстоянии 4-5 кбт, но попаданий в корабль не было. На крейсер с берега доставлялись раненые. В 4.15 высадка была окончена, барказы подняты на борт, в 4.24 крейсер выбрал якорь и лег на курс отхода, развив 22 узла. В 16.25 он прибыл в Новороссийск и ошвартовался у Элеваторной пристани.
<!--
TBegin:http://topwar.ru/uploads/posts/2013-10/1381076462_18.jpg|
-->
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
TEnd
-->
«Красный Крым» в Новороссийске, 1942 г.
20 января крейсер перешел из Новороссийска в Туапсе. В ночь с 21 на 22 января на Туапсе обрушился норд-ост (бора). Утром 22 января волнами был сорван со швартовых крейсер «Молотов», стоявший у соседнего пирса. Отданная якорь-цепь лопнула, крейсер ветром и волнами стало разворачивать на 180°. С «Молото-ва» на «Красный Крым» подали швартовы, но они лопнули. «Молотов» форштевнем прочертил по борту «Красного Крыма» развернув орудие и ударил в борт стоявший по корме крейсера танкер «Кремль», который затонул.
Учитывая успешную высадку 226-го полка, командующий фронтом приказал флоту высадить в том же районе 554-й горнострелковый полк.
23 января «Красный Крым» принял на борт части 554-го горно-стрелкового полка (1450 красноармейцев и командиров, 70 т боезапаса, 10 т провианта) и с эсминцами «Безупречный» и «Шаумян» в 16.00 вышел из Туапсе. На крейсере держал флаг командир отряда высадки капитан 1 ранга В.А.Андреев. В 18.00 корабли в районе Кабардинки попали в полосу тумана и вынуждены были стать на якорь. 24 января около 4 часов туман стал рассеиваться, корабли снялись с якоря и вошли в Новороссийск. В 12.16 отряд, к которому присоединился эсминец «Сообразительный», вышел в море. Метеообстановка - туман, сильный северо-восточный ветер и низкая температура. Верхняя палуба, надстройки и леера покрылись льдом. В 22.15 был обнаружен красный огонь подводной лодки Щ-201, ориентируясь на который крейсер в 23.03 отдал якорь на 20-метровой глубине в 5 кбт от Судакского пляжа. В 23.20 он начал высадку. В первую очередь на берег барка-зами доставлялись боезапас и продовольствие, а десантники - катерами СКА. Тральщик ТЩ-16 в течение 50 мин пытался подойти к крейсеру, чтобы принять десантников, сломал два трапа и обвод, но подойти так и не смог. К 6.00 25 января высадка в основном была закончена, выгружены 1300 человек, весь боезапас и продовольствие, на корабле остались 250 человек. Но усилившееся волнение и близость рассвета не позволили кораблям оставаться у берега. В 6.05 они снялись с якоря, чтобы к рассвету - 8.00 оторваться до 44-й параллели, обеспечив надежный отход отряда до налетов авиации противника. В 6.30 крейсер и эсминцы легли на курс 150° и в 16.30 прибыли в Новороссийск.
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
45-мм орудие 21-К крейсера «Красный Кавказ»
28 января «Красный Крым» перешел из Новороссийска в Туапсе для производства 10-дневного ремонта. Завершив ремонт, крейсер 11 февраля перешел из Туапсе в Новороссийск.
13 февраля приняв на борт 1075 человек маршевых рот, 35 человек штаба ЧФ и 35 т груза крейсер в 16.20 вышел из Новороссийска и в 10.50 14 февраля прибыл в Севастополь, встал у холодильника и произвел высадку.
22 февраля, стоя на якоре в Севастопольской бухте, «Красный Крым» вел огонь правым бортом по вражеским войскам в районе Шули, сделал 20 выстрелов. 24 февраля в 11.40 прозвучал сигнал воздушной тревоги в городе. Со стороны Евпатории на высоте 3000 м обнаружены семь Ju-88, которые шли на крейсер. ПВО базы с опозданием открыла огонь, поэтому самолеты, не ломая строя, шли на корабль с носа до момента сбрасывания бомб. Зенитная артиллерия крейсера своевременно открыла огонь, но так как противник атаковал с носа, число ее стволов было ограничено. Все семь самолетов поочередно пикировали на корабль, и каждый сбросил по две 500 кг бомбы. Три упали по левому борту на расстоянии 20 м, 11 - по правому борту на расстоянии 10
Вас заинтересует
Русская эскадра в Чифу (Китай). 1895
Единственный авианосец России взял курс на восток Средиземного моря
Российский авианосец попал в шторм в Средиземном море
История службы. «Адмирал Нахимов
"Кузнецова" все же поставят на ремонт