Известно, что без хорошего знания военно-инженерного дела невозможно добиться успеха в общевойсковом бою. Важной составной военно-инженерного дела являются подрывные работы, которые включают в себя различные системы и средства минирования, а также миновзрывные заграждения.
По мнению экспертов, минное оружие можно использовать не только в обороне, но и в наступлении, поскольку современные средства минирования предполагают их скоростную установку, что позволяет устраивать минные поля непосредственно в ходе боя.
Переносной комплект минирования «Ветер-М», ПКМ-1 известен еще со времен Советской армии. Он представляет собой простейшее общевойсковое средство, при помощи которого можно дистанционно установить противотанковые и противопехотные мины. Особенность комплекта состоит в том, что его можно устанавливать не только заблаговременно, но и непосредственно в ходе боя, что значительно повышает возможности тактической обороны войск.
<
В комплект входит примитивный пусковой станок подрывной машины ПМ-4, две катушки кабеля по 50 метров в каждой и сумка для переноски. Весит весь комплект около 2,5 килограммов. Станок выполнен в форме металлического листа небольших размеров, к которому под углом в 45 градусов крепится поддон с электрическим контактом. На станке размещаются кассеты с противопехотными или противотанковыми минами, а затем используется для выстреливания этих кассет. Работает станок предельно просто – когда к станку присоединяются кассеты, между ними замыкаются контакты. Затем подрывная машинка подает электроимпульс, происходит воспламенение вышибного порохового заряда в кассете. Это дает возможность выбросить мину примерно на 30-35 метров. Независимо от типа мин, размеры кассеты остаются одинаковыми, изменяется только маркировка на них. Так, существуют кассеты КСФ-1 с 72 противопехотными минами ПФМ-1, кассеты КСФ-1С-0.5 с 36 противопехотными минами ПФМ-1 и таким же количеством ПФМ-1С, кассеты КСФ-1С с 64 противопехотными минами ПФМ-1С, кассеты КСО-1 с 8 противопехотными минами ПОМ-1, кассеты КПОМ-2 с 4 противопехотными минами ПОМ-2, а также кассеты КПТМ-3 с 1 противотанковой миной ПТМ-3 и кассеты КПТМ-1 с 3 противотанковыми минами ПТМ-1.
Мины, выброшенные из кассет, разбрасываются и образуют эллипс рассеивания. Размеры его составляют около 8-10 метров в ширину и 18-20 метров в длину. Вероятность поражения, в зависимости от типа мины, составляет от 0,5 до 7 метров. Противотанковые мины выбрасываются примерно на 100 метров.
Существует возможность устанавливать одно- и многополосные минные поля.
Данная система дистанционного минирования ценна своей простотой, возможностью минирования не выходя из траншеи, установлении минных полей внезапно для возможного противника и подрыва в нужное время.
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
Еще одним минным устройством, пришедшим из советских времен, является
универсальный минный заградитель УМЗ. Это одна из систем дистанционного минирования, предназначенная для установки противопехотных, противотанковых и смешанных минных полей. При этом мины можно устанавливать только на поверхность грунта.
Заградитель установлен на шасси бортового автомобиля Зил-131В. Кассетные блоки в количестве 6 единиц установлены в кузове на поворотном устройстве, а система управления выбросом – в кабине.
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
Кассетные блоки не зависят друг от друга и могут поворачиваться на 360 градусов под разными углами наклона.
В зависимости от схемы минирования выбирается поворот кассет и угол их наклона. Все это делается вручную перед началом минирования.
В каждом блоке может быть установлено до 30 кассет. А полная комплектация заградителя составляет 80 кассет. Исходя из вышесказанного, заградитель может одновременно быть заряжен 180 противотанковыми минами ПТМ-3, 540 противотанковыми минами ПТМ-1, около 12 тысяч противопехотных мин ПФМ-1, 1440 противопехотными минами ПОМ-1 и 720 противопехотными минами ПОМ-2.
Можно использовать и смешанную зарядку кассетных блоков. Тогда за один заход заградитель может нести противопехотные и противотанковые мины или мины одного типа, но различных вариантов. Можно установить поле и за несколько заходов, а также пополнить боекомплект в любой нужный момент.
В процессе минирования заградитель может развивать скорость от 5 до 40 километров в час. Повторную перезарядку 2 человека могут выполнить примерно за 1,5-2,5 часа, а саперное отделение из 6 человек – за 1 час.
Данный заградитель внешне ничем не отличается от обычного ЗИЛа, поэтому противник не сможет его идентифицировать. Экипаж машины включат два человека – водителя и оператора.
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
Более современным средством минирования является
вертолетная система минирования ВСМ-1. Ее используют для установки противотанковых, противопехотных и противодесантных минных полей при помощи вертолетов Ми-8МТ и Ми-8Т. Чаще всего данную систему используют для того, чтобы быстро установить минные заграждения в местах прорыва противника, а также в зонах его продвижения вглубь охраняемой территории. ВСМ-1 производится Казанским вертолетным производственным объединением, а разработана система в Государственном научно-исследовательском инженерном институте города Балашиха.
В комплекте системы, кроме пульта правления минированием, находятся контейнеры для мин в количестве 4 единиц, тележка для транспортировки, пульт и система подъема контейнера. В каждом контейнере предусмотрено место для 29 кассет КСО-1.
Устройство минного поля осуществляется во время полета над местностью, которую необходимо заминировать.
Наиболее эффективна данная система для минирования горных местностей. Ее использовали в Афганистане в качестве превентивной меры против моджахедов. Скорость разбрасывания мин составляет около 8,5 тысяч мин за одну минуту на участке около 25 метров в ширину и 2 километров в длину.
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
Еще одним эффективным минным средством является
универсальный контейнер малогабаритных грузов КМГУ, который предназначен для перевозки и сбрасывания фронтовых контейнерных блоков с боеприпасами осколочного, фугасного, кумулятивного и зажигательного действия. Кассеты, после сбрасывания раскрываются, обеспечивая, таким образом, движение боеприпасов по траектории поражения целей. Внешне контейнер выглядит как алюминиевый силовой корпус, имеющий обтекаемую форму и два отсека для размещения блоков кассет. В нижней части корпуса расположены створки, которые работают от пневмопривода. Он, в свою очередь, работает от баллона сжатого воздуха. Носителями контейнера являются вертолет Ми-28Н и самолеты Су-17, Су-27, Су-24, МиГ-29 и МиГ-27.
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
Средство дистанционного минирования для РЗСО «Смерч» с реактивным снарядом 9М55К4 – это средство минирования, предназначенное для устройства минных полей при помощи противотанковых мин ПТМ-3. Мины размещаются в кассетных блоках по пять мин на каждом из пяти ярусов.
Головная часть снаряда отделяется, и мины при помощи пиропатрона выталкиваются. При этом они переводятся в боевую готовность, а через 90-100 секунд мины касаются поверхности грунта. Эллипс рассеивания зависит от траектории и дальности полета Ии составляет примерно 2 на 2 километра.
Для того получения такого минного поля необходимо 12 зарядов, то есть один полный залп «Смерча». Снаряды рассеиваются примерно на 150 метров в результате постоянной корректировки их движения при помощи газодинамических рулей, а также вращения вокруг своей оси.
Мины находятся в боевой готовности сутки, после чего происходит самоликвидация. Если мины находятся в неисправном состоянии или не находятся в состоянии боевой готовности из-за неправильного положения также самоликвидируются в пределах суток. А если они оказались в непосредственной близости от машин или танков на металлоконструкциях, то взрыв происходит мгновенно.
Наиболее безопасное расстояние для людей после начала самоликвидации мин составляет около 300 метров от крайней мины. Также мины типа ПТМ-3 можно уничтожать при помощи тралов ЭМТ.
Реактивный снаряд 9М55К4 применяется в реактивной системе залпового огня «Смерч» 9К58, которая была принята на вооружение еще советскими войсками в 1987 году. В настоящее время для этой установки применяют и другие типы снарядов.
Сам снаряд модульный и различается только по боевым частям: осколочно-фугасной, кумулятивно-осколочной, объемно-детонирующей, зажигательной, а также с применением самонаводящихся противотанковых боевых элементов.
Система «Смерч» способна развивать скорость до 60 километров в час. Пусковая установка включает в себя 12 трубных направляющих. Полный залп осуществляется за 20 секунд, дальность поражения – от 20 до 70 километров. Перезарядка установки производится транспортно-заряжающей машиной 9Т234-2 за 10-15 минут.
Полный комплект установки «Смерч» включает в себя пусковую установку 9А52-2, транспортно-заряжающую машину 9Т234-2 и машину КАМАЗ-4310 с системой управления огнем «Виварий», которая используется для шести установок.
Эксперты уверены, что современные средства минирования стали более эффективными за счет применения электронных взрывателей и возможности программирования мин для самоликвидации через определенное время, повышения механической прочности вследствие использования прочных материалов, дающих возможность сбрасывать их с большой высоты без повреждений, увеличение численности систем дистанционного минирования, использующихся не только военными инженерами, но и другими родами войск.
Системы дистанционного минирования НАТО
Командование армий Североатлантического альянса, которые долгое время считали мины пассивным средством введения боевых действий, по-новому оценили их возросший потенциал. С каждым днем все большую популярность приобретает термин «минная наземная война».
Минные заградители, которые находятся на вооружении натовских войск, предназначены для устройства противотанковых мин. Они делятся на две группы: самоходные и прицепные. Большую часть составляют прицепные заградители. Расстояние между минами можно регулировать, таким образом, можно увеличить или уменьшить плотность установки минного поля. Большинство мин – противотанковые противоднищевые, которые поражают бронецель по всей площади. Применяют также и противогусеничные мины с целью затруднения преодоления противником установленного минного заграждения.
Минный заградитель FFV 5821 находится в наземной системе минирования MiWS. Это прицепное устройство, для буксировки которого применяется штатный автомобиль с 720 минами. При скорости 7 километров в час заградитель может установить до 20 мин за минуту. Разработано устройство шведской фирмой. Поставки его начались в 1989 году в Германию, а позже и в Нидерланды.
Прицепной минный заградитель, используемый в войсках Великобритании, - это штатное устройство, применяемое инженерными войсками для установки противогусеничных противотанковых мин L9A1. В настоящее время данный тип мин оснащен новым взрывателем, который срабатывает под всей площадью цели. Для его буксировки используется гусеничный бронетранспортер FV 432 «Троуджен» с 144 минами. Для установки мин на поверхность грунта используют также FV 602 «Столвэт», который может перевозить до 500 мин.
Испанский прицепной минный заградитель ST-AT/V используется для установки противотанковых, противоднищевых и противогусеничных мин. Для буксировки используется бронетранспортер с 200 минами. Работает заградитель со скоростью 4 километра в час.
Французский минный заградитель F1 имеет колесную базу. Основной особенностью его является то, что при установке мин он открывает для каждой из них индивидуальную лунку, при этом не повреждая растительный слой. Гидромеханический орган поднимает дерн, а после устройства мины опускает его обратно и равняет поверхность при помощи валика. Заградитель рассчитан на установку мин одинакового размера, к примеру, таких, как противогусеничные АСРМ.
В грузовом отсеке установки находятся кассеты по 112 мин каждая в количестве 4 единиц. При установке каждой мины машина останавливается, а все действия автоматизированы. Скорость минирования составляет около 400 мин в час.
Системы дистанционного минирования представляют собой новые средства, дающие возможность установки минных полей в самые короткие сроки на расстоянии от нескольких метров до сотни километров. В структуру систем сходят мины различных типов – противотанковые, противопехотные, противотранспортные, средство для их установки и сам носитель, в качестве которого могут быть использованы как наземные машины, артиллерийские снаряды или ракеты, так и самолеты и вертолеты.
Наземные системы минирования – это машины, которые в движении способны отстреливать или метать мины на расстояние 30-100 метров, образуя таким образом, минную полосу в несколько десятков метров. Мины, которые упали на поверхность, приводятся в боевое положение и срабатывают либо в процессе воздействия цели, либо при попытке переместить их, либо в процессе самоликвидации. К системам такого типа относятся американские системы минирования GEMSS, «Вулкан», немецкая MiWS, итальянская Истриче, британская «Рейнджер».
Артиллерийские системы представляют собой средства минирования, которые используют штатные артиллерийские орудия для стрельбы содержащими мины кассетными зарядами. После падения на поверхность они приводятся в боевое положение и срабатывают в процессе воздействия бронецели или по истечении срока действия. К ним относятся американские системы RAAMS и ADAM.
Ракетные системы минирования используют штатные РСЗО для устройства минных заграждений. Несмотря на то, что подобными разработками занимаются многие государства, на вооружении они находятся только в Германии. Там используют системы «Ларс-2» - это 36-ствольная пусковая установка. Боевая кассетная часть раскрывается в заданной точке, и мины опускаются на парашютах под действием воздушного потока. После приземления парашют отсоединяется, и мина приводится в состояние боевой готовности.
По мнению натовских экспертов, вертолетные системы целесообразно использовать для устройства заграждений на маршрутах противника, преследующего отходящие войска, для прикрытия флангов, а также для укрепления уже установленных заграждений. Недостаток таких систем заключается в том, что вертолеты действуют на предельно низких высотах, что значительно повышает их уязвимость. Чаще всего применяется два основных типа таких систем – универсальных, которые крепятся на борт машин, а также тех установок, которые транспортируются на внешней подвеске вертолета. Среди вертолетных систем можно отметить американскую систему «Вулкан», итальянскую DATS, SY-AT, которая используется в Испании и Португалии.
Вместе с оснащением войск НАТО этими средствами минирования, предполагается и разработка новых видов такого оружия, эффективность которых проверяется в ходе проведения учений.
Представители военного ведомства выделяют несколько основных направлений, по которым должны развиваться разработки новых систем минных заграждений. Это разработка противотанковых мин, способных поражать цель на расстоянии до 100 метров, создание противовертолетных мин, которые смогут поражать воздушные цели на малых высотах, а также диверсионных мин для отрядов спецназа.
Решение всех этих проблем планируется в ближайшее десятилетие.
Вас заинтересует
Оружие под запретом. Часть 3. Противопехотные мины
Минные заградители сегодня
Инженерный боеприпас с кассетной боевой частью для поражения групп живой силы и легкобронированной техники М-225
Вертолетная система минирования ВСМ-1
Реактивная система залпового огня LARS-2