<!-- TEnd -->
10 ноября 2011: Подводный флот Индии разваливается от старости, а новые лодки и не собираются вовремя поступать. И не то чтобы было неожиданностью, что индийская бюрократическая система оборонных закупок давно известна как медлительная, небрежная и упрямая, особенно в условиях, требующих её быстрой работы. Запутанная история с запоздалыми подводными лодками выглядит особенно болезненно.
По плану к концу десятилетия в эксплуатации должны были находиться десяток новых подводных лодок. В настоящее время только шесть из них несут службу. Остальные шесть могут поступить лет через пять. В этом трудно быть уверенным, потому как производитель вторых шести лодок еще не был выбран. Большие шишки из оборонного ведомства заявляют о "зеленой улице" для этого проекта, но знающие наблюдатели не ожидают от этих чиновников никакой расторопности.
Попытки Индии построить первые шесть подводных лодок в соответствии с лицензией (французская Scorpene) откладывались несколько раз, а цена выросла до $ 5 миллиардов ($ 834 миллиона за каждую). Несмотря на угрозу для Индии потерять тысячи рабочих и специалистов, имеющих опыт в строительстве современных подводных лодок, бюрократы оборонных закупок, похоже, ничему не научились. Эти чиновники уже вызвали многочисленные задержки и перерасход средств в ходе переговоров о строительстве дизель-электрических подводных лодок Scorpene. Бюрократы настолько небрежно вели эту сделку, что она почти три года отстает от графика. Но она еще больше отстает от графика, если взять в расчет те нескольких лет задержки, вызванной индийскими бюрократами ещё де её начала. Задержки и бесхозяйственность уже увеличили стоимость проекта в $ 4 миллиарда на 25 процентов. Предполагается ввести в строй первую Scorpene в 2015 году и потом по одной в год, пока все шесть не будут поставлены.
Существует определенная неотложность, потому что в следующем году пять из 16 подводных лодок Индии (10 Кило и две класса Foxtrot, построенные Россией, и четыре немецкие Type 209) будут списаны (некоторые из них уже наполовину списаны из-за возраста и дряхлости). Через два года после этого у Индии останется только пять функционирующих лодок. Индия считает, что ей необходимо иметь на вооружении как минимум 18 неядерных подводных лодок, чтобы справиться с Пакистаном и Китаем.
Однако чиновники и политики колеблются уже в течение почти десятилетия, и до 2005 года Индия не подписала сделку по покупке шести французских лодок класса Scorpene. Задержки привели французов к повышению цен на некоторые ключевые компоненты, а у Индии возникли некоторые проблемы в переводе к себе производства. Первая Scorpene должна была быть построена во Франции, а остальные пять в Индии. Хотя и ожидались некоторые проблемы (Индия занимается лицензионным производством сложного оружия в течение десятилетий), бюрократы, занимающиеся закупками для министерства обороны, никогда не перестают удивлять, когда дело доходит до задержки работ, или они просто мешают.
Scorpene похожи на приобретенные недавно Пакистаном французские подводные лодки Agosta 90B. Первая Agosta была построена во Франции, а две другие были построены в Пакистане. Покупка Scorpene рассматривалась как ответ на пакистанские Agosta. Scorpene являются более поздней конструкцией, результатом сотрудничества между французскими и испанскими строителями подводных лодок. Агоста имеет водоизмещение 1500 тонн (надводное), дизель-электрический привод, 36 человек экипажа и четыре 533-мм (21 дюймов) торпедных аппарата (20 торпед и/или противокорабельных ракет). Scorpene немного тяжелее (1700 тонн), имеет меньший экипаж (32 человека) и немного быстрее. Она имеет шесть торпедных аппаратов 533 мм и несет 18 торпед и/или ракет. Обе модели могут быть оснащены системой воздухо-независимого движения AIP (air independent propulsion). Это позволяет лодке дольше оставаться под водой, в результате чего её труднее найти. Система AIP позволяет подлодке находиться под водой в течение более чем недели, на малой скорости (5-10 километров в час). Пакистанцы имеют возможность оснастить системой AIP две нынешних Agosta.
Во время согласования и подписания договора о поставках Scorpene Индия была сильно озабочена пакистанским военно-морским флотом, однако в настоящее время Китай рассматривается в качестве основного противника. Китайские подводные лодки не так эффективны, как пакистанские лодки, как из-за менее продвинутых технологий и хуже подготовленных экипажей. Индия может использовать свои Scorpene, чтобы противостоять любой попытке Китая расширить своё военно-морское присутствие в Индийском океане. Таким образом, задержки и перерасход средств с Scorpene вызывают довольно много беспокойства в Индии. Однако с такими темпами, с какими движется Индия, займет почти десятилетие, прежде чем все шесть Scorpene поступят на вооружение. И тогда Индия будет иметь около десятка подводных лодок (в том числе атомных, находящихся в процессе строительства). Китай будет иметь более 60 кораблей, около 20 процентов из которых ядерные.
Вас заинтересует
Производственное объединение «Севмаш
Бангладеш покупает китайские подводные лодки
Сингапур заключил контракт на закупку двух немецких подлодок Type 218SG
Дорогой подводный флот Австралии
Подводные лодки типа "Морж"