На одном из первых совещаний, которое организовал Владимир Путин, вступив в президентскую должность, обсуждался, в том числе и вопрос реализации Гособоронзаказа-2012. Президент напомнил, что позади уже 5,5 месяцев текущего года, а реализация ГОЗ идет с большой пробуксовкой. Путин озвучил цифру, связанную с подписанием контрактов в сфере оборонно-промышленного комплекса – 70%. При этом некоторые эксперты утверждают, что даже этот невпечатляющий процент несколько завышен, так как некоторые уже подписанные контракты неожиданно было решено пересмотреть и отправить соглашения на доработку.
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
<!--
sizestart:1
-->
<!--
/sizestart
-->
Сборочно-сдаточное производство ОАО «Курганмашзавод»
<!--
sizeend
-->
<!--
/sizeend
-->
На заседании в числе прочих присутствовали исполняющий обязанности министра обороны Анатолий Сердюков, а также и.о. вице-премьера Правительства РФ, отвечающий за реализацию Гособоронзаказа, Дмитрий Рогозин. Владимир Путин дал весьма жесткую оценку работы министерства в плане подготовки контрактов к заключению и потребовал в кратчайшие сроки отчитаться в том, что ГОЗ-2012 вышел на 100%-ное подписание контрактов между заказчиками и производителями новой военной техники.
Однако до этого все жесткие требования со стороны российского Президента (в то время – Дмитрия Медведева) о необходимости соблюдения сроков заключения всех контрактов по ГОЗ, мягко говоря, пропускались мимо ушей. Никаких вразумительных объяснений, почему военное ведомство никак не может найти общий язык с производителями новых вооружений, получено не было. Единственное, чем всегда оперировали обе стороны в качестве попыток себя оправдать – это «не сошлись в цене». Успокоит ли такая трактовка Владимира Путина в должности Президента – вероятность этого крайне мала. Возможно, уже в ближайшее время новое российское Правительство вынуждено будет работать с постоянным акцентом внимания на оборонную промышленность. Ведь суммы, которые выделяются на развитие ОПК, сегодня для нашей страны просто беспрецедентны. Ни одна другая отрасль не получает такого щедрого бюджетного финансирования. Именно поэтому можно ожидать, что новый российский Премьер буден озадачен тем, чтобы связать модернизацию экономики напрямую с финансированием военно-промышленной сферы.
Как уверены многие эксперты, если система ОПК будет в определенной мере открытой, то каждый рубль, в нее вложенный может превратиться в 8-10 рублей. Связано это не только с возможностью экспортировать образцы конкурентоспособной российской военной техники за рубеж, но и с тем, что в результате освоения выделенных на оборонку средств могут появиться сотни тысяч рабочих мест и в гражданских сферах. К примеру, необходимость создания нового образца бронетехники «Армата» мобилизует не только инженеров-конструкторов, слесарей-сборщиков, программистов, но и тех, кто занимается добычей железной руды, ее обработкой, выплавкой, транспортировкой. При реализации Гособоронзаказа в России может появиться уникальный производственный кластер, который будет представлять собой тесную интеграцию военных и гражданских специалистов. В современных условиях любое обособление в этой сфере не сможет привести к положительным результатам, какую бы самоотдачу ни демонстрировали специалисты предприятий.
Кроме того, интегральный принцип реализации Гособоронзаказа – это серьезный шаг в решение проблемы снижения безработицы. Не будем забывать, что амбиции российских властей в этом плане весьма высоки – 25 миллионов новых рабочих мест за ближайшие 10-12 лет. Эта цифра выглядит несколько утопически, если отделять военную и гражданскую экономические системы друг от друга. Но только на одном их стыке может возникнуть до миллиона новых вакансий. Главное, чтобы все эти новые вакансии были направлены исключительно на производство конечного продукта в виде новейших вооружений, а не в очередную бюрократическую армию, кормящуюся финансированием модернизации российских Вооруженных Сил.
Стоит напомнить, что из федерального бюджета на реализацию Гособоронзаказа на 2012 год запланирована к выделению сумма в 1 триллион 769 миллиардов рублей, на 2013 и 2014 – 2 триллиона 236 миллиардов и 2 триллиона 625 миллиардов рублей соответственно. Как видно, для коррупционеров есть поле для маневра, тем более что именно финансовые вливания в оборонку в последнее время достаточно активно страдают от коррупционных схем. Именно поэтому новому российскому Правительству, которое пока еще не сформировано, предстоит решать сверхзадачу по поиску путей выхода из затянувшегося тупика в сфере модернизации российской армии.
Однако некоторые военные эксперты уверены в том, что и таких выделяемых средств для повышения конкурентоспособности российской техники недостаточно. Доводы эксперты с означенными взглядами на уровень финансирования приводятся следующие: Россия за последние 20 лет успела потерять слишком много рынков сбыта для своей военной техники, а чтобы вернуть эти рынки вновь, нужно производить оружие по-настоящему высокого качества. А на его разработку вновь нужны больше деньги. Плюс к этому вырисовывается и еще одна проблема: многие производственные предприятия потеряли костяк из квалифицированных специалистов, а те, кто остался, продолжают эксплуатировать производственную технику «шестьдесят-бородатых» годов, на которой еще создавались поколения советских авиационных и морских судов, бронетехники. По естественным причинам, чтобы обновить один лишь парк станков на заводах сферы ОПК понадобятся дополнительные средства. И для повышения стимула для рабочих и специалистов инженерных звеньев при создании новой военной техники тоже придется раскошелиться и раскошелиться отнюдь не скупо…
И такое мнение экспертов сложно проигнорировать. При всем уважении к российской военной промышленности, многие рынки сбыта военной техники действительно потеряны. И потери произошли далеко не только по вине стран, которые переориентировали свои направления сотрудничества на Североатлантический альянс (Польша, Румыния, Чехия и другие страны Восточной Европы), но и по причине многократного увеличения бюрократических барьеров для тесного сотрудничества. Именно череда бюрократических проволочек и ценовые разногласия отпугивают даже тех заказчиков российской военной техники, которые всегда считались ориентированными на Россию (Китай, Индия, Вьетнам и целый ряд других стран).
Российским производителям продавать свое оружие становится действительно труднее. Сегодня даже заключенные контракты не могут защитить производителя от того, что заказчик вдруг ни откажется от закупок. Причин расторгнуть контракт всегда найдется масса: это и неожиданно неподошедшая цена, и качество произведенной продукции, и претензии к сложностям при эксплуатации.
Если говорить о процентном соотношении в плане продаж военной техники российской компании «Рособоронэкспорт», то первое место здесь занимает Азия и Тихоокеанский регион. Около 43% всех зарубежных продаж приходится именно на такие государства как Малайзия, Индонезия, Индия, Китай, Вьетнам и ряд других. После череды переворотов и мятежей на Ближнем Востоке и в Северной Африке российский оружейных экспорт в этом направлении серьезно снизился. Фактически потеряна казавшаяся «постоянным клиентом» в плане покупок российского оружия Ливия. Сложной остается ситуация в Сирии. Там, где не успели свое дело сделать оранжевые революции, работают санкции, препятствующие реализации даже ранее заключенных контрактов. Один из санкционных примеров – Иран, куда Россия так и не смогла поставить комплексы С-300.
На долю Европы и Северной Америки приходится всего около 2% экспорта, причем большую часть составляет экспорт в Белоруссию. А ведь Запад уже не раз высказывал предложения ввести санкции на поставки вооружений и в эту страну. Порой складывается впечатление, что санкции Запада – это очень эффективный инструмент для того, чтобы убрать Россию с оборонного рынка той или иной страны.
Правда, некоторые эксперты считают, что ничего страшного для российского экспорта не происходит. В частности, корреспонденты «Комсомольской правды» опубликовали данные о том, что продажи российского оружия за последние 12 лет увеличились более чем в 3 раза. В 2012 году объем продаж может составить от 12 до 13 миллиардов долларов. Эти цифры с одной стороны вдохновляют, но с другой – дают повод для размышлений. Во-первых, именно в последнее время все чаще заказчики стали предъявляться претензии к российскому оружию, во-вторых, указанные темпы продаж основываются на контрактах, которые заключались заблаговременно. Не станет ли год 2011 пиковым, ни пойдут ли продажи на убыль?..
К тому же можно привести цифры сравнения объемов продаж военной техники СССР в 1990 году и объемы продаж оружия России сейчас. СССР реализовывал оружия на официальную сумму в 16 миллиардов долларов. А ведь СССР далеко не все свои поставки позволял себе разглашать, поэтому реальные доходы могли составлять в разы большие суммы, нежели те, которые были опубликованы, скажем так, для массового потребления.
Итак, динамика продаж российского оружия за рубеж, есть, но есть и к чему стремиться. В течение последних лет российская оборонка стабильно обосновалась на втором месте после США по объемам продаж вооружения в мире.
Но одно дело – экспорт оружия за рубеж, и совсем другое – оснащение собственной армии качественной военной техникой. Вот здесь до уровня Советского Союза нам пока еще очень далеко. Главное, чтобы решение задачи реальной модернизации российской армии с помощью выделения солидных бюджетных средств не превратилось в черную дыру для российской экономики. Новому российского Кабмину придется и над этим тоже серьезно поломать свои головы.
Вас заинтересует
Равнение на своих
Щедро продавая танки и самолеты иностранным армиям, наша оборонка "забывает" о своей
Украина увеличивает экспорт военной техники
Россия и США отчитались о военном экспорте в 2010 году
Бум в экспорте российских вооружений ("Il Sole 24 Ore", Италия)