В годы холодной войны вопрос создания эшелонированных систем противовоздушной обороны, способных уничтожить любой вражеский самолет или крылатую ракету, стоял особенно остро. Вероятные противники располагали огромным количеством ударных самолетов с ракетным и бомбовым вооружением, из-за чего следовало готовиться к массированным атакам со всех направлений. Создание системы противовоздушной обороны, способной отразить подобные удары, было крайне сложным и дорогостоящим делом. Кроме того, существующие и перспективные зенитные ракетные комплексы являлись приоритетными целями для авиации противника, из-за чего прикрываемый район после массированного удара рисковал остаться без защиты.
[thumb=|Автономная зенитная ракета SIAM (США)]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNC8ybmd1aTZhbG5tLmpwZw==[/thumb]
Особенности гипотетического вооруженного конфликта между сверхдержавами и их союзниками заставили американских ученых и инженеров искать способы решения имеющихся проблем. Удешевление зенитных систем и повышение их потенциала требовали использования новых идей на уровне архитектуры ЗРК. К решению новой сложной задачи должна была привести программа SIAM (Self-Initiated Anti-Aircraft Missile – «Зенитная ракета с автоматическим стартом»), запущенная агентством DARPA в середине семидесятых годов.
]]>В рамках программы SIAM предполагалось развить и, возможно, довести до применения на практике оригинальную идею. Предлагалось создать небольшую зенитную управляемую ракету, способную производить обнаружение цели и запуск с последующим ее уничтожением без какой-либо помощи со стороны. Для уменьшения стоимости программы ракета должна была иметь дальность стрельбы в несколько километров. Надежную защиту прикрываемых объектов предполагалось осуществлять при помощи большого количества автономных ракет, установленных в нужном районе.
Избранная тактика «минного поля» позволяла разместить десятки или сотни небольших ракет с автоматическим управлением в заданном районе, где они могли бы самостоятельно следить за воздушной обстановкой и атаковать вражеские летательные аппараты, приблизившиеся на достаточное расстояние. Идеи, лежавшие в основе программы SIAM, позволяли решить сразу несколько проблем, связанных с организацией противовоздушной обороны важных районов. К примеру, ракеты новой модели могли бы нести дежурство в труднодоступных северных районах, где нельзя было разместить зенитные системы «классического» вида. Кроме того, перспективные автономные ракеты могли бы дополнить средства войсковой ПВО, взяв на себя ответственность за низкие высоты.
При определенных доработках ракета SIAM могла использоваться для самообороны подводных лодок. Такая модификация ракеты могла бы доставляться на поверхность воды специальным всплывающим буем с пусковой установкой. При использовании подлодок и буев перспективный зенитный ракетный комплекс мог осуществлять противовоздушную оборону важных акваторий.
Особенности эксплуатации определили облик перспективного ракетного комплекса. Требовалось создать компактную и легкую твердотопливную ракету малой дальности, оснащенную инфракрасной или комбинированной (инфракрасная и радиолокационная) головкой самонаведения. Доставляться к месту размещения ракета должна была в транспортно-пусковом контейнере. Предполагалось оснастить контейнер опорами для его вертикального размещения. Конструкция контейнера должна была позволять головке самонаведения ракеты «наблюдать» за окружающим пространством.
В программе SIAM приняли участие несколько компаний, занимавшихся разработкой вооружений и военной техники. Среди прочих разработкой перспективного ЗРК занялась компания Ford Aerospace. Ее проект заинтересовал военных и даже дошел до стадии испытаний прототипа. Контракт на завершение проекта и изготовление ракет-прототипов был подписан в 1979 году.
Внешне ракета Ford SIAM напоминала боеприпасы переносных зенитных ракетных комплексов, что было обусловлено особенностями ее применения. Испытывавшиеся прототипы перспективной ракеты имели калибр всего 114 мм, однако разрабатывался и более крупный вариант. По имеющимся данным, в дальнейшем предполагалось разработать и довести до серийного производства ракету длиной порядка 5 метров с диаметром корпуса 32 см и стартовым весом 65-70 кг. Тем не менее, проверка основных идей проекта производилась при помощи малогабаритных изделий.
Ракетный комплекс компании Ford был выполнен в соответствии с идеями, предложенными на ранних стадиях программы SIAM. Боеприпас размещался в транспортно-пусковом контейнере, оснащенном опорами. Вертикальное расположение контейнера и его размеры, оставлявшие головную часть ракеты открытой, позволяли инфракрасной головке самонаведения следить за всем окружающим пространством. Ракету оснастили твердотопливным двигателем и электронными системами, отвечавшими за поиск целей и запуск ракеты.
В электронный «мозг» ракеты был загружен сравнительно простой алгоритм работы. Боеприпас должен был располагаться на позиции и следить за окружающим пространством. При появлении самолета или крылатой ракеты противника оборудование ракеты должно было определить опасность цели по силе инфракрасного излучения. По достижении им заданного порога автоматика давала команду на запуск, после чего ракета направлялась к цели. На начальной стадии полета ракета Ford SIAM должна была использовать активную радиолокационную головку самонаведения, а наведение непосредственно на цель предполагалось осуществлять при помощи инфракрасной системы.
В 1980-81 годах состоялись несколько испытательных запусков новой зенитной ракеты. В ходе испытаний отрабатывались различные элементы комплекса, в первую очередь системы обнаружения цели. Последний испытательный пуск состоялся в условиях, имитирующих реальную работу в боевых условиях. В качестве учебной цели использовался беспилотный летательный аппарат Gyrodyne QH-50 DASH, оснащенный инфракрасными излучателями и имитировавший боевой вертолет. ЗРК Ford SIAM самостоятельно обнаружил учебную цель и уничтожил ее. Перехват состоялся на высоте 450 метров и на дальности 3300 м от пусковой установки.
Зенитному ракетному комплексу SIAM прочили большое будущее. К примеру, появилось мнение, согласно которому он сможет использоваться не только для защиты от авиации противника, но и для ее уничтожения на собственных аэродромах. Для этого предлагалось «засевать» автономными ракетами район вражеского аэродрома. Подобная операция, как ожидалось, могла на длительный срок парализовать работу авиабазы противника и исключить полеты с нее.
На дальнейшей судьбе программы SIAM сказались финансовые проблемы Пентагона. В начале восьмидесятых годов американскому военному ведомству пришлось выбирать, какие программы продолжить, а какие следует заморозить или даже закрыть. Программе разработки «зенитных ракет с автоматическим стартом» не повезло. Для ее продолжения и доведения ЗРК до практического применения требовались дополнительные затраты времени и финансов. Из-за ведения ряда более важных программ разработка зенитного ракетного комплекса Ford SIAM была прекращена.
По материалам сайтов:
http://designation-systems.net/
http://flightglobal.com/
http://osti.gov/
Вас заинтересует
Зенитный ракетный комплекс Sky Dragon 50 (Китай)
Проект противолодочной ракеты «Пурга
Новости проекта BrahMos
Турция начала испытания противотанковой ракеты MIZRAK-U
MBDA Missile Systems завершит разработку ПКР FASGW-ANL