Румынский президент Бэсеску:
Замороженные на время конфликты в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и в Крыму – это своеобразный тест на способности НАТО принести безопасность в регион. Нет сегодня другого ответа для стабильности в Европе, кроме того, чтобы адаптировать способности Североатлантического альянса к противостоянию угрозам в этих регионах.
Этот откровенный призыв румынского президента для руководства НАТО принять решение о военном вмешательстве в упомянутые республики, одна из которых вообще является частью России, прозвучал на фоне непрекращающегося украинского конфликта. По сути, глава Румынии говорит о том, что без вмешательства НАТО Европа сегодня уже не может осуществлять экспансию своих «ценностей» на новые и новые территории. Мол, насаждать европейские «ценности» на Восток «дипломатическим» путём уже не получается – нужна военная поддержка. Это к вопросу о декларируемом европейском пацифизме…
]]>Итак, Румыния, по сути, открыто призывает НАТО вмешиваться в ситуацию, к которой ни Евросоюз, ни, собственно, Североатлантический альянс не имеют ровным счётом никакого отношения.
В такой ситуации ещё более остро проявляет себя вопрос о статусе Приднестровья. В Тирасполе понимают, что если натовская верхушка, вняв словам Бэсеску и прочих декларирующих аналогичные тезисы европолитиков (главы Литвы Грибаускайте, например), действительно соберётся направить свой «ограниченный» контингент в ту же Молдавию, то это будет означать только одно: принятие мер по ликвидации такого административного субъекта как Приднестровская Молдавская Республики.
В течение всех последних лет жители Приднестровья заявляют о том, что если бы с территории их республики официальному Кишинёву при поддержке европейской «дипломатии» удалось выдавить российских миротворцев, то на ПМР давно была бы проведена «зачистка» - всех тех, кто не согласен следовать интересам официальных молдавских властей ожидала бы незавидная участь по принудительной «лоялизации» Кишинёву.
В самой Молдавии эти разговоры называют никак не связанными с реальностью, но между тем Кишинёв продолжает укреплять границу с Приднестровьем: обустройство так называемых миграционных пунктов со специальным оборудованием для пропускного контроля. Кроме того, в Молдавии действуют, внимание: акцизы на ИМПОРТ приднестровской продукции! Согласитесь, более чем странная практика для государства, власти которого заявляют о приверженности уважения мнения народов и о государственном единстве. Какое единение, когда центральная власть сама делает всё, чтобы отмежеваться от ПМР и устроить республике самую настоящую блокаду. На эту странность обратил внимание молдавских властей и президент Приднестровской Молдавской Республики Евгений Шевчук, заявив, что Молдавия обустройством молдавско-приднестровской границы и своими экономическими действиями де-факто признаёт независимость ПМР.
Сегодня блокада Приднестровья – отнюдь не пустой звук. Блокированием территории ПМР занимаются ещё и новые «власти» Украины. Видимо, неспособность навести конституционный порядок в своей стране (хотя о какой Конституции может идти речь, если же сами новые «власти» и пришли в свои нынешний кабинеты на волне антиконституционного госпереворота) толкает Киев к тому, чтобы восстанавливать своё уязвлённое самолюбие на сопредельных территориях.
В конце минувшей недели состоялось совместное посещение главой приднестровского МИД Ниной Штански и послом РФ в Республике Молдова Фаритом Мухаметшиным пункта пропуска на границе с Украиной (ТПП «Первомайск»). По данным пограничной службы объёмы грузопотоков и пассажиропотоков через ТПП «Первомайск» из Приднестровья на территорию Украины и наоборот существенно снизились. На своей странице в социальной сети министр иностранных дел ПМР Нина Штански пишет о том, что пассажиропоток за первый квартал 2014 года оказался на 231779 человек меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Число единиц транспорта, пересекшего границу за первый квартал 2014 года, оказалось почти на 79000 меньше, чем за 1-й квартал прошлого года. Очевидно, для экономик и ПМР, и Украины такое положение вещей эквивалентно огромным экономическим потерям. Особенно явно это потери проявляются именно для Приднестровской Молдавской Республики, экономика которой тесно связана в первую очередь с российской.
<!--TEnd-->
Нина Штански:
В былые времена прибыв туда, редко не обнаружишь там длиннющей очереди из автомобилей.
Сотрудники погранслужбы любезно предоставили нам возможность взобраться на вышку. Обзор, должна вам признаться, завидный! Вдоль линии границы безмятежно пасутся коровы. Вооруженных приднестровских или каких бы то ни было иных групп с приднестровской стороны не просматривалось, военной техники нет. Пограничники несут службу в прежнем режиме.
А вот сразу за украинской линией виден палаточный военный городок, разбитый вплотную к админзданиям таможни, в небо уносился дымок полевой кухни. Сотрудники погранслужбы вооружены автоматами Калашникова, одеты в бронежилеты.
Из этих слов следует, что действия украинской стороны сегодня и являются одной из причин того, что Приднестровье попало в тиски самой настоящей блокады. С одной стороны – официальный Кишинёв, рвущийся, едва удерживая дырявые портки, в ЕС, с другой стороны - киевская самопровозглашённая власть, старающаяся отыграться за собственную бездарную политику в отношении Крыма на жителях Приднестровья.
В сложившейся вокруг ПМР обстановке президент республики Евгений Шевчук официально обратился к властям Молдавии с предложением, цитата: «цивилизованного развода». Об этом пишет издание <!--dle_leech_begin-->
«Комсомольская правда»<!--dle_leech_end--> и ряд других источников. Суть предложения заключается в том, что Кишинёву нужно пойти на простой и ставящий точку в бесконечном противостоянии с Тирасполем шаг: признать итоги референдума в ПМР, то есть признать независимость Приднестровья, а после этого Молдавия без ПМР может идти, куда хочет, а хочет она в ЕС…
Евгений Шевчук:
Это откроет новый вид сотрудничества с Молдовой. Накопилась усталость от выживания, путь к выходу есть - это наша вера!
Президент ПМР напомнил о позитиве подобных действий, который проявил себя в Чехии и Словакии, Норвегии и Швеции.
Конечно, это выход из сложившейся ситуации. Но только Кишинёв на это явно не пойдёт (по крайней мере, сегодня). Ему просто не дадут сделать этот шаг «друзья Молдавии» с Запада. Сегодняшний неопределённый статус Приднестровья именно Запад устраивает в большей степени. Почему? Потому что географическое расположение пророссийски настроенного Приднестровья – нахождение его между рвущимися окунуться с головой в западные «ценности» Молдавией и Украиной – это капкан, в который Запад вполне может попытаться заманить Россию сегодня.
Европе не так интересно собственно Приднестровье, как интересна возможность использовать его для провокаций в отношении России. Провокация прослеживается уже сейчас: блокада республики – и есть вариант попытки надавить на Российскую Федерацию и заставить её сделать непродуманные шаги. А слова румынского президента Бэсеску о том, что НАТО пора «принести безопасность» в регион – ещё один провокационный пункт, направленный на то, чтобы втянуть Россию в затяжной и более чем серьёзный конфликт.
Какими должны быть действия России в такой ситуации? Естественно, не поддаваться на провокации, а стараться вести конструктивное сотрудничество с ПМР, используя для этого все возможные каналы, ведь смириться с экономической и транспортной блокадой республики, в которой около трети населения – этнические русские, просто нельзя. Нужно продолжать отстаивать интересы жителей Приднестровья, ни в коем случае не помышляя о выводе миротворческого контингента, а такие «ультиматумы» нередко позволяет себе ставить молдавская власть. Российское присутствие, в том числе и в виде миротворческих сил, в регионе – вот, что является реальной гарантией безопасности на берегах Днестра. И привет Бэсеску!..
Вас заинтересует
Андрей Сафонов: «Тройственный союз
Кольцо вокруг Приднестровья сжимается
Приднестровье ответило Кишинёву на ратификацию соглашения об ассоциации с ЕС
Цепочка референдумов в Молдавии: сепаратизм или итоги антинародной политики властей государства?
Возможено ли новое развитие приднестровского военного конфликта?