В конце марта появились новые сведения о дальнейшей судьбе украинского бронетранспортера БТР-4. По информации украинских средств массовой информации, бронетехника, построенная в рамках одного из самых амбициозных и неоднозначных проектов последнего времени, нашла своих новых хозяев. В обозримом будущем бронетранспортеры БТР-4 нескольких модификаций будут переданы недавно созданной Национальной гвардии Украины.
<!--TEnd-->
Первые сообщения о закупке бронетранспортеров для Национальной гвардии появились еще в двадцатых числах марта, но конкретные сведения о количестве и конкретных типах подобной техники отсутствовали. В первых числах апреля исполняющий обязанности генерального директора концерна «Укроборонпром» Ю. Терещенко раскрыл подробности планируемых поставок. По словам Терещенко, Национальная гвардия должна получить 100 бронетранспортеров различных моделей и модификаций. В структуре этих поставок важнейшую роль будут играть бронетранспортеры БТР-4 украинской разработки. Отмечается, что три четверти требуемой техники, а именно 74 машины, могут быть переданы Национальной гвардии в самое ближайшее время.
]]>Из слов Ю. Терещенко следует, что техника для новых подразделений уже построена и теперь ждет, когда ее передадут эксплуатантам. К примеру, Киевский бронетанковый завод готов передать Национальной гвардии пять новых машин БТР-3Е и пять БТР-80, которые в ближайшее время должны пройти ремонт за счет «Укроборонсервиса». Житомирский бронетанковый завод может передать заказчику пять отремонтированных БТР-80. На Николаевском бронетанковом заводе имеется один готовый к передаче модернизированный БТР-70Дi. Таким образом, части Национальной гвардии в самое ближайшее время могут получить 16 сравнительно старых (в т.ч. модернизированных) бронетранспортеров.
Куда больший интерес представляют другие 58 бронемашин, готовых к поставкам в Национальную гвардию. Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А. Морозова (ХКБМ) может передать новым подразделениям 41 линейный бронетранспортер БТР-4Е, 7 командных машин БТР-4К, 2 командно-штабных БТР-4КШ и 8 санитарных БММ-4С. Утверждается, что из этих 58 бронетранспортеров 42 полностью укомплектованы, находятся в боеспособном состоянии и готовы к передаче заказчику. Люди, интересующиеся международным рынком вооружений и военной техники, легко поймут, какое «происхождение» имеют эти 58 бронетранспортеров БТР-4.
По-видимому, это машины из третьей и четвертой партий техники, предназначавшихся для поставки Ираку. 42 бронемашины БТР-4 третьей партии в прошлом году стали главными героями крайне неприятной истории, а остальные 16 должны были отправиться заказчику после них. Тем не менее, иракское министерство обороны выразило претензии к качеству поставляемой бронетехники и аннулировало контракт. Изначально планировалось поставить в Ирак 420 бронетранспортеров БТР-4 нескольких модификаций. Фактически с марта 2011 года до февраля 2013-го иракское военное ведомство приняло только 120 машин. До подразделений армии дошло менее сотни боевых машин украинского производства.
Ирак отказался от дальнейших поставок украинской техники ввиду ее низкого качества. Основной претензией стало наличие трещин в бронекорпусах поставленных бронетранспортерах. Третья партия БТР-4 для Ирака, отправленная весной прошлого года, не была принята заказчиком именно из-за трещин в бронелистах. В начале весны 2013 года 42 бронетранспортера нескольких модификаций в одном из украинских портов были погружены на борт судна SE Pacifica и отправились в Ирак. Кроме того, судно везло 70 тыс тонн металла в Индию. Эпопея с передачей этой техники заказчику растянулась на несколько месяцев.
В конце апреля 2013-го судно с 42 бронетранспортерами для Ирака и 70 тысячами тонн металла для индийского заказчика прибыло в один из иракских портов. К этому времени иракское министерство обороны приняло решение не выгружать и не принимать украинские БТР-4 по причине их низкого качества. На решение возникших вопросов понадобилось время, из-за чего экипаж судна SE Pacifica был вынужден уйти в Персидский залив и встать на якорь в ожидании результатов переговоров между Багдадом и Киевом.
Украина и Ирак в течение нескольких месяцев не могли найти общий язык, из-за чего в этой сомнительной истории появилось новое «действующее лицо» – компания-судовладелец White Whale Shipping. Вместо доставки новых грузов судно SE Pacifica без дела пребывало в Персидском заливе, а компания терпела убытки. Судовладелец предупредил о возможных санкциях организацию «Укрспецэкспорт», отвечающую за поставки военной техники зарубежным заказчикам. В частности, утверждалось, что судно может быть направлено в порт третьей страны, где бронетранспортеры выгрузят, а затем инициируют судебное разбирательство. В результате судебного процесса техника будет продана, а вырученные деньги станут компенсацией за простой судна.
Прождав несколько месяцев, судно SE Pacifica отправилось в Индию, чтобы доставить заказчику крупный груз металла. Результатом простоя судна в Персидском заливе стал срыв сроков доставки металла – этот груз прибыл к заказчику примерно через три месяца после оговоренной даты. Индийские коммерсанты инициировали арест судна и затребовали неустойку в размере 500 тыс долларов.
В конце сентября индийские власти сняли с судна SE Pacifica арест и оно вновь направилось в Ирак. Почти полгода переговоров ни к чему не привели, Ирак по-прежнему отказывался принимать бронетехнику с трещинами. Только в январе 2014 года судно с бронетранспортерами вновь пришло в украинский порт, после чего бракованные машины были возвращены изготовителю.
Через несколько месяцев после возвращения «иракских» бронетранспортеров БТР-4 на завод-изготовитель определилась их дальнейшая судьба. Технику, от которой отказался Ирак, будет использовать недавно созданная Национальная гвардия Украины. Следует отметить, что ситуации, когда иностранный заказчик отказывается от какой-либо военной техники, которая в дальнейшем передается вооруженным силам страны-изготовителя, является достаточно редким явлением, хотя и не представляет собой нечто экстраординарное. Тем не менее, поставка забракованной Ираком техники в украинскую Национальную гвардию представляет большой интерес.
Иракских военных в прошлом году не устроило низкое качество поставляемой техники, а именно трещины в броневых листах корпусов машин. Кроме того, бронетранспортеры 10 месяцев пробыли на борту грузового судна, вследствие чего требуют соответствующего обслуживания. Обслуживание и мелкий ремонт могут быть выполнены сравнительно быстро и просто, чего не скажешь об избавлении от трещин в корпусах. Вероятнее всего, подразделения Национальной гвардии получат бронетранспортеры, в бронелистах которых по-прежнему имеются трещины, лишь прикрытые «косметическими» методами. Нетрудно догадаться, каким будет боевой потенциал такой техники.
Несмотря на то, что использование бракованной техники является сомнительным начинанием, «иракские» БТР-4 смогут значительно повысить боеспособность недавно созданных подразделений Национальной гвардии. Эта структура пока располагает только автомобильной техникой, так что поставка бронетранспортеров способна благотворно сказаться на ее возможностях. При этом не стоит забывать специфику эксплуатации бракованной техники, в том числе в условиях боя.
По мнению специалистов, даже бракованные бронетранспортеры могут быть пригодны для решения задач, ставящихся перед Национальной гвардией. К примеру, издание «Взгляд» приводит слова директора Центра анализа мировой торговли оружием И. Коротченко, который полагает, что БТР-4 с трещинами вполне пригодны для использования в планирующихся операциях. В текущих условиях бойцам Национальной гвардии придется иметь дело не с хорошо подготовленной армией, располагающей современным вооружением и военной техникой, а с народным ополчением, вооруженным стрелковым оружием из отделов МВД или СБУ. Для подобных карательных операций пригодятся и машины с растрескавшейся броней.
По сообщениям украинских СМИ, в конце прошлого года Николаевский бронетанковый завод начал отгрузку заказанной бронетехники для Национальной гвардии. Насколько известно, именно на этом предприятии до недавнего времени находились 42 бронетранспортера, изначально предназначавшиеся для Ирака. Сроки завершения поставок обещанных 100 бронетранспортеров пока не назывались. Подобная передача техники может занять как несколько недель или даже дней (при передаче бронетехники из состава вооруженных сил), так и растянуться на месяцы. Наконец, не следует исключать, что все поставки в итоге ограничатся лишь 74 имеющимися машинами или не дойдут даже до таких объемов.
Не менее интересным вопросом в контексте вооружения Национальной гвардии является эксплуатация и обслуживание новой техники. Для выполнения подобных работ требуется персонал с соответствующими навыками, который, похоже, имеется только в армии. Как будет решаться вопрос обслуживания техники в Национальной гвардии – пока неизвестно.
Уже стартовала передача легкой бронетехники Национальной гвардии Украины. В течение нескольких следующих недель подразделения этой структуры должны получить более 70 бронемашин, а в дальнейшем количество бронетранспортеров должно увеличиться до сотни. Где и как будут применяться переданные машины, пока до конца не ясно. Тем не менее, особенности нынешнего этапа украинского кризиса являются поводом для беспокойства. Пока никто не может исключить, что БТР-70Дi, БТР-80, БТР-3 и БТР-4 будут использоваться против «сепаратистов», а также мирного населения Юго-Восточной Украины. Более того, есть основания считать, что подразделения, оснащенные бронетранспортерами, будут выполнять именно такие карательные задачи.
По материалам сайтов:
http://vz.ru/
http://whitenewsmedia.ru/
http://vesti.ua/
http://army-guide.com/
http://bmpd.livejournal.com/
Вас заинтересует
Украинская армия получает новую военную технику
О повреждениях украинской бронетехники
Нацгвардия возмущена, что СМИ порочат авторитет военнослужащих
Забракованные Ираком БТР собрались подлатать и перепродать
Злоключения украинских БТРов в Ираке