[thumb=|Крым – такой же очаг древнерусской государственности, как Киев и Новгород]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNC9kMXljcmJiaDI5LmpwZw==[/thumb]
И никакого народа «крымские татары» просто не существуетВладимир Путин сообщил, что подписал указ о реабилитации народов Крыма, пострадавших во время сталинских репрессий. «Мной подписан указ о реабилитации крымско-татарского населения Крыма, армянского населения, немцев, греков – всех, кто пострадал во время сталинских репрессий», – заявил он.
]]>Понятно стремление России обезопасить себя на будущее от проблемы крымских татар. Только решать ее путем присвоения им статуса «коренного народа Крыма» непродуктивно.
Как минимум, по трем причинам.
Во-первых, потому что само закрепление за ними имени «крымские татары» уже было одной из связанных с ними проблем, и было языковой условностью своего времени, не отражающей объективной реальности.
Во-вторых, потому что на самом деле речь идет даже не об одном этносе, а о нескольких, с разной судьбой и разным этно- и культурогенезом.
В-третьих, потому что коренным народом Крыма они никогда не являлись.
Имя «крымские татары» как таковое появляется после воссоединения Крыма с Россией в последней четверти XVIII века. И означало оно только одно: «крымские мусульмане». Потому что тогда в России вообще всех мусульман называли татарами, не вкладывая в это слово что-либо обидное.
Правда, татарами войска Крымского ханства, совершавшие набеги на Московское государство, называли и в прежние века – в общем-то, по той же причине. И отчасти оправданно, имея в виду историко-политическую преемственность Крымского ханства с Золотой Ордой.
В этом отношении, как ветвь татаро-монгольского нашествия, именно армия хана могла считаться татарами, и Крым воспринимался как «татарское царство», подобное Казанскому царству, и вызывал определенные эмоции. Но с теми, кто населял Крым в это время, Россия, как правило, не сталкивалась и мало знала о том, кто его, собственно, населяет.
И когда Крым был воссоединен с Россией, всех его мусульманских обитателей так и назвали. Хотя даже ислам они исповедовали разное время – от 10-20 до 400 лет.
Татары (то есть те, кого можно было бы назвать татарами), пришедшие в Крым во время татаро-монгольского нашествия, – это чуть ли не самая поздняя волна этнопереселения в Крым, никогда не составлявшая основу и большую часть его населения.
Когда-то там жили тавры и киммерийцы. Потом западную часть заселили скифы, восточную – те, кого можно назвать «меотами»; географически это был один из народов будущей России, населявший Тамань, Прикубанье и Дон. Но это было очень давно.
Правда, скажем, Ломоносов считал населенное ими Боспорское царство истоком русской государственности.
Позже, примерно в II-IV веках нашей эры, в Крыму была распространена так называемая черняховская археологическая культура, которую академик Рыбаков рассматривал как одну из первых славянских культур на территории Руси. В рамках этой трактовки черняховская культура – это своего рода «культура эллинизированных славян», ставшая основой их будущей государственности и историко-культурного возвышения.
В IV веке туда приходят вытесняемые из Причерноморья гуннами готы, то есть германцы. Их государство в горах Крыма существовало почти до XV века и было разгромлено турецкими нашествиями.
Со времен Древней Греции и Рима, а потом Византии побережье Крыма населяли греки. Потом, в XIV-XV веках, южное побережье населяют генуэзцы, то есть итальянцы.
Каждый из этих народов – германцы, греки и итальянцы, – имел много больше оснований считаться коренным народом Крыма, чем позже всех добравшиеся туда татары. Хотя и они коренными для Крыма не были.
В V веке здесь были тюрки. В VII веке – болгары. В VIII веке Крым делят между собой византийцы (то есть на этот момент – греко-славяне) и хазары. К концу VIII века в восточную хазарскую часть Крыма приходят русы (будущие русские) во главе с князем Бравлином, взявшем Сурож и принявшем там – на двести лет раньше Владимира – крещение.
В начале X века здесь идет борьба русов и хазар. В Х веке Олег и Святослав побеждают хазар, и в Крыму возникает русское Тьмутараканское княжество, которое тогда является частью Киевской Руси. То есть Крым, по сути, является таким же очагом древнерусской государственности, как Киев и Новгород.
В XII веке здесь появляются половцы, в начале XIII века они еще вместе с русскими сражаются против первого турецкого десанта, а в 1223 году сюда вторгаются татаро-монголы, и степной Крым становится улусом Орды. В XIV веке южное побережье заселяют генуэзцы, а затем вторгается, пытаясь освободить Крым от татар, русско-литовское войско Витовта. А в 1399 году татары Едигея разрушают последний оплот античного мира – Херсонес.
С османским завоеванием Византии их войска неоднократно вторгаются в Крым – и татарские ханы заключают с ними союз, став вассалами Стамбула...
Где тут можно увидеть татар как коренное население Крыма? Придумать такое можно только в рамках политической спекуляции. Кто угодно – но не они.
Они тогда пришли в Крым как завоеватели и разрушители. Причем даже после завоевания не они составляли основную часть населения Крыма. Опираясь на предыдущую, в частности, древнерусскую культуру, они создали свою, и для того времени не самую примитивную цивилизацию. Но они всегда оставались меньшинством в своем государстве. Это было государство, чем-то напоминающее английские колонии или ЮАР второй половины ХХ века: господствующее исламское этническое меньшинство и порабощенное православное большинство.
Для Крыма они были чем-то вроде мавров для Испании. И как королева Изабелла несла свои обеты до полного освобождения страны от завоевателей и освобождения Гренады, так и Россия веками сражалась, пытаясь освободить свою древнюю территорию.
Испанцам удалось освободить Гренаду на 400 лет раньше, чем Россия освободила Крым. Но мавры пришли на Пиренеи в VIII веке, татары в Крым – в XIII веке. Мавры пробыли там 800 лет, но никто не предполагает объявлять их коренным народом Испании. Татары, если брать от полного завоевания ими Крыма, – 400 лет, если от первого вторжения – 600. И их пытаются объявить коренным народом, хотя еще раз повторю: они никогда не составляли большинство населения Крыма.
В середине XVII века ханами была проведена перепись населения. По этим данным, население Крыма составляло 1,1 миллиона человек. Татар среди них было 180 000, 920 000 человек были обозначены как «православные». Они были разными – потомки греков и генуэзцев, армяне, готы, но большую часть составляли пленные, рабы и остатки русского населения, а также переселенцы с территории бывшей Киевской Руси.
То есть татар было немногим больше нынешнего – порядка 16%. Но они были поработившими Крым господами – знатью, воинами, рабовладельцами, заставившими работать на себя коренное (в значительной степени славянское) население Крыма.
Другое дело, что те, кого после воссоединения назвали крымскими татарами, к ним не относились. В условиях русско-турецких войн и отступления Турции ко второй половине XVIII века в Крыму начала проводиться политика выселения с его территории православных, так как власть на тот момент боялась, что Россия сможет опереться на них при освобождении Крыма. И коренное православное население Крыма вынуждено было либо его оставлять, либо принимать ислам, чтобы остаться на родине.
К моменту, когда Крым был освобожден, теми, кого по принципу вероисповедания назвали крымскими татарами, действительно могли быть названы только степняки-ногаи. Вторая часть – жители горного Крыма – были потомками готов, германцами, хотя разглядеть в них немцев, конечно, было трудно. Третьи – жители побережья – были потомками греков и итальянцев (так называемые южнобережцы – ялыбойлу).
Поэтому, если вообще говорить о восстановлении исторической справедливости, нужно было бы прежде всего признать, что самого народа «крымские татары» просто не существует.
И что есть как минимум три разных народа, каждый из которых сыграл разную роль в истории и имеет право на восстановление своего исторического имени, исторической культуры и пробуждение своего национального самосознания, большую часть которого их лишили именно монголо-татарское и турецкое нашествия, их господство и насильственная исламизация.
Чтобы греки и итальянцы вспомнили, что они греки и итальянцы. Готы – что они готы, народ древних легенд. А татары чтобы не забывали, что они – действительно татары, пришедшие в Крым позже всех остальных народов.
Каждый из них сыграл свою роль. Но ни один не имеет права требовать для себя наименования «коренной народ Крыма».
Вас заинтересует
Общественный совет крымских татар прокомментировал сообщения о якобы имеющих место гонениях в Крыму
Об этнониме «татары
Феодоро: славная история и трагическая судьба православного княжества в средневековом Крыму
Отел Перинна или ФЕОДОРО: славная история и трагическая судьба православного княжества в средневековом Крыму
Крымские татары не должны становиться «пушечным мясом