Военно-воздушные силы Ирака, мягко говоря, не очень эффективны. И не то что бы не было попыток сделать их лучше — правительство Ирака потратило миллиарды долларов на закупку новых самолетов, вспомогательного оборудования и вооружения (в том числе ракет Hellfire). Проблема заключается не в отсутствии финансирования, а в людях. За десятилетия правления суннитского меньшинства (последним суннитским лидером был Саддам Хусейн) сунниты монополизировали большинство технических должностей. Это включало в себя летный и технический личный состав. После свержения Саддама большинство этих суннитов бежало из страны, а многие из тех, кто остался, не пользуются доверием шиитского большинства (контролирующего сегодня правительство Ирака). Теперь шииты обладают свободным доступом ко всем техническим и управленческим должностям, ранее монополизированным суннитами. Проблема заключается в отсутствии достаточного количества шиитов, обладающих необходимыми навыками или опытом для обращения с высокими технологиями. Военные наиболее остро испытали эту нехватку квалифицированных кадров, так как коммерческие фирмы способны заплатить высокую рыночную цену за немногих компетентных шиитских технических специалистов. Кроме того, государственная коррупция наиболее ощущается для тех, кто служит в армии, и там она является наиболее опасной (особенно для летного состава).
]]>Эта ситуация не уникальна для Ирака, она повсеместна для всех нефтяных государств Персидского залива. Дела в Ираке обстоят с этим хуже из-за шиито-суннитского противостояния и отказа Ирака в приеме на работу многих иностранных (часто западных) специалистов для обслуживания самолетов и других технических работ, необходимых для обеспечения боеспособности военно-воздушных сил. Другие арабские нефтяные государства без проблем принимают на работу большое количество иностранцев на технические должности. Однако на практике иракцы тоже нанимают множество западных специалистов на работу, но лишь с той разницей, что им официально предстоит лишь обучать шиитов тому, как делать свою работу. Такое обучение может занять годы, и правительство Ирака не горит желанием поднимать в воздух самолеты, имеющие все шансы потерпеть крушение из-за плохого обслуживания, а западные "инструкторы" на самом деле часто сами выполняют много операций по подготовке самолетов или досконально проверяют сделанное своими иракскими учениками и исправляют все обнаруженные перед полетом неисправности.
Но при этом почти все военные летчики являются иракцами, и потому их летные качества оставляют желать лучшего. Многие из них были подготовлены лишь недавно, а за немногими опытными суннитами, оставшимися на службе, внимательно приглядывают. Таким образом, ощущается острая нехватка летчиков, а те немногие, что умеют летать, очень ограничены в своих способностях. Например, только три самолета оборудованы ракетами Hellfire, потому что существует всего несколько пилотов, способных их применять.
Ситуация улучшается очень медленно отчасти потому, что правительство хочет, чтобы иракские F-16 были боеготовыми. С этой целью были заказаны 36 F-16, и большее количество иракских летчиков было отобрано для обучения на этих более сложных самолетах. В течение ближайших пяти лет Ф-16 не будут полностью боеготовыми, и тем временем для оказания воздушной поддержки войск военно-воздушным силам придется полагаться на одно- и двухдвигательные винтовые самолеты и вертолеты. Иракские солдаты очень скучают по американской поддержке с воздуха.
Вас заинтересует
МАГАТЭ силится объяснить, какой уран могли похитить боевики в Ираке
Иракские правительственные силы заняли военную базу Спайкер в городе Тикрит
Власти иракского Курдистана проведут референдум о независимости своего региона
Иракские танки M1A1-SA
Иракская армия перевооружается с танков Т-72 на американские «Абрамс