В лице тов. Черняховского государство потеряло одного из талантливейших молодых полководцев, выдвинувшихся в ходе Отечественной войны.
Сообщение ЦК ВКП(б), СНК СССР и Наркомата обороны.
Иван Данилович Черняховский (16 (29) июня 1906 — 18 февраля 1945) был одним из талантливейших молодых полководцев, которые выдвинулись в ходе Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза (1943, 1944 гг.). Черняховский стал самым молодым генералом армии в Красной Армии (в 37 лет) и самый молодым командующим фронтом в истории Советских Вооруженных Сил. Его называли «советским Суворовым», его любили солдаты и боялись враги. А тайна его гибели до сих пор покрыта мраком.
]]>Иван родился в селе Оксанино Уманского уезда Киевской губернии. По одним данным, он родился в 1906 году, по другим — в 1907 г. Один год он прибавил, чтобы его взяли на работу (в юношеском возрасте), к тому же одного года не хватало для приема в комсомольскую организацию. Его родителями были безземельный батрак Данила Николаевич и Мария Людвиговна. Он был четвертым ребенком, а всего детей в семье было шестеро. Отец трудился конюхом у местного пана, а затем устроился рабочим на железнодорожную станцию Вапнярка. В 1913 году Иван поступил в Вапнярскую начальную железнодорожную школу, в которой учился до 1919 года.
Жизнь у Ивана началась тяжело. Семья была бедная и нуждалась. Особенно когда началась Первая мировая война и отца мобилизовали, отправили на фронт. В 1915 году он был ранен, вернулся домой. В годы гражданской войны родители умерли от тифа. Иван рано начал работать. Первая учительница Ивана вспоминала: «После смерти родителей Ваня вынужден был уйти из школы и стать пастухом. Бывало, выгонит он стадо в поле, а сам берется за книги. Едва поужинав, сразу же приходит ко мне за объяснением нового материала». Черняховский был сельским пастухом, некоторое время беспризорничал, затем стал разнорабочим, подмастерьем. Без устали трудился, упорно стремился к знаниям. Уже в годы юности, люди хорошо знавшие юношу, его сверстники, товарищи по работе и учебе отмечали в нём исключительное трудолюбие, упорство, чувство долга и неукротимую силу воли, стремление к достижению цели. Иван был всегда собран, честен и дисциплинирован.
В мае 1920 года Иван с помощью родственников Цешковского (он был товарищем отца и приютил троих детей) устроился железнодорожным рабочим. Работал подручным слесаря. Заинтересовался политической жизнью. Под влиянием Ивана Цешковского, который являлся председателем сельской комсомольской ячейки, постоянно посещал собрания и сходки, участвовал в дискуссиях на различные политические темы. Весной 1922 г. экстерном сдал экзамены за курс неполной средней школы, был избран секретарём Вербовской комсомольской ячейки. Иван был полон энергии, по его инициативе и активном участии в селе бы построен клуб, где стали проводить культурные вечера. Кроме того, основали хор и драматический кружок, в котором Черняховский проявил актерский дар. Затем открыли сельскую библиотеку.
Одновременно Иван Данилович рано ощутил воинское призвание. Целью его жизни была военная служба. Его комсомольская ячейка была подразделением Тульчинского батальона частей особого назначения (ЧОН). Вербовский «взвод» Вапнярской роты ЧОН, командиром которого был Черняховский, получил несколько винтовок и наганов, гранаты и ящик патронов. Уже тогда Черняховский принял участие в разгроме банд Маруськи в Крижопольских лесах и Зеленого в Томашпольских. В 1923 г. взвод Черняховского ликвидировал в районе Крижополя банду батьки Кныша. За умелую организацию действий отряда и личное мужество Иван Черняховский был отмечен личным боевым оружием — маузером. Это была его первая награда.
Иван переехал в Новороссийск для дальнейшей учёбы и работы. С мая 1923 по сентябрь 1924 года он работает на Новороссийском 1-м государственном цементном заводе «Пролетарий». Парень сразу проявил себя и был избран в секретари сначала цехового, а затем и заводского комсомольского бюро. Одновременно Черняховский закончил шоферские курсы и стал работать шофёром. Свободное же время посвящал развитию качеств, необходимых воину: занимался спортом и в стрелковом кружке, изучал технику.
В сентябре 1924 г. Новороссийский окружной комитет комсомола направил Ивана в Одесскую пехотную школу. Иван учился на отлично. Стал победителем в ряде дисциплин, включая стрельбу. Его даже наградили премией за отличные результаты в различных видах боевой подготовки. В роте, где он учился, его избрали руководителем комсомольцев. Поэтому когда Черняховский подал рапорт о переводе в Киевскую артиллерийскую школу, способного и усердного курсанта даже не хотели отпускать. Однако Черняховский проявил свойственную ему настойчивость в достижении цели, к тому же в этот период особое внимание уделяли развитию артиллерии, направляя в неё наиболее одарённую молодёжь.
В 1925 году Черняховского перевели в артшколу, которую он успешно закончил в 1928 году. В 1928 году вступил в ВКП(б). Иван хорошо себя проявил и в Киеве, был одним из передовых курсантов. Быстро ликвидировал отставание по дисциплинам за первый год учёбы, на отлично сдал экзамены. Во время учёбы стал капитаном футбольной команды, показывал хорошие результаты в стрельбе, конном спорте и легкой атлетике. Активно участвовал и в художественной самодеятельности, стал батарейным запевалой.
После выпуска Черняховский служил командиром учебного взвода, с 1929 г. политрук, а затем командир батареи 17-го корпусного артполка в Украинском военном округе, который дислоцировался в Виннице. В период с 1929 по 1930 год также был временно исполняющим должность начальника связи 17-го корпусного артполка, начальником топографического отряда. В 1930 году окончил вечернюю среднюю школу. С июля 1930 по май 1931 года был командиром разведывательной учебной батареи 17-го корпусного артполка.
Во время службы Черняховский готовился к поступлению в Ленинградскую Военно-техническую академию РККА им. Ф. Э. Дзержинского. Её слушателем он стал в 1931 году. После её преобразования в 1932 году, был слушателем командного факультета Военной академии механизации и моторизации РККА имени И. В. Сталина (её учредили на базе на базе факультета механизации и моторизации Военно-технической академии). В 1936 г. закончил Академию с отличием и в звании старшего лейтенанта. Во время учёбы проходил военную стажировку в качестве командира батальона, заместителя начальника штаба дивизии.
Во время учёбы с Черняховским произошла неприятная история. Окружали его не только товарищи, но и завистники. В 1937 году на Ивана Даниловича поступил донос о том, что он «скрыл социальное происхождение». Якобы его отец служил в Белой армии. Это грозило исключением из академии и партии. Однако Черняховский потребовал разбирательства. К тому же его поддержала сестра В.И. Ленина — Мария Ульянова, которая работала заведующей Объединенным Бюро жалоб Наркомата РКИ СССР и Наркомата РКИ РСФСР. Тщательное разбирательство показало, что донос ошибочный.
М.И. Калинин вручает награду И.Д. Черняховскому
После окончания Академии Черняховский получил должность начальника штаба 2-го отдельного танкового батальона 8-й механизированной бригады Киевского военного округа. Вскоре по предложению комбрига ему было присвоено звание капитана. А в 1937 г. стал командиром 1-го танкового батальона 8-й мехбригады Белорусского Особого военного округа. С 1938 г. — майор, командир 9-го отдельного легко-танкового полка Белорусского Особого военного округа. Его отмечали как исключительно добросовестного, отлично знающего военное дело и пользующегося авторитетом командира. В 1939 году, когда полк Черняховского занял первое место в ходе проверки, досрочно получил звание подполковника. Непосредственно перед войной занимал должность заместителя командира 2-й танковой дивизии Прибалтийского Особого военного округа.
В марте 1941 года 35-летний офицер стал командиром 28-й танковой дивизии 12-го мехкорпуса Прибалтийского Особого военного округа. Дивизия дислоцировалась в Риге и имела на вооружении более 200 легких танков БТ-7, несколько десятков легких танков Т-26, бронеавтомобилей БА-10 и БА-20. Командуя 28-й танковой дивизией, полковник Черняховский вступил в бои Великой Отечественной войны. Танкисты Черняховского бились в боях юго-западнее Шяуляя, на Западной Двине, под Сольцами, защищали Новгород. По воспоминаниям очевидцев, Иван Данилович проявил себя храбрым командиром, лично ходил в атаки, подбил вражеский танк.
23 июня дивизия вела бой с немецкой 1-й танковой дивизией. Было уничтожено до батальона живой силы, 14 танков и 20 орудий противника. 25 июня 28-я танковая дивизия уничтожила колонну 8-го моторизованного полка противника, захватила и уничтожила значительное число орудий. Однако и дивизия Черняховского понесла в первых жестоких боях большие потери. Причем значительная часть бронетехники погибла от ударов вражеской авиации. К 12 июля дивизия была обескровлена и направлена на восстановление. Её несколько пополнили, и 14 августа дивизия Черняховского заняла оборону в районе Новгорода. В жестоких боях в районе Новгорода 28-я танковая дивизия сражалась буквально за каждый клочок земли и понесла большие потери. Дивизия потеряла до 2/3 личного состава. В конце августа 1941 года 28-я дивизия была переброшена в район Демянска, где попала в окружение. Когда остатки дивизии пробились из окружения, в ней осталось около батальона (552 человека и 4 орудия). После пополнения в ноябре дивизия вела оборонительные бои на рубеже Валдая и Валдайских высот.
Затем дивизию отвели в тыл для переформирования. В декабре 1941 г. её переформировали в 241-ю стрелковую дивизию. Сам Черняховский тяжело заболел и был отправлен в госпиталь. В январе 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за четкую организацию обороны Новгорода, личное участие в ведении боев, отвагу и мужество, воспитание молодых командиров Иван Черняховский был награжден орденом Красного Знамени.
Зимой — весной 1942 г. 241-я стрелковая дивизия под командованием Черняховского отличилась в Демянской наступательной операции войск Северо-Западного фронта. За эти бои Черняховский был награжден вторым орденом Красного Знамени и получил звание генерал-майора.
В июне 1942 года был в распоряжении начальника Главного автобронетанкового управления. Затем некоторое время командовал 18-м танковым корпусом Воронежского фронта. В ходе упорных боев с противником был контужен. С июля 1942 года, по предложению только что возглавившего Воронежского фронта генерала Н.Ф. Ватутина, который отметил действия молодого, упорного и хорошо подготовленного командира, Черняховский стал командиром 60-й армии. Этой армией он командовал до апреля 1944 года.
60-я армия отличилась в Воронежско-Касторненской операции. В феврале 1943 г. Черняховский за взятие Воронежа был в третий раз отмечен Орденом Красного Знамени. Кроме того, в феврале армия Черняховского за пять дней непрерывных боев прошла 90 км, освободила 350 советских сел и деревень, приняла участие в освобождении Курска. За этот успех генерала наградили орденом Суворова 1-й степени и присвоили звание генерал-лейтенанта.
Надо сказать, что многие люди отмечали высокие человеческие качества Черняховского. Б. И. Виноградов, шофер Черняховского, отмечал, что замечательные качества волевого командира притягивали к нему людей. Маршал К.К. Рокоссовский: «Это был замечательный командующий. Молодой, культурный, жизнерадостный. Изумительный человек! Было видно, что в армии его очень любят». Иван Данилович был требователен к себе и окружающим. Всегда был подтянут, любил строгую дисциплину. Всем своим видом он внушал уверенность, в нём видели настоящего полководца.
Шестидесятая армия показала себя отлично и в ходе последующих операций. В составе Центрального фронта армия Черняховского приняла участие в переломной Курской битве и освобождении Левобережной Украины. В ходе наступления в августе — сентябре 1943 г. 60-я армия освободила Глухов, Конотоп, Бахмач и Нежин. Советские воины форсировали Десну и Днепр. В сентябре 1943 года Иван Данилович был награжден вторым орденом 1-й степени. 17 октября 1943 года за форсирование Днепра захват важных плацдармов и проявленный личный героизм Черняховскому было присвоено звание Героя Советского Союза. К званию Героя Советского Союза было представлено 306 воинов 60-й армии.
В октябре 1943 г. 60-ю армию передали Воронежскому фронту, с ноября 1943 г. по апрель 1944 г. входила в состав 1-го Украинского фронта. В этот период армия Черняховского приняла участие Киевской наступательной, Киевской оборонительной, Житомирско-Бердичевской, Ровно-Луцкой и Проскуровско-Черновицкой операциях. В ходе этих операций 60-я армия освободила сотни населенных пунктов. 5 марта 1944 года Черняховскому присвоили звание генерал-полковника.
15 апреля генерал-полковник Черняховский возглавил Западный фронт (с 24 апреля — преобразован в 3-й Белорусский фронт). Он стал самым молодым советским командующим фронтом. Под его началом 3-й Белорусский фронт принял участие в Белорусской (операция «Багратион»), Вильнюсской, Каунасской, Мемельской, Гумбиннен-Гольдапской и Восточно-Прусской наступательных операциях.
Генерал армии Иван Данилович Черняховский, командующий 3-м Белорусским фронтом, 1944 год
Войска под началом Черняховского приняли участие в освобождении Витебска и Минска. В июле освободили Вильнюс и Лиду. Причём Черняховский спас Вильнюс от больших разрушений, приказав не применять авиаудары и не использовать тяжелые вооружения. 28 июня 1944 года Черняховский стал самым молодым генералом армии в РККА (в 37 лет). В июле Черняховский стал дважды Героем Советского Союза.
18 февраля 1945 года в районе города Мельзак в Восточной Пруссии (теперь это территория Польши) Иван Данилович Черняховский был смертельно ранен осколком «случайного» снаряда. В этот же день скончался. Генерал Александр Горбатов был свидетелем гибели молодого полководца. Надо сказать, что существует версия, согласно которой снаряд был советским.
Черняховский был похоронен 20 февраля в Вильнюсе на центральной площади Ожешкенес. В знак признания заслуг Ивана Даниловича в освобождении Литвы от гитлеровцев в Вильнюсе ему воздвигли памятник. В Восточной Пруссии, которая стала советской Калининградской областью, город Инстербург переименовали в Черняховск. Есть свидетельства, что Черняховского собирались представить к званию Маршала Советского Союза, но он погиб до обнародования указа.
В 1992 году прах советского генерала, по требованию литовских властей, перевезли из Вильнюса в Москву и перезахоронили на Новодевичьем кладбище. А памятник работы народного художника СССР скульптора Н. В. Томского из Вильнюса перевезли в Воронеж, который в конце 1942 г. обороняла и в начале 1943 г. освобождала 60-я армия под началом И. Д. Черняховского. Памятник Черняховскому также установлен в Одессе, а бюст — в Умани. Кроме того, именем героя были названы улицы в Новгороде, Воронеже, Витебске, Житомире, Киеве, Москве и многих других городах. На родине героя был открыт музей, установлен бюст и памятный знак. Россия помнит своего героя.
Памятник генералу Ивану Даниловичу Черняховскому в Воронеже на площади Черняховского
Приложение. Воспоминания современниковМаршал А. М. Василевский о И. Д. Черняховском: «Хорошее знание войск, многообразной и сложной техники, умелое использование опыта других, глубокие теоретические знания позволили ему отлично управлять войсками, решать сложнейшие задачи… Он чутко прислушивался к мнению подчинённых. Смело использовал всё новое и полезное в обучении войск и организации боя… Был строг и требователен, но никогда не позволял себе унижать достоинство человека».
«Утрату Ивана Даниловича я переживал очень тяжело. Я близко и хорошо знал его, ценил в нем отличного полководца, беспредельной честности коммуниста, исключительной души человека».
Маршал И. Х. Баграмян: «Широкий военный кругозор, высокая общая и профессиональная культура, необычная работоспособность и богатый опыт обучения и руководства войсками позволили ему быстро оценить обстановку, верно определить главное, необходимое для принятия рациональных решений. Он часто появлялся там, где обстановка была наиболее сложной. Одним своим присутствием Черняховский вселял в сердца воинов бодрость и веру в успех, умело направлял их энтузиазм на разгром противника».
Генерал-полковник А. П. Покровский, бывший начальник штаба 3-го Белорусского фронта: «Черняховский же требовал доводить задачу до солдата в таком масштабе, чтобы тот, следуя суворовскому правилу, «понимал свой маневр». Идеи, сформулированные в решениях командующего, овладевали всеми воинами, находили у них признание и поддержку. Мне часто приходилось слышать из уст солдат и командиров: «С таким командующим не страшно в огонь и в воду». От нового командующего мы, работники штаба фронта, ожидали упреков за неудачи в недавних наступательных операциях. Однако, к всеобщему удовлетворению, услышать их никому не пришлось. Иван Данилович был очень вежливым, выдержанным, общительным, хорошо понимал, когда нужно применить слово «я», никогда этим не злоупотреблял. Он был человеком большого такта, в совершенстве владел собой, никогда не прибегал к унижающим достоинство воина разносам. С его приходом в штабе установилась спокойная, деловая обстановка».
А. В. Горбатов, командующий 3-й армией 3-го Белорусского фронта: «Имеются свидетельства, что И.Д. Черняховский был представлен к званию Маршала Советского Союза, но погиб до обнародования Указа. О гибели командующего были извещены войска. Мы призывали беспощадно отомстить врагу за нашу большую утрату. Это была действительно тяжкая утрата для Красной Армии — Черняховский был молод, талантлив и мог еще много дать нашим Вооруженным Силам».
Капитан Л. С. Церлевская: «Генерал Черняховский был требовательным и к солдатам, и к себе. В бою он любил строгую дисциплину. Всегда он был подтянут. Даже во внешнем его образе была видна дисциплинированность, и в его взгляде чувствовалась большая сила воли полководца и глубокий ум человека. Своим видом генерал Черняховский — это красивый русский богатырь, в котором чувствовалась не только физическая сила, но и большая волевая сила полководца».
Из воспоминаний второго ребенка Ивана Даниловича Черняховского — Олега: «Наш отец очень любил музыку. Мы часто переезжали, но всегда с собой брали гитару. Он хорошо играл на ней и пел красивым баритоном. Предпочитал украинские песни. В воспитании был строгим. Мы обязаны были хорошо учиться, чтобы не подвести его. Он все время говорил нам об этом. Даже с фронта писал: «Становитесь в ряды отличников. Это позиция вашего отца». Он был убежден, что каждому следует выполнять свой долг, а наш долг был хорошо учиться. К слову, школу мы с сестрой окончили с золотыми медалями».
Вас заинтересует
К 120-летию со дня рождения маршала бронетанковых войск Павла Семёновича Рыбалко
К 110-летию со дня рождения Маршала Советского Союза С. С. Бирюзова
К 120-летию со дня рождения Маршала Советского Союза Ф.И. Толбухина
Польские чиновнишки против советского генерала
Гениальный военачальник Иван Черняховский