110 лет назад японские войска перерезали железнодорожное сообщение между Россией и гарнизоном Порт-Артура
Сто десять лет назад, в мае 1904 года, японские войска перерезали железнодорожное сообщение между Россией и гарнизоном Порт-Артура. Началась легендарная оборона города, которая завершилась 5 января 1905 года.
О геройской крепости написано немало, ей посвящены научные работы, книги и фильмы. Но до сих пор не все знают, что командующий осадой крепости японский генерал Ноги Марэсукэ по итогам своей победы решил покончить жизнь самоубийством. Ему было до смерти стыдно за бездарно и провально проведенную осаду.
Император запретил ему делать сэппуку (харакири), но после смерти императора Ноги все-таки совершил самоубийство. У нас этот факт остается не просто малоизвестным, но еще и непонятным: ведь столетие бесконечного улюлюканья по поводу «победоносной Японии, разгромившей отсталый царизм» не прошло даром. Позором считают действия России, но никак не Японии, и уж тем более у нас удивляются, почему Ноги до такой степени низко оценивал свою победу у Порт-Артура. А между тем он абсолютно прав. Осада Порт-Артура – это поразительное головотяпство, провал и поражение японцев, а России невероятно повезло, что Ноги совершил столь вопиющий просчет.
В результате наш гарнизон крепости не просто выполнил свою задачу, а многократно ее перевыполнил, добившись грандиозного успеха. На Западе это знают давно и считают такой подход столь банальным, что известный военный историк Лиддел Гарт пишет об этом буквально одной строкой, как о самоочевидной вещи. Приведу в доказательство известную цитату: «Японцы, мечтавшие повторить Седан, сами попали в ловушку, решив захватить Порт-Артур. Последовал ряд длительных кровопролитных боев, не давших решительных результатов. Японцы были настолько истощены в результате последнего безуспешного сражения под Мукденом, что были рады заключить мир с русскими, которые вели войну без всякого воодушевления, не втянув в нее и одной десятой доли своих наличных сил».
Итак, осада Порт-Артура названа ловушкой для японцев, и они в нее попали. Почему? Начнем с того, что Лиддел Гарт упомянул Седан. Речь идет о событиях Франко-прусской войны, когда французская армия, потерпевшая поражение близ этого города, попыталась укрыться в самом Седане. Всего в город вошло около 100 000 французов, однако очень быстро эта гигантская сила сдалась, не выдержав артиллерийского обстрела со стороны противника, хотя город был хорошо укреплен: там были фортификационные сооружения с крепостными орудиями.
За все время сражения, включая бои у Седана, Пруссия потеряла немногим больше 2000 человек убитыми, а также менее 7000 ранеными и пропавшими без вести. Но этого оказалось достаточно, чтобы выиграть сражение, а вместе с ним – и всю войну.
Теперь смотрим на ситуацию в Порт-Артуре. Отметим, что линия фортов проходила сравнительно недалеко от города: например, некоторые сооружения находились всего-то в 1,6 километра от его центра. Это привело к тому, что японцы с самого начала смогли вести обстрел Порт-Артура. Напомню, что французы отступили в Седан числом в 100 000 человек (у противника было около 215 000 солдат), а гарнизон крепости Порт-Артура насчитывал около 40 000 человек, а вместе с моряками общее число защитников достигало примерно 50 000 человек. Есть и еще одна интересная деталь: во время японско-китайской войны 1894-95 годов именно генерал Ноги был командующим пехотной бригады, которая за один день взяла Порт-Артур, обороняемый китайцами.
Возможно, это обстоятельство тоже сыграло свою роль, когда спустя десять лет Ноги вновь подошел к Порт-Артуру, но уже с целой армией. К вопросу о том, сколько у него было солдат, мы вернемся чуть ниже, но ясно, что значительно больше, чем у русских.
Возможность обстреливать город и перевес в численности позволяли японскому командованию рассчитывать на повторение Седана. Но, как мы знаем, крепость выдержала затяжную осаду. Для Японии буквально каждый день и каждый солдат были на счету: ведь потери надо считать не по абсолютному значению, а по доле от мобилизационного потенциала. И вот в таких условиях как ведут себя японцы у Порт-Артура?
19 августа 1904 года начался первый штурм города. Японцы понесли тяжелые потери, но Порт-Артур не взяли. Уже на этом этапе стало ясно, что никакого Седана не получилось. Что же тогда следовало делать японцам? Им надо было оставить идею захвата города путем штурма, держать Порт-Артур в осаде, а высвободившиеся значительные силы направить против русских армий в Маньчжурии. Гарнизон Порт-Артура находился в более выгодном положении по сравнению с противником благодаря фортам, но если бы защитники предприняли попытку прорваться, то им пришлось бы выйти из крепости. В этом случае русские лишались бы преимущества, и даже наоборот, теперь уже сами попадали в положение атакующих укрепления неприятеля.
Вместе с тем понятно, что блокированный город обречен слабеть: подкреплений нет, продовольствие постепенно заканчивается, нехватка витаминов вызывает цингу (так оно в реальности и произошло), сами условия осажденной крепости способствуют распространению и других болезней. То есть японцы могли взять город измором, причем малой кровью, но генерал Ноги принял иное решение.
После поражения первого штурма Ноги получил подкрепления и начал готовиться ко второму штурму. Между прочим, в это время шло сражение под Ляояном. Японцам очень бы пригодилась поддержка Ноги, но он был занят Порт-Артуром, причем до такой степени, что 19 сентября японцы вновь пошли в атаку, опять понесли серьезные потери и снова не достигли цели.
Ну, может быть, хотя бы сейчас Ноги одумается, остановится и прекратит делать уже очевидные глупости? Положение для Японии постепенно становилось непростым. Выяснилось, что японские военные аналитики ошиблись и пропускная способность Транссиба оказалась значительно выше, чем они оценивали накануне войны. Русская армия крепла на глазах, причем быстрее, чем ожидалось. И вот 5 октября началось наступление Куропаткина у реки Шахэ. Ноги в это время усиленно готовится к очередному штурму: ведутся масштабные саперные работы, подтягиваются мощные гаубицы, продолжаются обстрелы города. Между тем на Шахэ идет рубка, чаша весов колеблется, а сражение заканчивается лишь 18 октября без явного победителя. Японцам очень бы пригодились солдаты Ноги, но они увязли у стен Порт-Артура, им ни до чего.
30 октября после трехдневной артподготовки Ноги в третий раз идет на приступ – и с тем же самым печальным для себя результатом. В ноябре Ноги получает очередное подкрепление, и в конце месяца, 26-го числа, состоялся четвертый штурм города, на этот раз с двух сторон. А Порт-Артур снова устоял. Я представляю себе моральное состояние генерала Ноги. Вот это позор так позор! Три месяца целая армия, получающая при этом пополнения, заваливающая город снарядами и своими трупами, ничего не может сделать. После четырехкратного позора Ноги меняет тактику. Думаете, он хотя бы сейчас сделал то, что должен был сделать с самого начала? Думаете, он прекратил бросать своих солдат в бесконечную мясорубку? Как бы не так! Ноги теперь решил сосредоточить главный удар по направлению горы Высокая. С нее была видна порт-артурская гавань, и ее захват позволял японцам четко корректировать огонь своих батарей.
Последующие битвы за Высокую не классифицируются как штурмы Порт-Артура, однако по степени ожесточенности и числу задействованных солдат и потерь они не уступят полноценному штурму. 5 декабря японцы все-таки взяли высоту, и это предрешило судьбу города, но он, как известно, сдался не сразу. Японцы продолжали непрерывные обстрелы, разрушили значительную часть важных укреплений, а потом вновь атаковали город с двух сторон.
Только здесь была поставлена точка в обороне Порт-Артура. После этого Ноги двинулся на подмогу своим, и это сыграло свою роль в сражении под Мукденом, но это произошло лишь спустя семь месяцев после первых боев у Порт-Артура.
Так какими же возможностями располагал Ноги и как он ими распорядился? Сначала сделаю небольшое отступление. Когда человека ловят на крупном вранье, то обычно в дальнейшем ему не верят. Всё, это самодискредитация. С чисто формальной точки зрения такой подход неверен – ведь и лжец может говорить правду, так что если кто-то крупно солгал в одном, это еще не означает, что он солжет в другом. Тем не менее, факт прошлой лжи надо учитывать, поскольку она характеризует личность. То же самое и с государственными системами. Если о каком-то политическом режиме известно, что он занимается фальсификацией статистики, и это четко доказано, то стоит ли доверять очередной порции данных, которые предоставляет такое государство? Вопрос почти риторический.
Это я всё к тому говорю, что в октябре 1894 года, во время японско-китайской войны, состоялось крупное сражение у реки Ялу под Цзюляньчэном – 10 000 японцев против 15 000 китайцев. Оно шло несколько дней, носило упорный характер, применялась артиллерия. Одним из тяжелых этапов сражения была битва за гору Хуэршань, которую защищали 2000 китайцев. Лишь после четырехчасового сопротивления китайцы отступили под натиском японских войск, насчитывавших на этом участке более 5000 человек. Были и другие явно кровопролитные эпизоды – например, переправа японцев и китайская контратака, в которой участвовали 6000 человек. Сражение в целом закончилось победой Японии, которая официально объявила, что в ходе всей битвы погибли четыре (!) японца. Повторяю: 4 человека, а не 4000 или хотя бы 400!
Ну и как это понимать? Это отчет о потерях в крупном сражении с 25 000 участников или рассказ о поножовщине в ресторане между двумя подвыпившими компаниями хулиганов? Это бред, поверить в который невозможно, и даже непонятно, на кого он рассчитан. Так что и к японским данным о Русско-японской войне я бы относился с большим недоверием.
Между прочим, уже во время Русско-японской войны, 25 сентября 1904 года, после сражения под Ляояном в МИД России поступила телеграмма от дипломата Павлова, занимавшегося разведывательной деятельностью на Дальнем Востоке: «18 сентября в Токио доставлено десять тысяч деревянных ящиков, заключающих пепел от сожженных трупов японских солдат, убитых под Ляояном; ящики будут раздаваться родственникам убитых, о чем было опубликовано официальное объявление…»
Итак, только убитыми японцы потеряли 10 000 человек. Между тем до сих пор считается, что при Ляояне их потери убитыми составили лишь 5431 человек.
Впрочем, вернемся к Порт-Артуру. Японцы утверждают, что потеряли 15 000 человек убитыми и 44 000 ранеными. Но если обратиться к другим источникам и взять наиболее часто встречающиеся цифры, то получаем следующую картину, обобщенную в фундаментальной работе «История Русско-японской войны 1904-1905 гг.» под редакцией доктора исторических наук И.И. Ростунова: «Защитники крепости длительное время сковывали крупные силы противника (около 200 тысяч человек) и практически весь японский флот. Японцы потеряли в борьбе за Порт-Артур в общей сложности более 110 тысяч человек и 15 боевых кораблей. 16 кораблей получили серьезные повреждения».
Чем же обернулась для Японии неспособность быстро справиться с Порт-Артуром? Чтобы ответить на этот вопрос, надо учесть, что население Японии было в три раза меньше российского; соответственно, ее мобилизационный потенциал существенно уступал возможностям нашей страны. Никаких иллюзий относительно своих сил у Японии не было. Вся надежда Японии была на блицкриг, на быструю победу, пока Россия не подтянет основные силы к Маньчжурии. Но разбить русскую армию не удалось. Японцы крепко увязли у Порт-Артура и не смогли добиться решающей победы в других сражениях.
При этом на полях сражений японцы теряли в живой силе значительно больше русских (в процентах от всего населения), а Россия тем временем увеличила пропускную способность своей железной дороги и быстро наращивала группировку войск, хорошо обеспеченных и вооруженных, добиваясь численного перевеса.
Таким образом, неспособность быстро взять Порт-Артур стала одной из важных причин, по которой японский блицкриг провалился. Русская армия выиграла время для наращивания своей группировки в Маньчжурии. Формальное поражение у Порт-Артура на самом деле надо считать нашей стратегической победой. Ноги это понимал, и у него были все основания сгорать от стыда.
Да, в конечном итоге Россия проиграла войну. Мы потеряли половину Сахалина, и русский Тихоокеанский флот оказался дополнительно ограничен в действиях. Но главное – Россия потеряла влияние в Китае и Корее. Это сказалось впоследствии, когда Япония аннексировала Северный Китай под видом марионеточного государства Маньчжоу-Го, фактически выйдя на границы Монголии и Синьцзяна (с Россией она уже граничила через аннексированную Корею).
Но проигрыш 1905 года мог быть куда более тяжелым, если бы русская армия в Маньчжурии потерпела решительное поражение в сражениях 1904 года. Это могло случиться, располагай японцы дополнительной армией Ноги. При таком развитии событий весь российский Дальний Восток мог бы оказаться в руках японцев, и неизвестно, удалось ли бы вернуть его в результате мирных переговоров.
Вот от такого исхода войны спасли Россию героические защитники Порт-Артура.
Вас заинтересует
Душа обороны Порт-Артура
Бой у Вафангоу
Битва за «ворота Порт-Артура
Было ли нападение Японии на Россию внезапным?
«Япония ведёт нашу игру