Если вы только учили его в школе, то явно вы профан, поэтому быстро записывайтесь на наши курсы.
В понедельник, 30 июня, начала проясняться ситуация с поставками Ираку боевых самолетов Су-25. На прошлой неделе появилась информация о том, что иракское правительство подписало с Российской Федерацией соглашение на поставку более 10 штурмовиков. По неофициальным данным, стоимость заключенной сделки может составить до 500 миллионов долларов. О заключении соглашения между странами, в частности, говорил премьер-министр Ирака Нури аль-Малики. Первые 5 боевых машин прибыли в Ирак уже на прошлой неделе. Совсем скоро эти самолеты можно будет использовать для нанесения ударов по позициям суннитский боевиков ИГИЛ.
Источники газеты «Взгляд» отмечают, что штурмовики были переданы Ираку из стратегического запаса Министерства обороны РФ. И хотя данные самолеты были в употреблении, возможно, некоторые из них даже успели принять участие в войне в Афганистане, сейчас трудно найти что-то более подходящее для иракской армии. То, что отправленные Багдаду Су-25 были взяты из стратегических запасов Минобороны России, подтвердили источники в КБ «Сухой». В интервью «Взгляду» источник в КБ отметил, что «Сухой» не участвовал в контракте, а о том, что штурмовики оказались в Ираке, они сами узнали из СМИ.
Первые штурмовики, которые предназначены для непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя в любое врем суток, были переданы Ираку 28 июня. Сообщается, что самолеты были доставлены в страну с помощью Ан-124-100 «Руслан» из состава 224-го авиаотряда ВВС России. Самолеты были доставлены в частично разобранном состоянии на авиабазу «Аль Мутанна», расположенную в пригороде иракской столицы. По сообщению Минобороны Ирака 5 штурмовиков Су-25 можно будет применять в боевых действиях уже через 3-4 дня.
По словам главнокомандующего ВВС Ирака генерал-лейтенанта Анвара Хама Амина, который принимал первую партию российский штурмовиков, иракская армия очень остро нуждается в подобных самолетах в столь сложный для страны период. Генерал-лейтенант подтвердил, что вместе с штурмовиками Су-25 в Ирак на короткий срок прибыла группа специалистов из России, которая займется подготовкой самолетов к использованию по их прямому назначению. При этом нет ясности в вопросе, кто будет пилотировать данные самолеты. Штурмовики Су-25 имелись в составе ВВС Ирака во времена правления Саддама Хусейна, но с тех пор пилоты этих машин долгие годы не имели летной практики.
ВВС Ирака, в составе которых в настоящее время просто нет реактивных боевых самолетов, испытывают серьезные трудности в борьбе с боевиками ИГИЛ. Несмотря на тот факт, что Минобороны Ирака заключило контракт с США на поставку в страну истребителей F-16 еще в 2011 году, первые 3-4 самолета будут поставлены на вооружение только в конце 2014 года. Еще одной проблемой иракских ВВС является отсутствие необходимого количества боеприпасов класса «воздух-земля», которые так необходимы для борьбы с отрядами боевиков.
Без должной поддержки авиации сухопутным войскам иракской армии очень трудно сдерживать боевиков. За последние 3 недели повстанцы ИГИЛ захватили обширные регионы на западе и севере Ирака. В субботу, 28 июня, правительство Ирака отчиталось о том, что армии удалось отбить город Тикрит, однако мятежники затем опровергли данное сообщение. При этом Государственное телевидение Ирака сообщало о намерении правительственных войск развернуть наступление на Мосул.
По словам представителей Минобороны Ирака, главной целью заключенного с Россией соглашения является увеличение огневой мощи ВВС страны и возможностей армии в целом по борьбе с террористами. В свою очередь, США говорят о том, что хотя сегодня в Ираке находятся 300 американских военнослужащих и БПЛА, они используются лишь для оказания помощи правительству страны, не принимая участие в боевых действиях. При этом сообщений о намерении Вашингтона ускорить поставки в страну ранее заказанных ударных вертолетов AH-64 «Апач» и истребителей F-16 пока что не поступало. В связи с этим иракский премьер-министр аль-Малики выразил свое разочарование затягиванием данных американских поставок и заявил о намерении Багдада покупать военную авиационную технику не только у США, но и у России, Великобритании и Франции. По оценкам аль-Малики, в случае своевременных поставок авиационной техники для поддержки сухопутных войск армия Ирака смогла бы еще в самом начале предотвратить продвижение повстанцев ИГИЛ вглубь страны.
Как говорят многие наблюдатели из числа тех, кто видел фотографии переданных Ираку штурмовиков, все машины «уже не первой свежести». На тех снимках, которые представлены властями Ирака, отчетливо видно, что Су-25 достаточно давно не крашены, а на некоторых фотографиях можно разглядеть ржавчину на фюзеляже. Кто-то из аналитиков даже умудрился разглядеть на фюзеляже одного из штурмовиков следы от попадания пуль. Не исключая, что эти попадания были получены еще в 1980-е годы в Афганистане. Но, несмотря на это, для иракской армии российские штурмовики — это самый настоящий подарок.
Штурмовик Су-25 проектировался для нанесения массированных авиационных ударов по передовым позициям наступающих войск противника. За достаточно характерный внешний вид и свои боевые возможности в российской армии его прозвали «грач», «конек-горбунок», также данную машину иногда называют «летающим танком». Все эти нарицательные имена полностью отражают суть созданной в КБ «Сухой» машины: это бронированный, небольшой, словно танк, дозвуковой штурмовик, который предназначен для поддержки сухопутных войск над полем боя в любое время суток.
Штурмовик может поднимать до 4 тонн боевой нагрузки: от самых простых неуправляемых свободнопадающих бомб до современных образцов высокоточного оружия. На вооружении самолета находятся 30-мм автоматическая пушка, управляемые ракеты «воздух-воздух», «воздух-поверхность», неуправляемые снаряды, зажигательные баки, авиационные бомбы. Штурмовик в состоянии поражать как визуально видимые цели, так и те объекты, которые видит лишь электроника. Машины отлично себя зарекомендовали практически во всех современных конфликтах.
Во время войны в Афганистане про штурмовик Су-25 ходили настоящие легенды, так как сбить этот советский штурмовик было невероятно сложно. Благодаря «грачу» Александр Руцкой, Герой Советского Союза и будущий вице-президент России, смог вернуться назад из одного из своих боевых заданий в Афганистане. После приземления техники насчитали на штурмовике такое число повреждений, при котором ни один другой самолет в мире просто не смог бы вернуться назад на аэродром.
За другими примерами живучести самолета ходить далеко не надо. Не так давно, после боя под Луганском, ополченцы Новороссии отчитались о том, что им удалось сбить украинский Су-25. Данная новость вызвала много обсуждений в соцсетях, ведь сбить «летающий танк» непросто. Но радость от данного успеха достаточно быстро сменилась разочарованием. Даже с одним полностью разрушенным двигателем «грач» смог вернуться на свой аэродром.
Именно поэтому в компании «Сухой» полагают, что поставка иракской армии самолетов Су-25 сможет существенно изменить ход боев. Представитель российской компании отметил, что несмотря на некоторую потрепанность переданных самолетов, недооценивать возможности штурмовика не следует. Поставленные Ираку Су-25 внешне могут выглядеть не совсем привлекательно, но это, по большому счету, никак не отразится на их боевой эффективности.
Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин полагает, что ключевым моментом заключенного между Багдадом и Москвой соглашения стала крайняя заинтересованность иракской армии в эффективном и недорогом вооружении. США много говорили о поддержке правительства Ирака в борьбе с сепаратистами, но технику так и не поставили. Более того, американцы постоянно пытались ставить палки в колеса военно-техническому сотрудничеству Ирака с Россией.
Эксперты считают, что ВВС Ирака необходимо порядка 25-30 штурмовиков Су-25, чтобы приступить к проведению полномасштабной операции. Необходимо также отметить, что до настоящего времени у ВВС данной страны вообще не было самолетов такого класса. Ирак располагал парком различных модификаций самолетов «МиГ», «Су», а также «Миражей» французского производства, но большая их часть была уничтожена еще во время ирано-иракской войны, а те, что остались в сохранности, были выведены из строя во время вторжения США в Ирак уже в 2003 году.
При этом в Ираке есть некоторое количество летчиков, знакомых с данной техникой. Они в состоянии пилотировать российские штурмовики, так как во время ирано-иракской войны СССР поставил Ираку некоторое количество таких машин. Впрочем, многие специалисты сходятся во мнении, что таких пилотов осталось крайне мало. Элитой иракских ВВС при Саддаме Хусейне являлись сунниты, которых в армии при сегодняшнем шиитском руководстве почти не осталось. Директор Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что наличие в Ираке летчиков с опытом полетов на Су-25 весьма сомнительно. Поэтому вопрос о том, кто именно будет летать на российских штурмовиках, в настоящее время является одним из главных. Есть вероятность, что летчиков, которые ранее уже летали на таких самолетах, Ирак сможет найти в Иране или в странах СНГ, отмечает Игорь Коротченко, глава Центра анализа мировой торговли оружием.
То, что российские штурмовики прибыли в Ирак раньше обещанных истребителей F-16, может иметь большое политическое значение. Еще в 2011 году Ирак подписал с американской авиастроительной корпорацией Lockheed Martin контракт на поставку 36 многофункциональных истребителей F-16IQ Block 52, сумма данной сделки составила 5,3 миллиарда долларов. Первая машина была передана иракским военным только 5 июня 2014 года. Всего же по итогам только 2012 года США смогли заключить с Ираком около 500 различных военных контрактов на общую сумму в 12,3 миллиарда долларов, обозначив военно-техническое сотрудничество между странами как «глубокое». Правда, еще до начала активных боевых действий правительственных сил против сепаратистов из ИГИЛ Багдад жаловался на то, что США медлят с поставками заказанной военной техники.
Российско-иракское военно-техническое сотрудничество на данный момент заметно меньше. По информации госкомпании «Ростех», в состав которой сегодня входят ведущие производители российского оружия, объем заключенных с Ираком контрактов оценивается в 4,2 миллиарда долларов. При этом основная часть данной суммы приходится на поставки вертолетов. Заключенные с Ираком контракты предполагают поставки в страну вертолетов Ми-28 различных модификаций, самолетов «МиГ» и «Су», а также современных систем ПВО и бронетехники.
Источники информации:
http://www.vz.ru/politics/2014/6/30/693416.html
http://vpk.name/news/112661_vvs_iraka_poluchili_pervuyu_partiyu_rossiiskih_shturmovikom_su25.html
http://www.gazeta.ru/politics/2014/06/30_a_6091589.shtml
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/06/140626_iraq_maliki_russian_planes.shtml