Чем больше керосина, тем лучше погода!!! Ещё пять-семь лет назад такую шутку военных лётчиков можно было услышать, пожалуй, во всех лётных соединениях и частях Вооружённых Сил страны. Теперь, к счастью, недвусмысленная поговорка потеряла актуальность, в том числе и в камчатской авиационной базе (АвБ), которой сегодня командует полковник Андрей Ковалёв: интенсивность и качество боевой подготовки в авиационной части растёт с каждым годом. И если в незапамятные времена «плохой погоды» количество лётных смен в АвБ составляло четыре в месяц, то теперь – три в неделю.
– Сейчас в нашей авиабазе созданы все условия для полноценного выполнения задач боевой подготовки, – говорит начальник командного пункта – заместитель начальника штаба по боевому управлению АвБ майор Валерий Ефименко. – Увеличился общий налёт военных лётчиков, как следствие вырос их профессиональный уровень. Это в конечном итоге отражается на общих результатах нашей боевой работы.
Небо – родная стихия крылатых машин, и, как это ни парадоксально звучит, чем больше времени самолёт проводит в небе, тем длиннее его век. Судя по тому, что над полуостровом регулярно раздаются низкие звуки турбовинтовых двигателей Ил-38 и пронзительные свистящие – МиГ-31, с перспективами камчатского лётного соединения всё в порядке. И прошлогодняя внезапная проверка боеготовности войск под руководством Президента РФ, а после флотское двустороннее оперативное учение показали, что авиационная база готова выполнять поставленные задачи на высоком уровне.
– В 2013 году во время известных событий авиационная база впервые за восемь лет полностью перебазировалась на запасной аэродром, – рассказывает заместитель командира АвБ по работе с личным составом майор Дмитрий Краснов. – Если раньше подобные манёвры носили тактический характер, то в прошлом году все замыслы были реализованы на практике. Колонна машин обеспечения совершила многокилометровый марш. Прибыв на заданную позицию, специалисты инженерно-технической службы и служб обеспечения организовали полноценную работу и быт запасного аэродрома и приняли самолёты, вылетевшие с базы.
По словам майора Дмитрия Краснова, личный состав лётного соединения извлёк из этих учений огромную практическую пользу: полученный опыт весьма пригодился в нынешнем году.
В летний период обучения камчатская авиабаза вышла, что называется, на пик интенсивности боевой работы. Накануне очередного учебного этапа часть подверглась внезапной проверке комиссией Восточного военного округа, которая подтвердила высокую боевую выучку лётного состава, надёжность авиационной техники и профессионализм людей, обслуживающих её.
– Приказ на приведение авиабазы в высшую степень боевой готовности поступил в 7.06, и уже через час все силы и средства АвБ были готовы выполнить поставленную задачу, – говорит майор Валерий Ефименко. – Технический персонал приступил к подготовке авиационной техники к эксплуатации. Обеспечивающие подразделения – батальон аэродромно-технического обеспечения, батальон связи, отделение противолодочного вооружения – подготовили моторизированную колонну для перебазирования на запасной аэродром, находящийся в нескольких сотнях километров от места дислокации базы. Инженерный состав перешёл на график ускоренного ввода в строй техники, стоящей по регламенту на ремонте.
Первым в воздух был поднят экипаж Ил-38 майора Николая Трегубенко. Противолодочникам предстояло в заданном районе найти субмарину условного противника. Свою первую в рамках учений задачу всепогодный и многоцелевой трудяга-мускулолёт (так уважительно называют лётчики Ил-38) выполнил своевременно и в полном объёме. За сорок минут работы крылатая гроза подводных лодок перекрыла квадрат площадью 50 на 50 километров. В итоге условный противник был обнаружен, в реальной ситуации это означало бы – обречён. После завершения операции майор Трегубенко согласно вводной отправился на запасной аэродром, выполнил имитацию захода на посадку, после чего вернулся в пункт постоянной дислокации.
На следующий день состоялось три самолёто-вылета. Вместе с уже знакомым нам экипажем Ил-38 майора Трегубенко учебно-боевые задачи в небе Камчатки выполняли МиГ-31 капитана Алексея Войтова и Ан-26 капитана Романа Кезикова. Экипаж майора Николая Трегубенко сначала выполнил поставленную задачу по прямому предназначению, в очередной раз не оставив ни малейшего шанса подводной лодке условного противника. Затем мускулолёт сменил амплуа и предстал в роли супостата, дерзнувшего вторгнуться в пределы нашего государства. Непрошеного гостя в небе встретил МиГ-31 капитана Войтова: истребителю была поставлена задача самостоятельного поиска и наведения на воздушную цель. Средства объективного контроля подтвердили высокое качество выполненной капитаном Алексеем Войтовым задачи. Тем временем в небе барражировал Ан-26 с группой десанта из бригады морской пехоты на борту. Одним словом, в тот день над облаками было жарко. Не меньшее напряжение ощущалось на земле: соответствующие службы готовили к вылетам другие крылатые машины, другие экипажи с волнением ожидали своего выхода на сцену театра военных действий.
Апофеозом проверки стал третий день. Открыл его традиционно экипаж под командованием майора Трегубенко.
– Конечно, было нелегко три дня подряд в оперативном режиме отрабатывать поставленные задачи, – говорит майор Николай Трегубенко. – Три самолёто-вылета – это довольно большая нагрузка для одного экипажа. Но по большому счёту все вводные не оказались для нас этаким твёрдым орешком: они были однотипными и не представили особой трудности, ведь мы регулярно выполняем аналогичные упражнения в повседневной жизнедеятельности и, можно сказать, отточили навыки до автоматизма. Большое спасибо нашим наземным специалистам, готовившим крылатые машины к полётам, у них было, пожалуй, самое трудное задание – качественно подготовить наши возрастные самолёты к выполнению задач.
К слову, подобные полёты, на первый взгляд кажущиеся монотонными и не представляющими большой практической целесообразности, между тем имеют важное и в определённой степени стратегическое значение, – ведь когда в небе над Камчаткой находятся такие самолёты, то у подводных лодок иностранных государств убавляется прыти курсировать у наших берегов. Подобные случаи не единичны. Например, в прошлом году Ил-38 камчатской противолодочной эскадрильи обнаружил в акватории Охотского моря субмарину явно не российской прописки. Что делает честь нашему экипажу противолодочника и, напротив, не делает чести экипажу ПЛА, позволившему себя обнаружить…
Между тем противолодочники в свойственной манере выполнили воздушную разведку в заданном районе, после чего «помогли» отработать поставленные задачи МиГ-31 под управлением майора Сергея Овчинникова. Этой единичке истребительной эскадрильи пришлось продемонстрировать весь боевой потенциал в рамках двух поставленных задач: полёт на ведение самостоятельного поиска воздушной цели и полёт на уничтожение воздушной цели на средних и больших высотах.
Лётной и боевой практики у майора Овчинникова предостаточно: если бы уничтоженные условные и учебные цели отмечались, как во времена Великой Отечественной, звёздами, то на фюзеляже его МиГ-31 расположилось бы достаточное количество остроконечных фигур красного цвета. Но даже он, бывалый специалист, отметил, что прошедшая проверка была не из лёгких.
– За один день полётов мне пришлось четырежды выходить в атаку, – рассказывает майор Овчинников. – Такого в моей практике ещё не было.
Другое дело, что цели были большими. Для лётчика такого уровня да с техническими и боевыми возможностями МиГ-31 - это семечки.
– Уничтожить, к примеру, малоразмерную, маневрирующую и летящую на сверхзвуковой скорости цель, такую, как крылатая ракета, – задача потруднее будет, – говорит майор Овчинников. – Но тоже выполнимая – благодаря боевому потенциалу, сосредоточенному под фюзеляжем МиГ-31.
В этом Сергей Овчинников не раз убеждался на практике, во время сопровождения реальных пусков крылатых ракет на полигоне Кура. Задача истребителей заключалась в том, чтобы вести крылатую ракету, выпущенную со стратегического ракетоносца, и в случае непредвиденной ситуации уничтожить её. Авиационный комплекс МиГ-31 – по сути летающий командный пункт – без труда обнаруживал, захватывал и сопровождал цель.
Что же касается вышеупомянутой внезапной проверки, то, к чести офицера, он достойно справился с поставленной задачей. Равно как и другие его коллеги, в том числе и из противолодочной авиации. По итогам всех испытаний авиабаза заслужила оценку «хорошо».
Секрет успеха, по мнению наших героев, прост: большая практика рождает большое мастерство.
– Интенсивность и качество боевой учёбы неуклонно растёт, – говорит майор Николай Трегубенко. – За прошлый год каждый командир Ил-38 налетал 150—180 часов. Тогда как раньше аналогичные цифры находились в пределах 40—70. Кроме того, улучшилось качество подготовки лётного состава.
Так из шести новобранцев – выпускников лётных училищ 2013 года – четверо уже боеготовы. Остальные оканчивают курс боевой подготовки и в скором времени присоединятся к товарищам. Необходимо заметить, что лётный состав эскадрилий с каждым годом молодеет. В этом командование АвБ видит хороший знак, тем более что в скором времени противолодочная эскадрилья пополнится новыми самолётами Ил-38Н.
– Наши лётчики и штурманы уже прошли соответствующую переподготовку, – рассказывает майор Валерий Ефименко.– Сам планёр Ил-38Н остался прежним, а вот его начинка претерпела коренные изменения. Авионика и новое специальное оборудование – самые современные, отвечающие нынешним реалиям и многофункциональности самолёта.
Вообще противолодочники очень любят свой самолёт: он очень надёжный. Достаточно сказать, что за всё время его эксплуатации, а это с конца 60-х годов прошлого столетия, с Ил-38 произошло всего две аварии.
Пополнение авиапарка ожидается и в эскадрилье МиГов. Правда, в отличие от противолодочников лётчики-истребители получат не новые машины, а с авиаремонтного завода после капитального ремонта. В этой связи инженерно-техническому составу авиабазы придётся изрядно потрудиться, чтобы вдохнуть жизнь в грозные машины, а лётчикам, чтобы укротить их. А в том, что МиГ-31 был, есть и будет грозной боевой единицей российской ПВО, майор Сергей Овчинников уверен на все сто.
– В МиГ-31 конструкторы заложили такой потенциал и задел прочности, что его нынешних возможностей для эффективной работы по предназначению хватит на несколько десятилетий вперёд, – говорит офицер.
Гостеприимное лётное соединение я покидал с убеждением, что восточные рубежи страны в надёжных руках. Ещё больше в этой мысли меня упрочил майор Овчинников, который как бы между прочим, но с твёрдой уверенностью в голосе сказал, что, если потребует боевая обстановка, лётчики-истребители готовы и морально, и психологически, и технически использовать свой последний аргумент – воздушный таран. Комментарии излишни...
Вас заинтересует
Черноморцы к бою готовы!
Завершились командно-штабные учения «Восток-2014
Не потерять «золотой запас
Учения войск Западного военного округа
Крылья Балтики крепнут