Ракетный корабль «Татарстан» вошёл в состав КФл как новая боевая единица в 2003 году. Никогда раньше в этом военно-морском объединении не было такого современного и мощного корабля с ракетным комплексом «Уран», способным поражать морские цели на расстоянии 120 км. Тогда здесь на вооружении стояли ракетные и артиллерийские катера советской постройки. Вот почему «Татарстан» ещё на стадии государственных испытаний получил статус флагманского корабля КФл…
Сегодня на фоне ноу-хау отечественного кораблестроения - ракетного корабля «Дагестан» проекта 11661, малых ракетных кораблей «Град Свияжск» и «Углич», где на вооружении поставлены ракетные комплексы «Калибр», способные поражать как надводные, так и береговые цели на дальности более 300 км, «Татарстан» выглядит ветераном. И тем не менее он уверенно продолжает держать марку флагмана. Наглядное подтверждение тому – звание лучшего корабля флотилии по итогам 2013 года, которое он завоевал к 10-летнему юбилею в остром соперничестве с тем же «Дагестаном».
К этому успеху экипаж «Татарстана» под командованием капитана 2 ранга Алексея Лугового шёл, что называется, шаг за шагом, из месяца в месяц набирая очки. Корабль с первого предъявления сдал курсовую задачу К-1, затем во время сдачи задачи «С» точно поразил ракетой морскую цель. Неплохое впечатление у командования КФл сложилось о нём и его командире во время проигрывания тактического учения между кораблями ударной группировки по поиску и уничтожению надводного «противника», в ходе которого «Татарстан», умело используя радиолокационную тень от прибрежного острова, сохранил скрытность и нанёс электронные ракетные удары по «противнику». Нестандартный подход к решению непростой тактической задачи принёс капитану 2 ранга Луговому дополнительные баллы в военно-морском соревновании.
А в сентябре прошлого года во время проведения межвидового КШУ «Татарстан» показал настоящий мастер-класс, участвуя в совместных с береговым ракетным дивизионом ракетных стрельбах. В точно назначенное время корабль вышел на огневой рубеж и совершил ракетный пуск по надводной цели. Одновременно с «Татарстаном» по этой же цели с огневой позиции на берегу нанесли ракетные удары два подвижных береговых ракетных комплекса «Бал». Позже посредники насчитали на плавучей мишени следы от попаданий всех трёх ракет.
В текущем учебном году соревнование между «Татарстаном» и «Дагестаном» идёт с переменным успехом. Какой из них по итогам 2014 года будет признан лучшим, говорить пока рано. А пока оба корабля успешно сдали задачу К-1 и приступили к отработке элементов второй курсовой задачи в море.
Во время командировок в эту бригаду ваш корреспондент неоднократно пытался встретиться с капитаном 2 ранга Луговым, но никак не мог застать «Татарстан» в базе. И вот на днях мне, можно сказать, повезло: корабль подошёл к пирсу для пополнения запасов горючего, пресной воды перед очередным выходом в море на отработку элементов задачи К-2. В предобеденный час поднимаюсь на борт корабля, стучу в дверь командирской каюты. Но на мой стук отозвался находившийся в соседней каюте старпом капитан-лейтенант Игорь Дубовик:
- Алексей Викторович сейчас очень занят, не могли бы вы обратиться к нему через полчаса…
Позже, уже во время общения со мной, капитан 2 ранга Алексей Луговой, как бы извиняясь, признался, что полчаса до начала обеда он обычно посвящает физическим упражнениям с набором гирь и гантелей. В связи с этим и курить бросил, старается приобщить к занятиям спортом весь личный состав…
- Как видите, корабль у нас большой. Просторных помещений на нём хватает. Недавно приспособили одно из них под мини-спортзал, - не без гордости сказал командир.
На то, что Алексей Викторович, флотский связист по специальности (в 2000 году окончил ВВМУРЭ им. А.С. Попова), пошёл по командной линии, повлияло распределение на ракетный катер «Ступинец» на должность командира БЧ-4-7 (связи и управления). Свои обязанности по штату лейтенант Луговой исполнял безупречно. И при этом сразу показал, что способен руководить людьми, стремится освоить обязанности помощника командира катера (на ракетных катерах помощник одновременно является и командиром БЧ-2) при проведении ракетных стрельб в море. В положенный срок офицер получил допуск к самостоятельному управлению кораблём 3 ранга. В 2002 году старший лейтенант Луговой, замещая на номерном ракетном катере (ныне «Боровск») помощника командира, принял участие в совместной ракетной стрельбе, по результатам которой бригаде кораблей ОВР был присуждён приз главкома ВМФ. Вот тогда-то воодушевлённый успехом молодой офицер и загорелся желанием дорасти до командира корабля. И его в выборе пойти по командной линии поддержал капитан-лейтенант Виталий Трофименко, в ту пору командир «Ступинца». Замечу, что служба на этом отличном катере дала толчок должностному росту не только Лугового. Например, Андрей Гунькин, ныне капитан 2 ранга, командир дивизиона надводных кораблей, Вуссал Мириев, тоже капитан 2 ранга, сегодняшний командир РК «Дагестан», когда-то проходили службу на «Ступинце».
Нелёгким и подчас тернистым оказался путь Алексея Лугового к командирскому мостику «Татарстана». Но бьющая через край энергия и молодой задор позволяли ему с лёгкостью переносить все трудности и невзгоды корабельной жизни. Определяющей строкой в послужном списке офицера стала его служба с 2002 по 2005 год в должности старшего помощника командира ракетного корабля «Татарстан». Примечательно, что молодой старпом прибыл на «Татарстан» в тот момент, когда этот корабль, только что прибывший из судостроительного завода в Зеленодольске в пункт базирования в Махачкале, ещё проходил государственные испытания. Пришлось Алексею Викторовичу засучив рукава вместе с экипажем учиться работать на новой по тем временам технике, участвовать в испытательных стрельбах ракетного комплекса «Уран».
На данный момент экипаж «Татарстана» более чем на 80 процентов состоит из уроженцев Республики Дагестан. Представителей каких только народностей не встретишь на борту этого корабля: аварцы и даргинцы, лезгины и табасараны, чеченцы и кумыки – всех не перечислишь. Большинство из них – правоверные мусульмане, соблюдающие все намазы, посты и обряды ислама. Я сам наблюдал, как во время пения муэдзина в расположенной рядом с военным портом в Махачкале мечети пустели палубы и коридоры «Татарстана» - люди расходились по каютам и кубрикам для совершения вечерней молитвы.
Офицерский состав корабля – это в основном русские, приверженцы православия. Но, несмотря на национальные и религиозные различия, экипаж «Татарстана» представляет собой единый слаженный воинский коллектив, для каждого члена которого боевая готовность корабля всегда является главным приоритетом. А стержень экипажа конечно же – командир корабля, который за 11 лет безупречной службы в корабельной бригаде, дислоцирующейся на территории Дагестана, отлично изучил и научился уважать обычаи, культуру и менталитет проживающих здесь народов, обрёл умение быстро находить общий язык с их представителями в матросской форме, и, по сути, сам стал дагестанцем. Таково универсальное свойство личности этого русского человека по фамилии Луговой, сумевшего сплотить вокруг себя таких разных и непохожих людей, которых роднит любовь к военно-морской службе на благо великой России.
- Алексей Викторович, неужели вам так легко удаётся побудить столь гордых, независимых, темпераментных кавказских мужчин беспрекословно подчиняться требованиям Общевоинских и Корабельного уставов? – спрашиваю я Лугового.
- Для любого человека, даже с самым горячим национальным темпераментом, важна мотивация его поведения, и конечно же авторитетность той директивной инстанции, которая предъявляет к нему свои требования. Ну с мотивацией, положим, всё ясно, все мы служим Российской Федерации, защищая её южные рубежи. А что касается авторитета… Как говорят в Дагестане, сначала его завоюй, а потом уже авторитет сам будет работать на тебя, – с улыбкой отвечает командир.
Я подумал про себя, что такого авторитетного командира, как Луговой, на флотилии ещё поискать надо. Его фамилия произносится «татарстанцами» с огромным уважением.
- Хотя бывает, что приходится вступать в диалог с целью профилактики, - припомнил Алексей Викторович. – Служил у нас в должности старшины команды СПС мичман Алексей Абусаидов, которому мне приходилось постоянно делать мелкие замечания. Однажды он взмолился: вы, дескать, только меня и замечаете. Пришлось ему объяснить, что если командир перестанет замечать подчинённого, то значит, он на его персоне просто поставил крест. Дошло. А вот когда поступило указание делегировать с «Татарстана» самых лучших спецов в формирующийся экипаж для нового малого ракетного корабля «Великий Устюг», пришлось направить на новостройку Абусаидова. Только не подумайте, что я таким образом избавился от неугодного подчинённого. Наоборот, Абусаидов являлся одним из лучших специалистов на корабле, без пяти минут мастер военного дела. С ним-то прощаться мне было как раз труднее всего…
Вас заинтересует
Ремонт учебного корабля «Перекоп
БДК "Цезарь Куников" вернулся в Севастополь после ремонта
Краснознаменная Каспийская флотилия ВМФ России. Боевой состав (2014)
«Усть-Камчатск
БДК "Калининград" отправился в Средиземное море