Буквально пару недель назад в статье
«Потери ВВС Украины: на грани катастрофы» мы рассматривали успехи ополчения ЛНР и ДНР в деле уничтожения украинской боевой авиации. За прошедшее время бои не прекратились и ВВС Украины продолжают нести потери. Рассмотрим последние потери украинской авиации, понесенные с момента публикации предыдущей статьи.
В качестве основного источника информации мы вновь будем использовать базу данных Aviation Safety Network. Напомним, задачей этого проекта является сбор и классификация информации о различных авиационных происшествиях по всему миру. В рамках проекта работают две базы данных: основная ASN Aviation Safety Database и вспомогательная ASN Aviation Safety WikiBase. В первую попадают инциденты, подтвержденные несколькими источниками, а ее пополнением занимается команда редакторов сервиса. База данных ASN Aviation Safety WikiBase редактируется и пополняется всеми желающими. Некоторые записи из нее, пройдя проверку, попадают в основную.
Следует признать, последние две недели были сравнительно удачными для ВВС Украины. За пошедшие дни основная база данных ASN Aviation Safety Database пополнилась лишь одной записью. 14 июля возле поселка Изварино (ЛНР) был сбит военно-транспортный самолет Ан-26, бортовой номер «19 синий». Экипаж из восьми человек спасся, но часть летчиков попала в плен к ополченцам. По официальным украинским данным, самолет летел на высоте 6500 метров и был поражен зенитной ракетой. Тип зенитной системы, сбившей самолет, пока остается неизвестным. Вероятно, это был ЗРК «Бук», имеющийся в распоряжении ополченцев. При этом какие-либо свидетельства, подтверждающие полет на указанной высоте, отсутствуют.
Примечательно, что запись о сбитом Ан-26 сперва появилась в базе ASN Aviation Safety WikiBase и позже, после соответствующей проверки, была внесена в ASN Aviation Safety Database. Также необходимо отметить, что за время, прошедшее с публикации предыдущей статьи, в обеих базах Aviation Safety Network появилось только по одной записи. В обоих случаях это уничтожение транспортного Ан-26. Другие происшествия в базе отсутствуют.
Тем не менее, ополченцы непризнанных республик сообщают о других случаях уничтожении вражеской авиационной техники. К примеру, 11 июля пресс-служба Луганской народной республики сообщила об уничтожении штурмовика Су-25. В тот же день ополчение Донецкой народной республики над городом Дзержинск сбило еще один украинский ударный самолет. 14 июля над поселком Горловка были сбиты сразу два самолета Су-25. Тем не менее, во всех этих случаях приемлемые доказательства отсутствовали. К примеру, оба сбитых над Горловкой штурмовика упали на территории, занятой украинскими вооруженными силами, из-за чего ополченцы не смогли предоставить фото- и видеоматериалы, свидетельствующие об их успехах.
7 июля ополченцы одержали примечательную победу, связанную с авиацией. По словам министра обороны ЛНР Игоря Плотницкого, в этот день поврежденный огнем с земли штурмовик Су-25 ВВС Украины совершил вынужденную посадку на одном из аэродромов Луганской республики. Украинский пилот сдался ополченцам, а самолет стал трофеем. Благодаря этому у непризнанных республик появился первый боевой самолет. Штурмовик быстро восстановили. Уже 11 июля состоялся первый боевой вылет первого ударного самолета ЛНР. Су-25 нанес удар по позициям украинских войск рядом с городом Александровск.
Через несколько часов после падения самолета Ан-26 руководство «антитеррористической операции» было вынуждено издать новый приказ. В связи с «крушением военно-транспортного самолета Ан-26» полеты авиации были приостановлены до отдельного распоряжения. Подобный приказ можно считать крупной победой ополчения. Бойцам ЛНР и ДНР, не располагающим хорошим вооружением и оснащением, удалось нанести противнику столь крупный урон, что тот был вынужден «вывести из игры» не отдельное подразделение, а целый вид вооруженных сил, пусть даже и временно. Отсутствие поддержки с воздуха может серьезно ударить по боеспособности сухопутных подразделений вооруженных сил и Нацгвардии Украины.
В контексте временного прекращения полетов боевой авиации необходимо вспомнить подсчеты, сделанные в предыдущей статье. По имевшимся на тот момент данным, в ВВС Украины было только 10 вертолетов и не более 30-35 самолетов всех типов, способных выполнять свои задачи. Даже если ремонтным заводам удастся сравнительно быстро вернуть в строй поврежденную технику, подлежащую восстановлению, общее количество самолетов и вертолетов останется на неприемлемо малом уровне.
Недостаток техники может считаться одной из главных причин объявленной приостановки полетов. Также ВВС Украины могут испытывать серьезный недостаток опытных летчиков. Этот фактор может быть усугублен и тем, что часть пилотов уже погибла или попала в плен. Вряд ли такая судьба летчиков может быть хорошей мотивацией для их коллег. Кроме того, представители ДНР высказывают и иную версию, связанную с деньгами. Издание «Взгляд» приводит слова вице-премьера Донецкой республики Андрея Пургина. По его мнению, киевским властям трудно найти летчиков, согласных участвовать в «антитеррористической операции». Не помогают даже обещания большого денежного вознаграждения.
Другая возможная причина появления приказа о прекращении полетов может быть связана не только с малым количеством техники и недостаточной численностью летного состава, но и с вопросами тактики. Уже не первый месяц ополчение ДНР и ЛНР успешно противостоит украинской авиации, используя различные ствольные и ракетные системы. С конца апреля серьезно повреждены или уничтожены два десятка самолетов и вертолетов различных типов, что показывает уровень вооружения и подготовки ополченцев.
Для уменьшения потерь авиация Украины должна планировать свои действия с учетом обстановки в районе боев и вооружения противника. Судя по событиям последних месяцев, тактика действий украинских ВВС если и менялась, то незначительно, а также не учитывала появление у ополчения зенитного вооружения. Вполне возможно, что украинское командование наконец поняло, какую угрозу представляет имеющиеся у ополченцев вооружение, и занялось изучением обстановки, а также созданием новой тактики.
ВВС Украины в любое время могут быть снова привлечены к выполнению боевых задач в рамках «антитеррористической операции». Пилоты могут получить новые указания и начать совершать боевые вылеты с учетом реальной обстановки. Тем не менее, даже в таком случае положение украинской боевой авиации остается незавидным – фактически на территории ЛНР и ДНР появилась настоящая бесполетная зона, в которой в настоящее время прекращены все полеты, а дальнейшие вылеты будут связаны с большим риском. События последних дней, появление у ЛНР собственного самолета и успешное использование ЗРК «Бук» позволяет вновь сделать такой же вывод, что и в предыдущей статье: ополченцам по силам не только серьезно усложнить положение украинской военной авиации, но и полностью уничтожить парк техники, все еще способной выполнять боевые задачи.
По материалам сайтов:
http://aviation-safety.net/
http://ria.ru/
http://vz.ru/
http://twower.livejournal.com/
Вас заинтересует
Война на Украине: продолжение боев или перемирие?
Потери Украины. Люди, техника и политика
Потери ВВС Украины: война продолжается
Потери ВВС Украины: на грани катастрофы
Минобороны Украины: ополченцы сбили в Луганске самолет с военными