Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

Крейсер «Варяг

Под вывеской подвига часто скрывается разгильдяйство и военная некомпетентность. Решение действовать по шаблону породило героический миф, но убило корабль.

Крейсер «Варяг»: рецепт прорыва

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»!


История крейсера «Ва­ряг» — миф, переживший целое столетие. Думаю, не одно столетие он еще переживет. Немногим боям XX века, богатого двумя мировыми войнами, выпала такая честь. Воевали, кровь проливали, а помнится вот это — одинокий корабль, идущий на бой с целой эскадрой, гордо реющий Андреевский флаг, вечные слова песни: «Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает!»


Команды русских кораблей той эпохи интернациональны. В кают-компании — множество немецких фамилий. Старшим штурманским офицером «Варяга» был лейтенант Беренс. Старшим минным офицером — лейтенант Роберт Берлинг. Мичманы Шиллинг, Эйлер и Балк — тоже варяговцы. Буквально на первых минутах боя японский снаряд разорвал на куски мичмана Алексея Нирода — от двадцатидвухлетнего графа осталась только кисть руки с кольцом на пальце.

Каждый третий офицер «Варяга» — немец. Читая этот список, можно подумать, что речь идет о каком-нибудь германском или британском корабле. Но российский флот начинался при Петре Первом с приглашенных на службу иностранных специалистов. Многие из них обрусели, как в незапамятные времена варяги, давшие название крейсеру. Основали офицерские династии. Так и служили империи на морях из поколения в поколение. С европейскими фамилиями и русскими отчествами, как у того же Берлинга Роберта Ивановича.

К тому же после присоединения Прибалтики (Лифляндии, Эстляндии и Курляндии) в первой половине XVIII столетия в состав российского дворянства вошло вместе с тощими поместьями многочисленное «остзейское» дворянство. «Ост зее» (Восточное озеро) по-немецки — Балтийское море. Все эти бедные, но благородные роды, вроде знаменитых Врангелей, не мучились лишними сомнениями. Служили шведам до Карла XII. Пришли русские — стали служить им. Впрочем, Романовы не лезли в культурную политику этой категории своих подданных. На каком языке в Риге и Ревеле (ныне — Таллинн) они говорят, какую веру исповедуют — неважно. Лишь бы служили. А служили безденежные немцы действительно хорошо. Такой уж у них был менталитет. Вот и получилось, что РОВНО ТРЕТЬ офицеров-варяговцев, учавствовавших в бою, по национальности являлись немцами. Шесть из восемнадцати!

«Ауф дек, камераден!» Да и песню, ставшую знаменитым военным гимном, сочинил самый настоящий немец! Природный и чистокровный. Поэт Рудольф Грейнц — подданный германского кайзера Вильгельма. В том же 1904-м. Буквально по горячим следам. И по-немецки, естественно. В оригинале начало звучит так: «Ауф дек, камераден!» («На палубу, товарищи!»). То, что мы знаем в русском переводе, как: «Наверх вы, товарищи!»

Едва отгремели залпы боя у Чемульпо и мировые информагентства разнесли по газетам всех стран сообщение о героическом поединке «Варяга» с кораблями микадо, Грейнц в восторге бросился за письменный стол. Его распирало сочувствие. Мужская солидарность. В войне с японцами Германия была однозначно на стороне России. Поэтому Грейнц и писал, буквально сливаясь с командой погибшего корабля в местоимении «мы»:

Из пристани верной мы в битву идем,
Навстречу грозящей нам смерти,
За родину в море открытом умрем,
Где ждут желтолицые черти!


«Желтолицые черти» меня всегда умиляли. Говорят, из песни слов не выкинешь. Неправда. Эти выкинули. Как «неполиткорректные». Привязка к конкретной войне со временем исчезла. А ведь «Варяг» пели на многих войнах. И не только русские. К примеру, те же немцы, поступавшие после проигранной уже Второй мировой во Французский Иностранный легион, лихо горланили его во Вьетнаме. Напомню, что до американцев, еще в 50-е в этой стране «желтолицых чертей» (прошу редакторов не вычеркивать!) успели повоевать французы.

Крейсер «Варяг»: рецепт прорыва


Лобода среди эйлеров. В общем, причудлива судьба военных песен. Тот же автор «Варяга» Рудольф Грейнц дожил, между прочим, до 1942 года. Интересно, что чувствовал он, когда немецкие танки шли на Сталинград? Что пела тогда его душа? Вряд ли когда-нибудь узнаем.
Но, возвращаясь к офицерам «Варяга», находим среди них и своего земляка — мичмана Александра Лободу. Во время боя ему было всего девятнадцать. Назначение на крейсер он получил ровно за три месяца до прославленного сражения. В Гражданскую войну будет драться против красных на бронепоезде «Адмирал Колчак». Расстрелян в 1920 году в Холмогорах.

Разведет история героев боя в Чемульпо. Лейтенанта Сергея Зарубаева (вот уж лихая фамилия!) расстреляет ЧК в Петрограде в 1921 году — по тому же Таганцевскому делу, что и поэта Николая Гумилева. Капитан II ранга Степанов (старший офицер крейсера) эмигрирует в Югославию после победы Октябрьской революции, которая для него оказалась не победой, а поражением. Тяжким и непереносимым. Мичман Шиллинг умрет в независимой уже Эстонии (бывшей Эстляндии) в 1933 году. Эйлер скончается в Париже в 1943-м. А лейтенант Евгений Беренс умудрится стать одним из первых начальников Морских Сил Советской Республики (я же говорил — немцы могут служить, кому угодно!) и умрет в Москве в 1928-м. Не судите никого из них строго. Страсти, раздиравшие души в начале прошлого века, остыли, сменившись новыми переживаниями. Да, и наши тоже остынут. Потомки точно так же, как мы сегодня, будут с недоумением взирать на нас, задаваясь вопросом: отчего же ОНИ так кипятились? Стоило ли? А память о «Варяге» и песня все равно останутся.

Вчистую проигранный бой. С детства, с того, самого момента, как, сидя рядом с отцом у телевизора, смотрел я черно-белый художественный фильм «Крейсер «Варяг», мучил меня вопрос: мог ли он прорваться? Было ли хоть одно решение, которое принесло бы кораблю не только славу, но и победу — свободное море впереди, тающие за кормой очертания японской эскадры и продолжение боевой биографии?

Бой «Варяга» с японцами 27 января 1904 г. (по ст. ст.) продолжался чуть меньше часа. Ровно в 11:45 броненосный крейсер «Асама» открыл огонь по русскому кораблю, вышедшему в открытое море. А в 12:45, согласно записям в вахтенном журнале, «Варяг» и сопровождавшая его устаревшая канонерская лодка «Кореец» уже вернулись в гавань Чемульпо. Крейсер тащился с явным креном на левый борт. В борту его имелось восемь пробоин. По другим данным, одиннадцать. Потери — 1 убитый офицер и 30 матросов, 6 офицеров и 85 матросов ранеными и контужеными. Еще около ста получили легкие ранения. Это из 570 человек экипажа. Ранение получил и командир корабля капитан I ранга Всеволод Руднев. Фактически все, кто находился на верхней палубе у орудий, были ранены или убиты. О продолжении боя не могло быть и речи.

В тот же день Руднев принял решение о затоплении «Варяга» и взрыве «Корейца». С военной точки зрения — полное поражение. Впрочем, иначе даже не могло быть. На протяжении всего боя «Кореец» сделал только несколько выстрелов по японским миноносцам. Достать крейсера противника устаревшая посудина не могла. Ее орудия стреляли дымным порохом на небольшое расстояние. Боевым значением корабль не обладал вообще.

Крейсер «Варяг»: рецепт прорыва

Песня о «Варяге». Немецкий оригинал и русский перевод.


Крейсер «Варяг»: рецепт прорыва

Офицеры «Варяга». Присмотреться: ничего героического...


Крейсер «Варяг»: рецепт прорыва

После боя. Отчетливо виден крен на левый борт подбитого крейсера.


Бегун против бойца. В отличие от «Корейца», построенный в США бронепалубный крейсер «Варяг» был новым боевым кораблем с двенадцатью шестидюймовыми орудиями. Однако все они были установлены открыто на палубе и не имели даже противоосколочных щитов. Единственным козырем корабля являлась высокая скорость. На испытаниях в Америке он показал 24 узла. «Варяг» был быстроходнее любого корабля японской эскадры. Однако старый тихоход «Кореец», едва развивавший 12 узлов, связывал его по рукам и ногам.

Чтобы расправиться с «Варягом», хватало всего одного корабля японцев — броненосного крейсера «Асама», на котором держал флаг контр-адмирал Уриу. Этот корабль британской постройки, кроме 14 шестидюймовых орудий, обладал еще и четырьмя восьмидюймовыми в башнях. Не только палубу, как у «Варяга», но и борта его надежно прикрывала броня. Иными словами, «Варяг» был «бегун», а «Асама — «боец». «Варяг» предназначался для разведки и рейдерства — охоты за беззащитными транспортами. «Асама» — для эскадренного сражения. А ведь, кроме мощнейшей «Асамы», у японцев при Чемульпо имелись небольшой броненосный крейсер «Чиода», четыре бронепалубных крейсера (из них три новых), посыльное судно и стайка миноносцев в количестве восьми штук. Полное численное превосходство. Целая свора охотников загоняла «дичь»!

Как поется в другой, несколько менее известной песне («Плещут холодные волны»): «Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг, сами взорвали «Кореец», нами потоплен «Варяг»!» Звучит, согласитесь, даже несколько издевательски — сами себя взорвали и потопили, чтобы то, что уцелело, не попало в руки врагу. А это, как по мне, слабое утешение. Учитывая, что «Варяг» японцы потом все равно подняли.

Ни в коем случае не хочу упрекнуть экипаж крейсера и его командира в недостатке личного мужества. Его-то было проявлено даже в избытке! Недаром, кроме русского ордена св. Георгия IV степени, Руднева в 1907 г., уже по окончании войны, наградила еще и Япония. Он получил от микадо орден Восходящего Солнца в знак признания неопровержимой отваги.

Крейсер «Варяг»: рецепт прорыва


Передовая Азия против отсталой Европы. Но любой бой — это еще и математическая задача. Имея пистолет, не стоит связываться с целой толпой противников, вооруженных винтовками. Но если у вас длинные и быстрые ноги, лучше не связываться и попытаться уйти. А вот уйти «Варяг» с его 24 узлами против 21-го у «Асамы» действительно мог! Тащилась бы вся эта до зубов вооруженная кавалькада в «бронежилетах» за ним и только потом обливалась бы. Но достать ни из 8-, ни из 6-дюймовок не могла. Правда, для этого нужно было предварительно самим уничтожить «Кореец». Но ведь его и так потом взорвали!
Существует версия, что из-за ошибок в эксплуатации русские моряки за предыдущие три года якобы запороли паровую машину «Варяга». Держать свою рекордную скорость долго он не мог. Тут мне остается только руками развести. Японцы, поднявшие после боя крейсер, перебрали его машину и добились весьма приличной скорости в 22 узла! «Желтолицые черти»? А, может, просто усердные, аккуратные люди, вроде нынешних китайцев, показавшие чванливым европейцам, что могут на самом деле «отсталые» азиаты? Ну, как и те же русские демонстрировали в свое время под Полтавой Европе способность быстро обучаться всем европейским премудростям. В общем, недаром Ленин о русско-японской войне статью написал — о ПЕРЕДОВОЙ Азии и ОТСТАЛОЙ Европе. Так НА ТОТ момент и было!

Неброское, но правильное решение. Так и видится мне отрадная картина. Ранним утром 27 января 1904 года безо всяких оркестров и исполнения гимнов при прохождении мимо застывших на рейде иностранных кораблей, где несут они почетную службу стационеров, выскальзывает из гавани узкий длинный корабль в боевой оливковой раскраске и летит, что было сил, мимо ошалевших японцев в Порт-Артур. И на нем — мичман Нирод (уцелевший!) и мичман Лобода, которого никто не расстреляет в 1920-м. И все 570 матросов и офицеров, вплоть до вольнонаемного ресторатора Плахотина и матроса 2-й статьи Михаила Авраменко, с которого начинается список погибших, и матросов Карла Спруге и Николая Нагле (явно — эстонцев!), ближе к концу этого скорбного перечня покоящихся!

Своих в Порт-Артуре предупредили бы о готовящемся нападении. Война бы иначе сложилась. А на рейде в это время взрывается «Кореец» и команда его переходит на иностранные корабли — единственное возможное решение, чтобы снять путы с быстрых ног «Варяга».

Всем своим критикам приведу два примера из истории той же войны. 1 августа 1904 года три русских крейсера столкнулись с более мощной японской эскадрой в Корейском проливе. Устаревший крейсер «Рюрик» был подбит и стал терять ход. Но адмирал Карл Иессен отбросил сантименты и принял решение уходить во Владивосток. «Рюрик» погиб. «Россия» и «Громобой» спаслись. Никто не упрекнул Иессена в правильности решения. Оно было единственно верным. По документам, японские крейсера были быстроходнее русских. Однако на практике ни «Россию», ни «Громобой» в тот день они не догнали. Уголь стал кончаться. А возвращаться в Японию было далеко.

И крейсер «Изумруд» после Цусимского сражения бросился наутек, вместо того, чтобы сдаться, и ни один «желтолицый черт» его не догнал. Сам, правда, сел через несколько дней на камни под Владивостоком. Но зато позора плена ИЗБЕЖАЛ в изначальном смысле этого слова.

В общем, если ты бегун, БЕГИ! И не связывайся с дуболомами. Героем не станешь. Но жить будешь. Лучше петь песни, чем знать, что про тебя их споют другие.

Вас заинтересует

  • Русская эскадра в Чифу (Китай). 1895
  • Было ли нападение Японии на Россию внезапным?
  • «Варяг
  • Российский авианосец попал в шторм в Средиземном море
  • "Кузнецова" все же поставят на ремонт



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 1 090 | Добавил: Дрыщ | Дата: 26-07-2014, 09:29 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:
    1 0

    VictorCak   26 июля 2014 09:29
    Ну вот и ещё один любитель исторических изысканий появился! Только я вот не понял, в гибели Варяга виноваты немцы или "тупое" русское нежелание опозорить честь и флаг? Автор преднамеренно искажает ход боя в Корейском проливе или презентует свои аналитические изыскания? "..Вследствие новых повреждений «Рюрик» перестал слушаться машин и начал описывать циркуляцию вправо. В 6 ч. 33 мин. русскому отряду пришлось вновь повернуть, чтобы прикрыть потерявший ход крейсер от сосредоточенного огня японцев.Иессен продолжал маневрировать, пытаясь прикрыть «Рюрика». Положение «России» и «Громобоя» тоже было крайне тяжелым. Солнце слепило комендорам глаза, а японцы, пристрелявшись по почти неподвижному «Рюрику», осыпали снарядами и оба других крейсера. Иессен принял решение вернуть отряду свободу маневрирования и увлечь за собой главные силы противника в надежде, что «Рюрик» сможет отбиться от крейсеров 2-го класса. В 8 ч 20 мин. адмирал просигналил «Рюрику» приказ «Идти во Владивосток». «Россия» и «Громобой» рванулись на север, и за ними последовал весь отряд Камимуры. Следуя параллельным курсом, японские крейсера продолжали пользоваться преимуществом в меткости, имея за спиной солнце. На исходе 10-го часа Камимура получил донесение, что на крейсере «Идзуми» заканчиваются снаряды. Видя, что неприятель, несмотря на ослабевший огонь, не потерял скорости хода, Камимура принял решение прекратить преследование русского отряда и в 10 ч. 4 мин., повернув вправо, лег на обратный курс с целью добить «Рюрика». Маневр Камимуры оказался совершенно неожиданным для Иессена, однако последний не счел возможным продолжать бой и ушел во Владивосток, основываясь на том, что крейсера получили тяжелые повреждения и лишились до половины офицеров и до четверти нижних чинов." Здесь где то написанно о трусливом желании Иессена спастись ценой гибели Рюрика?? P.S. Немец Эссен вошёл в одну кагорту с Ушаковым, Нахимовым, Корниловым!!

    gorik   26 июля 2014 09:29
    Автор Олесь Бузина

    Jason   26 июля 2014 09:29
    mpa945...ААА вот откуда запашёк то, с "Дождя"!!!!! Павел, спасибо за инфу!

    morg   26 июля 2014 09:29
    Историю бесполезно переписывать.Если бы да кабы...Кому нравится могут читать книги с версиями альтернативной истории.Фантастика-занимательное чтиво но не в рамках этого сайта.

    PaPcEnD   26 июля 2014 09:29
    Цитата: Serg65

    agregat   26 июля 2014 09:29
    Согласен.Мог и должен был сбежать.Уйти из под носа..

    LiniTwind   26 июля 2014 09:29
    fan1945...Хорошо, отбросим все сантименты как требует того автор. Русские взрывают "Корейца" и идут на прорыв, максимальная скорость "Варяга" 21,8 узла+4 узла добавляют отлив и течение реки и того 26 узлов, крейсер идёт встречным курсом на 4-203мм., 38-152мм.и 16-120мм. японских орудий. Как вы думаете, с постоянно сокращаюшийся дистанцией, на сколько увеличивается вероятность превращения "Варяга" в подобие друшлага? При этом замете, бой идёт в узкозти с изобилием островов и подводных банок, т.е. маневр ограничен!

    Belllaamet   26 июля 2014 09:29
    а как тебе такой вариант Серж: "Кореец" приносится в жертву,погибает в бою но своей "героической" гибелью дает возможность "Варягу" прорваться? Рудневу предлагали такой вариант но он его отклонил: "- Умрем все вместе!" после чего они вышли из порта ("Кореец" мог дать всего 8-10 узлов) и ПОШЛИ НА ПРОРЫВ! с совершенно закономерным итогом...

    LelandDen   26 июля 2014 09:29
    "Передовая Азия" на "отсталых" английских кораблях под американские кредиты? Г-н Ульянов и сам таким не брезговал, а вот в инфовойне участвовал постоянно по причине негодности к обыкновенной.Кстати, автор-бегун карту района Чемульпо видел?

    вымпел1992   26 июля 2014 09:29
    "русские умеют умирать - да только бестолково!"это как раз про случай с "Варягом"...ещё в советское время читал статью в одном журнале(не помню,то ли ТМ то ли типа того)как командира Руднева после боя хотели отдать под суд за бездарную потерю двух кораблей,но не посмели(герой,на!)..."Варяг" мог прорваться!но командир из всех вариантов выбрал самый примитивный - попер грудью на японскую эскадру!с предсказуемым итогом...это не храбрость - это глупость!

    Arma3hkro   26 июля 2014 09:29
    русский узбек...Уважаемый, вы тут ещё расскажите как 30 тысяч Кокадских и Бухарских аскеров примитивно попёрли грудью на 2,5 тысячи русских, но благодаря аналитическому складу ума вовремя поняли, что лучше дать дёру чем мух кормить в сырдарьинских камышах!!!

    iconlibrarymakerka   26 июля 2014 09:29
    причем здесь сырдарьинские камыши???и бухарские и кокандские аскеры???если уж нравиться экзотика - называй бухарских и кокандских воинов правильно: НУКЕРЫ!аскеры - это из турецкой армии,из ТУРЕЦКОЙ!

    Save133   26 июля 2014 09:29
    Милейший, тыкать своей жене по ночам будешь!!!! Камыши обильно растут возле Ирджары, при котором в 1866 году бухарско-кокандское войско решило не искушать судьбу и в результате про.срало свою свободу. Вот на счёт нукеров каюсь, но аскеры кроме Турции присутствуют в Казахстане и Киргизии. Нукер или аскер сути не меняет!!!!

    izmailoff.eugeny   26 июля 2014 09:29
    за мою жену не волнуйся!лучше объясни какое отношение имеют "камыши,обильно растущие возле Ирджары" к русско-японской войне 1904-05???

    Denverbato   26 июля 2014 09:29

    Angelooa   26 июля 2014 09:29
    Камыши, уважаемый, имеют отношени к твоим словам.."русские умеют умирать - да только бестолково", " командир из всех вариантов выбрал самый примитивный - попер грудью на японскую эскадру!с предсказуемым итогом...это не храбрость - это глупость!")))галиматья! пеши исчо

    rumb   26 июля 2014 09:29
    Цитата: русский узбек

    PaPcEnD   26 июля 2014 09:29
    ну после аскеров я уже не сомневаюсь что имею дело с дивным интеллектуалом;)только вот насчет камышей...хотелось бы всё таки понять

    JohnyD7Tync   26 июля 2014 09:29
    и если уж перешел на узбекский,что ещё за джакши??? якши(яхши)!наверно в гугле подсмотрел на латинице;)

    WilliamSelt   26 июля 2014 09:29
    Дружище, флажок у меня слава богу не сартовский!!! И на узбекский я не переходил, не утешай свою гордость

    Melia_munk   26 июля 2014 09:29
    да мне пофигу по каковски ты пишешь!я действительно не обратил внимание на флажок...но теперь всё ясно)))что за камыши такие))) я не харып если тебя это так волнует,я русский - просто родился и вырос в Мустакиллике

    NataPt   26 июля 2014 09:29
    и еще могу тебе сообщить: нукеры и аскеры - это звания! нукеры - рядовой состав,аскеры - младшие офицеры! но в СреднеАзиатских государствах - название аскеры не употреблялось!только среди турецких советников

    rem-yug.ru   26 июля 2014 09:29
    Автор, вы прежде чем писать такую фигню поинтересовались бы навигационными условиями в том месте. Какие там глубины, как пролегает фарватер. И какие тогда карты были тоже следует понимать. Если бы наши сделали так как вы сказали, то "Корейца" получается просто слили, а "Варяг" разогнавшись там где разгоняться было нельзя тут же распорол бы себе бочину обо что-нибудь. На этом "прорыв" бы и завершился. Без всякого вмешательства противника.

    SvetlanaKn   26 июля 2014 09:29
    но ведь бой произошел не в бухте и не на рейде Чемульпо! бой был в открытом море,вдали от узостей и "фарватеров",не так ли? а в открытом море "Варяг" мог "поднажать";)другой вопрос:были ли способны машины крейсера выдать максимум? почти у всех исследователей вопроса серьезные сомнения на этот счет!есть данные,что максимум что могли выдать машины "Варяга" на тот момент 15-17 узлов(при максимальной проектной скорости в 23-25)а с такой скоростью и "Корейца" можно было не топить...

    AnthonyPa   26 июля 2014 09:29
    русский узбек..посмотрите на карту боя, в открытом море нет такого изобилия островов

    diceCellAleds   26 июля 2014 09:29
    то есть,на карте мы видим: японская эскадра ждет "Варяга" В ОТКРЫТОМ МОРЕ,на выходе из узостей Чемульпо...если бы "Варяг мог дать полный ход то имел бы шанс

    Pokerim   26 июля 2014 09:29
    русский узбек..Я поставил вам плюс за вашу настойчивость! Есть такая поговорка "Если бабка имела бы х.рен, она была бы дедкой!". Вернёмся к карте..справа и слева у Варяга подводные банки, прямо по курсу остров, крейсер к сожалению не "мерседес", управлять такой махиной довольно таки сложно, максимум в такой ситуации он мог дать 10 узлов! Ну если пофантазировать, то при условии отсутствия орудий у японцев и гидроусилителя в рулевой колонке Варяга то, да крейсер имел шанс вырваться .К стати история «Адмирала графа Шпее» очень напоминает историю "Варяга", но почему то в Германии не обливают грязью Ганса Лангсдорфа?!

    Pokerim   26 июля 2014 09:29
    но почему то в Германии не обливают грязью Ганса Лангсдорфа?!потому что Лангсдорф затопил "Шпее" после ЛИЧНОГО ПРИКАЗА ФЮРЕРА!а у Руднева были варианты...но он выбрал "героический",выходим из порта и прем на япошек с криками "ура!" и "даешь!"ещё раз повторю: вариантов у него было несколько и выбранный - не самый лучший

    SannySip   26 июля 2014 09:29

    vaunPl   26 июля 2014 09:29
    я же не говорю что Рудневу надо было сдаться! основной задачей Руднева был ПРОРЫВ из Чемульпо и СОХРАНЕНИЕ "Варяга"(лучшего крейсера 1 тоэ)Задачи эти он НЕ выполнил! за что его и хотели судить после войны...и только ранг "национального героя" избавил его от суда и разжалованьяа вот почему он НЕ выполнил задачу и был ли вообще шанс её выполнить,об этом мы как раз и говорим! а вы всё про какие то камыши...

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » Крейсер «Варяг