История новейших истребителей
Вот
альбом для монет.
В ВВС различных стран мира остается еще довольно много истребителей второго и третьего поколений. Они принимали участие во множестве локальных войн, описать их результаты в одной статье нет никакой возможности. Только на сюжет «F-4 против МиГ-21» можно написать брошюру. При этом в описании побед и потерь каждого типа самолета всегда есть множество противоречий, в зависимости от того, какая сторона занимается описанием. Слишком велика в этих описаниях роль пропаганды. Необходимо сопоставление множества источников для получения хотя бы относительно объективной картины.
«Лицом» современных ВВС являются истребители четвертого поколения. Однако их боевой опыт гораздо меньше, чем у их предшественников. Так, ни в одном бою ни разу не участвовали китайские машины четвертого поколения J-11 («клон» Су-27) и J-10. Европейский «Тайфун», французский «Рафаль» и шведский «Гриппен» участвовали лишь в полигонной войне в Ливии, работая в отсутствие ПВО противника по наземным целям. Таким образом, реальный боевой опыт имеют всего шесть типов самолетов четвертого поколения: американские F-15, F-16, F/А-18, советские / российские Су-27 и МиГ-29, французский «Мираж-2000».
Первым истребителем четвертого поколения, поступившим на вооружение, стал F-15. Соответственно, он же первым и уйдет в историю: из 893 F-15А/В/С/D, состоявших на вооружении ВВС США, сейчас осталось 253 в строю и 187 на хранении, то есть меньше половины первоначального количества. При этом данный самолет в качестве воздушного бойца превосходит всех своих «коллег» вместе взятых.
Впрочем, наибольших успехов F-15 добились в составе ВВС Израиля, а не США. Впервые они вступили в бой с ВВС Сирии в июне 1979 года. До мая 1982-го они сбили от девяти до 14 сирийских МиГ-21 и один-два МиГ-25 (меньшие значения подтверждены сирийцами, большие – утверждения израильтян). При этом по советско-сирийским данным, в воздушных боях сбито три или четыре F-15 (два – МиГами-21, один или два – МиГами-25), еще четыре – ЗРК «Оса». Израильтяне категорически отрицают боевые потери F-15, а сирийцы никаких практических доказательств своих побед не предоставляют.
В ходе наиболее интенсивных боев в июне 1982-го F-15 по первоначальным израильским заявлениям сбили 63 сирийских самолета. Впоследствии израильтяне обнародовали более реалистичную цифру – 32 самолета (18 МиГ-21, 12 МиГ-23, два самолета неопределенного типа). Сирийцы претендуют как минимум на пять сбитых F-15, израильтяне это отрицают, признавая лишь серьезное повреждение одного самолета в бою с МиГ-21.
В конце 1983-го произошла новая вспышка боевых действий в Ливане и над ним, причем на этот раз сирийцы воевали не только против Израиля, но и против НАТО. По советским данным, сирийские МиГ-23МЛ сбили три F-15. Израильтяне отрицают сам факт этих боев, не признавая потерь и не претендуя на победы.
Наконец, в июне 1989-го израильские F-15 сбили два сирийских МиГ-29.
Саудовские F-15С в июне 1984-го сбили один или два иранских истребителя F-4. Затем во время «Бури в пустыне» в январе 1991-го ими были сбиты два иракских истребителя «Мираж-F1». При этом в феврале (еще во время войны) был потерян один саудовский F-15С. Официально заявили, что это произошло по техническим причинам.
Американский истребитель F-15 в Дахране (Саудовская Аравия), 1991 год. Фото: Greg Gibson / AP
Именно во время «Бури в пустыне» произошел боевой дебют F-15 ВВС США. Они и нанесли основные потери ВВС Ирака: сбили четыре или пять МиГ-29, два МиГ-25, шесть или восемь МиГ-23, два МиГ-21, один Су-7, четыре Су-22, 2 Су-25, шесть или семь «Миражей-F1», три вертолета.
Наконец, во время агрессии НАТО против Югославии в марте-июне 1999 года американские F-15С сбили три или четыре югославских МиГ-29.
Никаких потерь (по крайней мере подтвержденных) F-15 не имели ни в воздушных боях, ни от наземной ПВО.
Все потери пришлись на F-15Е, при этом побед у него не было. Что, впрочем, естественно. Если F-15A/B/C/D создавался и эксплуатировался только в качестве истребителя, то F-15Е — это ударный самолет, хотя и теоретически способный вести воздушный бой.
Еще перед началом «Бури в пустыне» (в конце 1990-го) разбился на Аравийском полуострове F-15Е. Непосредственно на войне были потеряны два F-15E: один сбит иракской зенитной артиллерией, другой — ЗРК С-75. Во время активной фазы второй иракской войны, в апреле 2003 года иракской ПВО был сбит F-15Е. В июле 2009-го в Афганистане разбился F-15Е, причина гибели неизвестна. В марте 2011 в Ливии разбился еще один F-15Е, почти наверняка — по техническим причинам, поскольку силам Каддафи было просто нечем его сбивать, они и не претендовали на эту победу.
F-16 имеет гораздо более богатую боевую биографию, чем F-15, при этом побед у него гораздо меньше, а потерь гораздо больше.
С июля 1981-го по май 1982-го израильские F-16 сбили четыре сирийских МиГ-21 и два МиГ-23. При этом говорят, что сирийские ЗРК «Оса» сбили три F-16, но доказательств этого нет. Израильтяне же полностью отрицают любые боевые потери как F-15, так и F-16.
В ходе интенсивных боев в июне 1982 израильские F-16, по некоторым сообщениям, сбили 45 сирийских самолетов, потом эти данные сократились до 33. При этом подтверждено было несколько (от трех до шести) МиГ-23МФ и девять ударных самолетов (семь Су-22 и два МиГ-23БН). При этом сирийцы претендуют на уничтожение от трех до шести F-16 в боях с МиГ-23МФ, чего израильтяне, как было сказано выше, не подтверждают.
Во время последней ливанской войны в июле 2006-го разбился израильский F-16D, но он упал сразу после взлета, поэтому в данном случае речь однозначно идет об аварии, а не о воздействии ПВО «Хезболлы».
Вслед за израильскими в бой вступили пакистанские F-16, участвовавшие на стороне душманов в необъявленной войне против СССР и тогдашнего афганского правительства. На их счету два истребителя ВВС Афганистана МиГ-23, три или четыре штурмовика Су-22, два пассажирских самолета (Ан-26 и Ан-32), причем уничтожение последних было, вообще-то, военным преступлением (Запад этого почему-то не заметил), а также один штурмовик ВВС СССР Су-25 (его пилотировал Александр Руцкой). Потеряли пакистанцы один F-16. Он был сбит 29 апреля 1987 года, когда пакистанские истребители встретились с советскими МиГ-23МЛД (то есть истребителями третьего поколения). Впрочем, по официальной версии F-16 был по ошибке сбит его же собственным ведомым, но большинство независимых исследований считают, что он все же стал жертвой МиГа.
Американский истребитель F-16, 1993 год. Фото: Richard Sheinwald / AP
Американские F-16 впервые вступили в бой во время «Бури в пустыне». Поскольку борьба с иракскими истребителями была полностью возложена на F-15, F-16 использовался как ударный самолет. Поэтому на его счету в той войне нет ни одной победы. Но еще перед началом войны на Аравийском полуострове разбились три F-16 ВВС США. Непосредственно во время войны были потеряны семь F-16, из них сбитыми официально считаются три: их сбили ПЗРК «Игла», ЗРК «Квадрат» и ЗРК С-125. Почему погибли еще четыре F-16, — не вполне ясно.
Первой победы в Ираке американский F-16 добился в декабре 1992-го: обеспечивая соблюдения «бесполетной зоны», он сбил иракский МиГ-25.
Во время второй иракской войны в 2003–2008 гг. было потеряно пять F-16 ВВС США. В ноябре 2006-го F-16CG погиб во время оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам. Официально считается, что он так увлекся погоней за целью (автомобилем боевиков), что потерял ориентацию и столкнулся с землей. О причинах гибели еще четырех F-16 «история умалчивает». Также неизвестна причина потери единственного F-16С ВВС США в Афганистане в апреле 2013-го.
Во время войны в Боснии и Герцеговине 28 февраля 1994-го американские F-16 сбили четыре сербских штурмовика J-21, причем три из них сбил один американский летчик. Боевые потери составили один F-16С, который в июне 1995 был сбит ЗРК «Квадрат». Еще три F-16 ВВС США в ходе той же войны считаются потерянными по техническим причинам.
Во время войны 1999-го американские F-16 сбили один или два сербских МиГ-29 (второй, возможно, был сбит своим же ЗРК «Квадрат»). Собственные потери составили один F-16С, который в ночь с 1 на 2 мая был сбит ЗРК С-125.
Кроме того, во время той же агрессии НАТО против Югославии еще один сербский МиГ-29 был сбит F-16А голландских ВВС, причем, что крайне необычно, голландец сбил серба не ракетой «воздух – воздух», а противорадиолокационной ракетой (видимо, она навелась на РЛС МиГа). С другой стороны, в августе 2006-го ВВС Голландии по неизвестной причине потеряли F-16A в Афганистане.
Боевые успехи имеют F-16 ВВС Венесуэлы. В ноябре 1992-го во время неудачного военного мятежа они сбили три легких штурмовика (два OV-10 американского и один АТ-27 бразильского производства) собственных ВВС, оказывавших поддержку мятежникам.
Наконец, F-16 задействованы (причем с обеих сторон) в постоянной необъявленной холодной войне между «заклятыми союзниками» по НАТО — Грецией и Турцией. Иногда эта «холодная» война становится «горячей». В частности, в октябре 1996-го турецкий F-16D был сбит греческим истребителем «Мираж-2000EG» (один из двух турецких летчиков погиб). А в мае 2006 греческий и турецкий F-16 столкнулись во время маневров. Оба самолета разбились, греческий летчик погиб.
В мае 2013-го турецкий F-16С по неизвестным причинам упал рядом с сирийской границей. Неясно, идет ли речь о потере по техническим причинам или от воздействия ПВО Сирии. В марте 2014-го турецкие F-16 сбили сирийский МиГ-23.
Палубный истребитель четвертого поколения морской авиации США F/А-18 имеет меньше всего побед и потерь. В первую ночь «Бури в пустыне» (с 17 на 18 января 1991-го) эти истребители сбили два иракских истребителя второго поколения МиГ-21. В ту же ночь F/А-18С был сбит иракским истребителем-перехватчиком МиГ-25. Это единственная официально признанная потеря боевого самолета, принадлежащего ВС США, в воздушном бою за весь период после окончания Вьетнамской войны и единственная официально признанная потеря американского истребителя четвертого поколения в бою с самолетом советского производства. Кроме того, во время «Бури в пустыне» были потеряны по неясным причинам еще два F/А-18. Также по неясным причинам один F/А-18С был потерян в апреле 1994-го во время войны в Боснии. В начале второй иракской войны в апреле 2003-го F/А-18С был сбит своим ЗРК «Пэтриот». Кроме того, во время этой войны в зоне боевых действий были потеряны еще четыре F/А-18 в двух парных столкновениях: два F/A-18С в мае 2005, по одному F/A-18E и F/А-18F в январе 2008.
Российский Су-27, 2003 год. Фото: Владимир Саяпин / ИТАР-ТАСС
Су-27 впервые вступил в бой уже в составе ВВС РФ над Абхазией во время войны 1992–1993. Там произошла единственная боевая потеря этого самолета: 19 марта 1993-го российский Су-27 был сбит грузинским ЗРК С-75. Возможно, в ответ российские Су-27 сбили один или два грузинских штурмовика Су-25, но прямых подтверждений этого нет.
Во время войны 1998–2000 годов между Эфиопией и Эритреей эфиопские Су-27 сбили, по разным данным, от одного до четырех эритрейских МиГ-29 и, возможно, до двух МиГ-23. Причем считается, что эфиопские Су-27 пилотировались российскими летчиками, а эритрейские МиГи – украинскими. Кроме того, в августе 1999-го эфиопский Су-27 сбил частный пассажирский «Лирджет-35», случайно залетевший в воздушное пространство страны.
Таким образом, успехи Су-27 весьма скромны, причем его жертвами становились исключительно наши же самолеты (не считая пассажирского «Лирджета»). Впрочем, возможности воевать с западными самолетами у него просто не было.
У МиГ-29 все, к сожалению, гораздо хуже. Все бои со своими «коллегами», то есть другими истребителями четвертого поколения он, как было показано выше, неизменно проигрывал с «сухим счетом». В боях с F-15 было потеряно девять или десять МиГ-29, с F-16 — два или три, с Су-27 — по разным данным, от одного до четырех. То есть всего было сбито 12–17 МиГ-29, они же не сбили ни одного. Все победы МиГ-29 достигнуты над самолетами, по отношению к которым его превосходство очевидно. Во время «Бури в пустыне», возможно, иракский МиГ-29 сбил британский бомбардировщик «Торнадо», но западные источники этого не подтверждают. Тремя годами ранее иракские МиГи-29, возможно, сбили два иранских истребителя F-14, но подтверждений этому еще меньше. В 1996-м кубинские МиГ-29 сбили две Цессны-337 (легкие пассажирские самолеты, перевозившие какие-то грузы для кубинских диссидентов). Эритрейские МиГ-29, возможно, сбили три или четыре эфиопских МиГ-21, три МиГ-23БН, один Су-25, точных подтверждений этих побед нет. То есть не исключено, что все победы МиГ-29 за 25 лет — две Цессны.
При этом есть у МиГ-29 потери от наземной ПВО. В июне 1992-го российский ЗРК «Оса» сбил или подбил над Приднестровьем молдавский МиГ-29 (Молдавия не подтверждает потерю). В 2012-м ПВО Южного Судана, видимо, сбила северосуданский МиГ-29. В августе 2014-го над Донбассом сбит украинский МиГ-29.
На счету «Миража-2000» один «коллега» есть, о чем уже было сказано выше: греческий «Мираж-2000EG» 8 октября 1996-го сбил турецкий F-16D. Подтвержденная боевая потеря у французского истребителя тоже одна: в августе 1995-го над Боснией сербским ПЗРК («Стрела-2» или «Игла») был сбит «Мираж-2000N» ВВС Франции. Надо отметить, что «Мираж-2000N» — это не истребитель, а ударный самолет, причем предназначенный для нанесения ядерных ударов. Поэтому его, как и F-15Е, не совсем корректно включать в данное описание. Тем не менее это «Мираж-2000».
Кроме того, также над Боснией в апреле 1993-го был потерян «Мираж-2000С» (это как раз истребитель), причина гибели неясна. В Афганистане в мае 2011-го разбился «Мираж-2000D» ВВС Франции. Впрочем, это тоже ударная, а не истребительная модификация этого самолета.
Нет особых сомнений, что всем описанным типам самолетов еще не раз придется вступать в бой, поэтому их результаты изменятся. Почти наверняка будут проверены в настоящем, а не полигонном бою остальные истребители четвертого, а затем и пятого поколения. Последние еще не имели возможности повоевать и продемонстрировать свое превосходство над предшественниками. Или показать, что никакого превосходства нет, а вся концепция истребителя пятого поколения ошибочна.
Вас заинтересует
Вертолетная эпопея
Морской бой
Минобороны Украины: ополченцы сбили в Луганске самолет с военными
Сага о поколениях. Почему Су-27 превосходит F-15
XX век. Триумф французской авиации