Недавно мировую прессу обошла новость: парламент Каталонии подавляющим большинством голосов принял закон, позволяющий провести в автономии референдум о суверенитете без согласия Мадрида (под видом опроса, но на избирательных участках). Спустя неделю председатель правительства Каталонии Артур Мас подписал указ, согласно которому «опрос» о независимости в Каталонии пройдёт 9 ноября. На этой неделе выяснилось, что правительство через Конституционный суд помешало Барселоне проводить мероприятие, и власти автономии временно заморозили кампанию по подготовке к референдуму. Ну, а каталонцы вышли на митинги протеста.
Конституционный суд принял к рассмотрению иск испанского правительства о законности указа Маса. Само принятие иска к рассмотрению Конституционным судом означает автоматическую приостановку действия оспариваемого указа. Конституция устанавливает и срок приостановки — пять месяцев.
Барселона спорить с Мадридом не стала. Однако по всей Каталонии начались протесты. Народ требует провести референдум.
Крупнейшая массовая акция прошла 30 сентября в Барселоне. Митинг был организован «Каталонской национальной ассамблеей» и ассоциацией «Omnium Cultural».
Мнения каталонцев насчёт «послушного» решения их правительства разделились. Кто-то считает, что власти автономии попросту подняли лапки перед Мадридом. Есть и иное мнение, согласно которому Барселона сделала правильный дипломатический ход, направленный на предупреждение возможного политического кризиса.
В любом случае те, кто протестует, понимают: «сепаратизм» не только не сходит на нет, а напротив, усиливается. Согласно данным разных опросов, большинство каталонцев хочет независимости. Сегодня за независимость Каталонии выступает 60% местных жителей. Промышленно развитый регион не хочет «кормить Мадрид».
1 октября пресс-секретарь правительства Каталонии Франсеск Хомс заявил, что «игра не окончена».
«Ничего не закончилось, — цитирует его
«Российская газета». — Это процессуальная ситуация, которую мы не можем игнорировать, но наше намерение — продолжать в рамках взятых на себя обязательств и закона».
В Каталонии запланированы массовые митинги против решения правительства и суда. Они пройдут в начале октября.
Газета
«Взгляд» уточняет, что 27 сентября председатель правительства Каталонии Артур Мас подписал указ о проведении 9 ноября «опроса о суверенитете Каталонии». Ранее одобренный парламентом закон называется «О проведении опросов населения, не имеющих характер референдума».
Подмена «опросом» референдума — весьма неглупая попытка автономии обойти испанское законодательство. Однако при положительном исходе опрос смог бы стать лишь прологом к независимости. По крайней мере, надо отметить, «законный» опрос здорово встряхнул бы и общественность Каталонии, и власти Испании. Тем более что каталонцы хотели устроить голосование на избирательных участках. Право голоса здесь — так же, как в Шотландии, — есть у всех, кто достиг шестнадцатилетнего возраста.
Между тем Лондон не делал никаких попыток запретить референдум Эдинбургу. В случае же с Мадридом решение объявлено ещё до постановления Конституционного суда «Этот референдум не состоится, так как он противоречит конституции. Артуру Масу напоминали, что нет ничего выше суверенной воли испанского народа и что все испанцы должны решать, что такое Испания и как она организована. Ни одно правительство не может через это переступить», — приводит слова первого вице-премьера страны Сорайи Саенс де Сантамарии газета «Взгляд».
Испанский премьер-министр Мариано Рахой подчеркнул, что отдельный регион не может решать вопрос, касающийся всех испанцев.
Наконец, генеральный секретарь правящей «Народной партии» Мария Долорес де Коспедаль в сердцах назвала каталонского премьера представителем «тоталитарного режима».
Напомним, ранее, ещё в прошлом году, когда речь шла о референдуме, а не об «опросе», власти автономии предполагали вынести на ноябрьское голосование 2014 г. два вопроса: «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала государством?» и «Если хотите, то хотите ли вы, чтобы Каталония стала независимым государством?» В сентябре 2013 г. Мадрид отказал Барселоне в проведении этого референдума, направленного на «самоопределение».
Каталония попыток добиться разрешения на проведение плебисцита, однако, не оставила. И получила новый отказ.
9 апреля 2014 года испанский парламент снова запретил автономной области проводить ноябрьский референдум. Испанский премьер-министр Мариано Рахой сделал специальное заявление, в котором отметил, что не представляет Каталонию вне Испании.
Артур Мас в ответ заявил, что Каталония будет продолжать добиваться разрешения провести референдум.
Позиция официального Мадрида, а заодно и Конституционного суда не изменилась. Прописанное в Уставе ООН право народов на самоопределение, видимо, относится лишь к так называемому «косовскому народу», о котором много и с любовью говорят не только в Европе, но и в США.
Мадрид не может допустить каталонского самоопределения по чисто экономическим мотивам. Подобное голосование, чьи итоги предсказывать не надо, в отличие от Шотландии, быстро развалят Испанию на куски.
Испания — одна из кризисных стран Евросоюза. Государство может даже оказаться в списке банкротов. При этом на долю Каталонии приходится пятая часть ВВП Испании.
Вслед за Каталонией — и в Мадриде отлично понимают это — начнутся массовые волнения в Стране Басков.
В Бильбао время от времени проходят митинги тех, кто недоволен сожительством с Мадридом. В начале года по городу промаршировало сто тысяч членов баскской сепаратистской организации «ЭТА» («Страна Басков и свобода»), выступающих за создание государства Эускади. Лишь три последних года эта организация ведёт себя «тихо». А до того «ЭТА» сорок лет взрывала и расстреливала чиновников и полицейских.
По мнению экономических экспертов, отделение от Испании Страны Басков и Каталонии вычтет от испанского ВВП не меньше четверти. Испания может моментально объявлять себя финансовым банкротом.
Именно поэтому правительство М. Рахоя так трясло перед референдумом в Шотландии. Мадрид не раз заявлял, что не даст добро на вступление независимой Шотландии в ЕС — наложит вето.
Кстати, надо быть объективными. Мариано Рахой, в отличие от многих политиков, в том числе американских, последовательно отстаивает свою позицию. Может, даже слишком последовательно.
Председатель правительства Испании не признаёт независимости ни Абхазии, ни Палестины, ни Косова, ни Крыма.
А в Каталонии туристы читают на стенах домов: «Каталония — не Испания!»
Да, каталонцы — не испанцы. Они читают и пишут вывески на каталанском языке, не говорят по-испански и не любят корриду.
А любят они индустриальную и вообще экономическую состоятельность своего региона. Это самое первое, о чём думают каталонцы. И сегодня они верят в то, что независимость позволит им сохранить эту состоятельность, тогда как сожительство с Испанией её ущемляет.
Короче говоря, каталонцы любят уютно и сытно жить.
Именно поэтому их мудрое правительство не спешит устраивать кризис, вступая с Мадридом в политическую дуэль.
Поэтому если Барселона и добьётся своего, то не завтра. 9 ноября, о котором политики Каталонии говорят больше года, ещё не наступило, но уже ушло в прошлое.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
«Европа поучаствовала в развале СССР и подала пример своим сепаратистам
Мадрид не остановит Барселону
Вольному — воля?
Каталония: прощай, Испания?
Каталония: прощай, Испания?