Вот
http://bagetmaster.com.ua/, который сделает из вашей картины настоящее произведение искусства.Запомните одну вещь, без оформления холст так и будет неприметным холстом, скорее обращайтесь в нашу уютную мастерскую.
Торпедное оружие для кораблей и подводных лодок второго поколения, то есть постройки 60–70-х годов, до сих пор находящихся в строю ВМФ РФ, с точки зрения эксплуатации остается неудовлетворительным. Нереализованные в свое время возможности, неудачные технические решения привели не только к увеличению сроков и трудоемкости подготовки данного морского оружия, но и к снижению его надежности.
Телеуправляемая электрическая торпеда ТЭСТ-71М, попавшая в ходе торпедных стрельб в борт ПЛ К-178.
Тихоокеанский флот, 1989 год
В процессе жизненного цикла торпеды с ней имеют дело представители разных организаций и каждый выдвигает свои требования. Эксплуатационникам – офицерам минно-торпедных управлений флотов и торпедно-технических баз важно, чтобы этот вид морского оружия не только был несложен, технологичен в подготовке, но и имел срок содержания на носителях, исключающий необходимость перевооружения кораблей в период плавания между постановками в док или на завод для ремонта.
Очевидно, что, например, проверка составных частей торпеды могла бы производиться без их демонтажа через контрольные разъемы, а прокачка приборов курса – в составе торпеды на стенде-качалке. Снижение надежности данного морского оружия связано и с ошибками расчетов, в которые входили не всегда должным образом подготовленные срочники.
Основная причина ряда неудачных технических решений торпедного оружия скорее всего кроется в его сверхсекретности. Слишком ограниченный круг людей допускается к разработке. А между тем исключительно полезно привлекать минно-торпедные управления флотов к участию в составлении раздела технического задания, касающегося требований по эксплуатации. Опыт использования торпедного оружия офицерами флота не заменишь ничем – он или есть, или его нет.
Практический вариант исполнения торпеды должен быть не только близким по своим техническим характеристикам к боевому, но и пригодным к многократному использованию без частого и длительного пребывания в ремонте. Кроме того, торпеда обязана надежно всплывать и хорошо обозначать точку всплытия. Прекрасную картину хода противокорабельной торпеды дает ракетный прибор следности.
Теперь что касается цены вопроса. В СССР середины 80-х годов оптовые цены на боевые торпеды были следующими: электрические калибра 53 сантиметра
СЭТ-65 – 108 тысяч рублей,
ТЭСТ-71 – 118 тысяч,
УСЭТ-80 – 360 тысяч, электрическая калибра 40 сантиметров
СЭТ-72 – 130 тысяч, тепловая
53-65К – 19 тысяч рублей. Именно эти цифры фигурировали в целом ряде документов, связанных с военной экономикой Советского Союза.
Однако флот эта сторона вопроса в те времена не интересовала. Только один пример. В создание тепловой торпеды
УГСТ «Тапир» с запланированными рекордными ТТХ были вложены огромные средства. Но обеспечить надежность источника энергии – «стволов» с твердотопливными двигателями не удалось и разработку заморозили. Ради торпеды УСЭТ-80 с худшими ТТХ и стоимостью 360 тысяч рублей
ПЛ проекта 641 в середине 80-х стоил около 350 рублей, а новейшего
РКР проекта 1164 – 17 тысяч рублей.
Полезно вспомнить, что во времена СССР ежегодно выполнялось около 2000 выстрелов торпедами, из них около 900 принадлежало Северному флоту и 700 – Тихоокеанскому.
Серьезный недостаток при разработке торпед в СССР – малый объем испытаний, в результате чего данный вид вооружения выпускался с серьезными изъянами. Массовое использование торпед в ходе боевой подготовки являлось по сути дела продолжением государственных испытаний. В первые пять-шесть лет освоения этого оружия флотом обнаруживаются серьезные недостатки и производятся различные доработки, в том числе для достижения заявленных при разработке технических характеристик. Примеров тому масса.
Когда американцы разрабатывали
Мк-48, то в ходе испытаний произвели более тысячи выстрелов, благодаря чему обнаружили и устранили все недостатки и запустили в серию. Наш же аналог этой торпеды – УСЭТ-80 имел чуть более ста испытательных выстрелов. Потому, наверное, и родился, несмотря на 15-летний срок разработки, недоношенным с шестью
острыми проблемами.
Стрельба опытными торпедами на флоте в интересах разработчиков – приоритетная задача для командиров соединений. Оружейники в этом смысле не должны выступать перед флотскими начальниками в роли просителей. Вахта ученых – находить и реализовывать в своих разработках технические решения проблем. Тратить их время на организационные хлопоты, мягко говоря, нерационально.
Испытательные стрельбы в ВМФ СССР пусть и с большими организационными трудностями, но выполнялись. Приказами главнокомандующего ВМФ председателями комиссий по проведению стрельб назначались командиры соединений. Но на этапе предварительных испытаний (испытаний главного конструктора), качество которых во многом определяет успех всего проекта, разработчик часто сталкивался с массой организационных проблем.
В начале 2000-х годов при рассмотрении очередного этапа создания новой торпеды разработчики оказались не готовы ответить на вопрос о стоимости одного ее выстрела. Соответственно заказчик не знал, к каким расходам ему приготовиться.
Отдельно хотелось бы высказаться относительно возможности передачи вопросов эксплуатации от флота промышленности. С одной стороны, торпеды должны готовиться профессионалами, с другой – обеспечивающие структуры обязаны находиться в подчинении командования органов ВМФ на местах. Недопустима ситуация, когда оружие готовят не подчиненные флоту столичные предприятия, в результате чего для проведения элементарных стрельб торпеды приходится возить через всю страну. Они должны готовиться и содержаться на флотах.
Дело не только в том, что это может привести к огромным, ничем не оправданным затратам, тем более когда организация-эксплуатант является монополистом. Главное в другом – малая статистика испытаний однозначно требует их продолжения на флотах в ходе боевой подготовки. Отдав эксплуатацию торпед промышленности, мы исключим их доводку, выявление и устранение недостатков. Именно опыт большой статистики флотских стрельб (включая расшифровку и анализ результатов) обеспечивает высокий профессиональный уровень флотских торпедистов. Исключение ВМФ из процесса неизбежно приведет к значительному снижению боевого потенциала.
Вас заинтересует
Турция закупает торпеды МК-48
Директор ЦНИИ «Гидроприбор
Универсальная самонаводящаяся малогабаритная торпеда УМГТ-1
Советские ядерные торпеды Т-15 и Т-5
Американская противокорабельная ракета-торпеда Fairchild AUM-N-2 Petrel (1955 год)