Период сотрудничества
Вот
получить эцп.
Англии в принципе не нравилось усиление России за счёт Турции. Тем не менее, Лондон в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг. занимал позицию благожелательного к России нейтралитета. Это было связано с тем, что в этот период турки сильно сблизились с французами, что раздражало Англию. Англичане любили воевать чужими руками и с большим удовольствием стравливали Петербург с Парижем и Стамбулом. Кроме того, не стоит забывать о том, что в это время на внешнюю политику Англии сильно влияла серьёзная зависимость от русской торговли. В 1760—1780-е годы в русские порты ежегодно приходило от 600 до 700 английских торговых судов. Английский флот строился из русского леса и других материалов.
В итоге в ходе войны 1768—1774 гг. (да и в ходе второй Русско-турецкой войны) англичане были довольно хорошими союзниками России. Отношения двух держав в этот период были удивительно гармоничными. Так, когда Российская империя двинула в Восточное Средиземноморье военную эскадру, британские посланники в Париже и Мадриде недвусмысленно заявили, что отказ в разрешении русским кораблям войти в Средиземное море «будет рассматриваться как враждебный акт, направленный против Англии». Во время движения русских кораблей в 1769—1774 гг. у французского и испанского побережья Лондон сосредотачивал поблизости крупные силы своего флота. Британия предоставляла русским кораблям свои порты для базирования и ремонта. В ходе обеих русско-турецких войн англичане охотно продавали русским оружие, и даже боевые корабли. В частности, в Англии были куплены два бомбардирских корабля — «Молния» и «Страшный». Более того, в русских вооруженных силах служило много английских офицеров.
Среди перешедших на русскую службу был и Сэмюэль Грейг. Самуил Карлович Грейг дослужился до адмирала, отличился в Чесменском морском бою 1770 г., руководил русской Средиземноморской эскадрой в 1774—1775 гг., руководил Балтийским флотом и одержал победу над шведами в Гогландском морском сражении в 1788 г. Адмирал Грейг внёс большой вклад в развитие и перевооружение русского флота. В частности он усовершенствовал систему парусного вооружения кораблей и конструкцию корпусов кораблей и судовых устройств. При Грейге впервые подводную часть кораблей стали обшивать медными листами, что повысило их ходовые качества.
Адмирал С. К. Грейг на портрете неизвестного художника. После 1788 г.
Большую помощь англичане оказали в деле поставки корабельных орудий. Это была серьёзная проблема. Российские чугунолитейные заводы поставляли орудия крайне низкого качества. На службу брали из разных партий от 12 до 50% чугунных пушек, остальные браковали. Да и принятые на вооружение пушки часто взрывались, убивали и калечили людей, наносили вред кораблям. В результате правительство было вынуждено во время войны закупать большие партии орудий в Англии. Главным поставщиком был Карронский завод в Шотландии. Это предприятие поставило России несколько сотен корабельных орудий всех калибров, которые использовали на русском флоте: 6, 8, 12, 18, 24, 30 и 36 фунтов. Закупали орудия и на других английских заводах.
Русские правительство не только закупало орудия, но и позаботилось о развитии военной промышленности в России. Так, в Англии один из создателей и директор завода «Каррон» в Шотландии Чарльз Гаскойн (в России звался Карл Карлович) изобрёл новый вид корабельного орудия — карронаду. Орудие сначала и называлось по его имени — гасконадой. За счёт меньшей длины и особой конструкции гасконада весила в 3-4 раза меньше аналогичной чугунной пушки. Это снижало стоимость новой артиллерийской системы. При этом её скорострельность была в 3 раза выше, чему у пушек. Снижалась и отдача орудия, что позволяло устанавливать карронады на верхней палубе корабля без снижения остойчивости и использовать вместо колёс лафеты. Правда, дальность стрельбы карронад была ниже, чем у пушек. Однако на близких дистанциях это было страшное оружие. В условиях морских сражений XVIII столетия, когда корабли сходились на минимальную дистанцию («на пистолетный выстрел»), достоинства карронад перевешивали их недостатки.
140-мм английская карронада XVIII века на скользящем лафете
8-фунтовая бронзовая карронада на корабельном станке XVIII века. Музей Черноморского флота, Севастополь
Адмирал Грейг предложил императрице Екатерине перевезти в Россию Гаскойна, что организовать производство новых орудий. Это было весьма непросто. Из Англии была запрещено вывозить инженеров и машины, за что полагалось суровое наказание, вплоть до смертной казни. Однако чиновников купить можно было не только в России, но и Англии. Русский посол в Лондоне граф Воронцов получил деньги на подкуп чиновников и Гаскойну дали разрешение на «частную поездку». В 1786 году Гаскойн с 11 инженерами и несколькими десятками станков, и необходимыми для организации производства материалами прибыл в Россию. В России инженер получил огромное по тем временам жалованье — 2500 фунтов стерлингов в год плюс половину прибыли от произведенной продукции.
Гаскойн полностью перестроил Александровский пушечно-литейный завод в Петрозаводске, восстановил Кончезерский меде- и чугуноплавильный завод, построил небольшой чугунолитейный завод в самом Кронштадте. Карл (Чарльз) Гаскойн также сыграл ключевую роль в строительстве Луганского литейного завода и основал в Петербурге Механический завод (будущий Путиловский). Один из спутников Гаскойна, который прибыл с ним из Шотландии, Чарльз (Карл Николаевич) Берд основал будущий знаменитый Завод Берда, который со временем стал одним из лучших в России из лучших литейно-механических предприятий и построил первые пароходы на Неве.
В 1788 году впервые в России на Александровском заводе запустили железную дорогу — «чугунный колесопровод» (он стал первой в мире железной дорогой заводского назначения). В 1789 году на заводе построили первые в России паровую машину производственного назначения. Благодаря деятельности Гаскойна русский флот получил сотни первоклассных пушек и карронад. На Александровском заводе и других предприятиях, которыми руководил Гаскойн, брак был сведен к нескольким процентам.
Шотландский изобретатель и ружейник Карл Карлович (Чарльз) Гаскойн
Разрыв
Отношения России и Англии испортились в ходе Американской революции (Войны за независимость). Английский король Георг III обратился к Екатерине II с просьбой прислать русские войска в Америку для борьбы с повстанцами. Естественно, что услугу обещали хорошо оплатить. Надо сказать, что в свете будущего крайне враждебного отношения США к России, участия американцев в развязывании Первой и Второй мировой войн, организации в России революций 1917 и 1991 гг., может быть Екатерине и стоило послать русские войска во главе с Суворовым, чтобы подавить будущую раковую опухоль в зародыше. Однако русская императрица категорически отказалась помогать англичанам. Кроме того, она считала, что английский король сошёл с ума (Георг III действительно страдал психическим расстройством) и помогать ему не стоит.
Франция признала независимость Соединенных Штатов и подписала с ними торговое соглашение. Английское правительство немедленно разорвало дипломатические отношения с Французским королевством и объявило Франции войну. Англия также объявила войну Испании, а затем и Голландии. Соединенные флоты противников англичан не уступали британскому флоту, но действовали несогласованно, поэтому господство в море осталось за Англией. Английские корабли и каперы нападали, останавливали и грабили суда практически всех стран Европы, вызывая возмущение нейтральных держав. Так, Англия захватила и 17 русских судов.
В итоге терпение императрицы Екатерины II лопнуло. 28 февраля 1780 года Россия объявила Декларацию о вооруженном нейтралитете. Новые принципы мореплавания судов нейтральных стран во время войны позволяли им: 1) свободно плавать от одного порта к другому и у берегов воюющих стран; 2) имущество, принадлежащее подданным воюющих держав, было свободно на нейтральных судах, кроме заповедных товаров; 3) заповедными товарами считалось только оружие, снаряды и амуниция; 4) блокированным портом считался только тот, где была очевидная опасность противостояния флотов воюющих держав. Таким образом, нейтральные суда получили право на оборону. Чтобы поддержать свою декларацию Россия немедленно выслала в Северное море несколько военных кораблей для обеспечения свободы плавания всех народов и устранения каперов.
Этот шаг имел эффект разорвавшейся бомбы. К акту о Вооруженном нейтралитете в 1780-1783 гг. присоединились Дания, Швеция, Голландия, Пруссия, Австрия, Португалия и Королевство Обеих Сицилий Принципы вооруженного нейтралитета были признаны Францией и Испанией. Поддержали документ и Соединенные Штаты. В результате стала складываться обширная, практически общеевропейская антианглийская коалиция. Англии пришлось считаться с мнением такой силы. В последствие принципы Декларации о вооруженном нейтралитете легли в основу международного морского права.
Провозглашение Петербургом политики вооруженного нейтралитета означало также окончательный отказ правительства от идеи «Северного аккорда». Одновременно потерял своё влияние автор «Северного союза» Никита Панин. В 1781 году его отправили в продолжительный отпуск «по болезни». Вскоре его полностью отстранили от руководства внешней политикой России. Кроме того, произошло сближение России и Австрии, две великие европейские державы вступили в антитурецкий союз.
Несмотря на успехи британского флота, в целом Англия проиграла войну 1778-1783 гг. В 1783 году был подписан Парижский мир (Версальский мир). Англия признала независимость США. Франция вернула Англии все захваченные острова в Вест-Индии. Англия уступила Франции права на Сенегал и Тобаго, Испании — права на остров Менорку, Берег Москитов (территорию вдоль атлантического побережья нынешней Никарагуа) и прибрежную часть Флориды. Голландия открыла для англичан Малаккский пролив и уступила Британии город Негапатам в Индии. Таким образом, Россия оказала важное влияние на появление США, не дав Англии подавить бунт в колониях.
Планы освобождения Царьграда
В 1789 году во Франции началась революция. Она привела к ограничению, а затем и падению монархии в 1792 году. Екатерина II официально выразила крайнее возмущение событиями во Франции и призвала европейские державы к интервенции. Однако в реальности Петербургу было выгодно, что все ведущие европейские державы погрязли во французских делах. В это время Россия могла решать национальные задачи.
В 1792 году австро-прусские войска вторглись во Францию, начался период т. н. «революционных войн. У России были развязаны руки. Петербург начинает готовить операцию по захвату Константинополя (т. н. «Дакийский проект» или «Греческий проект»). Екатерина II планировала восстановить Византийскую державу во главе со своим внуком (ему даже дали имя основателя города и столицы Византии — Константин).
Решить стратегическую задачу захвата проливов Босфор и Дарданеллы, Константинополя планировали в 1793-1794 гг. Решающую роль в операции должен был сыграть Черноморский флот, где активно строили десятки канонерок и гребных судов для десанта. Руководить десантными силами должен был Александр Суворов. Сомнений в том, что русский десант возьмет Царьград-Константинополь, не было. Русский Черноморский флот под командование Фёдора Ушакова находился на пике могущества. Русские чудо-богатыри Суворова моги решить практически любую задачу.
Однако замысел сорвался. Отвлекли польские дела и вмешательство в них Франции. На Польшу отвлеклись Австрия и Пруссия. Второй, а затем и Третий разделы Речи Посполитой привели к ликвидации польской государственности. Земли населенные собственно поляками разделили между собой Австрия и Пруссия. Россия вернула западнорусские области и получила часть Прибалтики. Для отвлечения Англии с ней в 1795 году был заключен оборонительный союз. Россия пообещала выставить 12 тыс. корпус за денежную ежегодную помощь в 500 тыс. рублей и содержание войск. Кроме того, в Северное море направили вспомогательную эскадру. Боевых действий она не вела, только конвоировала купцов и вела блокаду побережья Голландии.
Несколько позже Екатерина вернулась к этому проекту. Только замыслы были расширены. В 1796 году был организован Персидский поход под началом Валериана Зубова. Операция прошла успешно (
Наказание "немирной" Персии — поход 1796 года). В состав Российской империи вошли Дербентское, Бакинское, Кубинское, Карабахское, Шемахинское, Гянджинское княжества (ханства). Русские войска открыли дорогу на Южный Азербайджан и Тегеран. Персы были деморализованы и давали одну территорию за другой практически без боя. Таким образом, перед русской армией открывались блестящие перспективы. Можно было выйти к Персидскому заливу и Индии, или ударить по турецкой Анатолии. По сути, первым эту возможность открыл ещё Пётр Великий, но его дело не было продолжено (
Как Пётр I прорубал "дверь" на Восток;
Часть 2).
Таким образом, в 1797 году русские войска могли нанести смертельный удар по Османской империи. По плану Екатерины русские силы должны были ударить по трем направлениям. Персидский экспедиционный корпус Зубова должен был закончить войну в Персии и двинуться к Константинополю через Анатолию. Вице-адмирал Ушаков с корабельным и гребным флотом — провести Босфорскую операцию. Суворов должен был начать наступление на Стамбул через Балканы. Смерть Екатерины разрушила все грандиозные замыслы. Павел I не разделял политических взглядов матери и её фаворитов и решил пересмотреть внешнеполитический курс России. Войска Зубова вернули из Персии. Подготовка к Босфорской операции была отменена. Эскадру из Северного моря отозвали.
Русский военачальник, главнокомандующий в Русско-персидской войне 1796 года Валериан Александрович Зубов
Начало войны с Францией
Поначалу государь Павел Петрович (более подробно о его политике —
Миф о «сумасшедшем императоре» Павле I;
Рыцарь на троне.) планировал вести мирную политику. В первые месяцы своего правления русский государь не вмешивался в европейские дела. Ещё будучи наследником престола, Павел Петрович совершал продолжительные путешествия по европейским странам и успех хорошо познакомиться с политической ситуацией и интересами различных стран. Император был убежденным врагом революции. Французская революция была порождением масонов и иллюминатов, шедших путём революционного преобразования Европы, уничтожения прежних политических систем, монархии, «устаревшей» морали и религии. Французские революционеры учинили кровавую бойню во Франции и разносили вирус разрушения по Европе. Что будет с революционной Европой, отлично показывал пример Франции. В стране царил жесточайший террор. При этом кучка банкиров, спекулянтов и политиков сказочно обогатилась. Распространение революции по Европе грозило чудовищными бедствиями, гибелью сотен тысяч, а возможно и миллионов людей.
Понятно, что с такой чумой необходимо было бороться. Причем желательно на дальних рубежах. Видя политическую нестабильность Франции и успехи французской революционной армии, Павел решил вмешаться. Без России порядок навести было сложно. Кроме того, сыграли свою роль и некоторые другие факторы. Так русская «военная партия» сфабриковала «заговор поляков» в Вильно. Якобы польских заговорщиков субсидировал Наполеон. На самом деле в Польше было полно панов-авантюристов, но серьёзного заговора не было. Франции было не до Польши. Однако с учётом старинных связей Франции и Польши в Петербурге поверили в этот заговор. Павел был в гневе (по сути, его обманули).
Кроме того, в 1798 году французы захватили Мальту, и Мальтийский орден остался без великого магистра и базы. Мальтийские рыцари обратились к русскому государю Павлу, который разделяя древние рыцарские идеалы, годом ранее объявил себя защитником Мальтийского ордена.
В результате Павел стал союзником Австрии и Англии в борьбе с революционной Францией. Эскадра Ушакова была направлена в Средиземное море. В декабре 1798 года в Петербурге был подписан русско-английский договор. Россия обязалась выставить для войны в Европе 45-тыс. армию. Англия пообещала выплатить единовременную субсидию в 225 тыс. фунтов стерлингов и выплачивать ежемесячно по 75 тыс. фунтов стерлингов. Россия также выставила вспомогательную эскадру, которая должна была действовать в Северном море. Интересно, что Европе понадобились не только русские штыки, но и русский полководец. Английский и австрийский послы почти ультимативно потребовали назначить Александра Суворова командующим русской армией, которая будет действовать в Европе.
Суворов блестяще действовал в Италии, а Ушаков — в Средиземном море. Однако русские и английские войска потерпели поражение в Голландии. Затем австрийцы и англичане подставили Суворова в Швейцарии. Великий русский полководец и его чудо-богатыри с честью вышли из западни, но понесли напрасные потери. Здоровье Суворова было подорвано. Постепенно Павел Петрович стал осознавать гибельность союза с Англией и Австрией и глупость войны с Францией. Франция уже переболела революцией и шла к восстановлению монархии. Наполеон был вполне разумным политиком, с которым можно было иметь дело.
Наполеон на Аркольском мосту
Продолжение следует…
Вас заинтересует
Ура, фельдмаршал!
Ошибка Александра I
Как Англия стравила Россию и Францию
Рыцарь на троне. Внешняя политика и военная деятельность Павла I
Американские экспедиции 1863 года