Вот
покупка квартиры.
В 1710 г. турецкий султан Ахмед III (1703-1730) посадил Дмитрия Кантемира на молдавский престол, арестовав политического соперника Кантемиров валашского господаря Константина Брынковяну (1688-1714). Это был, скорее, вынужденный шаг, поскольку сделано это было после того, как началась война с Россией (1710-1713), а правивший в Молдавии князь Николай Маврокордат (1709-1710), хотя и пользовался превосходной репутацией при Османском дворе, не был подходящим лицом во время войны, поскольку не имел ни храбрости, ни знания военного дела.
Дмитрий был возведен на молдавский престол по настоянию великого визиря Балтаджи Мехмета (1704-1706; 1710-1711) и крымского хана Девлет-Гирея II (1699-1702; 1709-1713). Порта даже было освободила нового молдавского князя от дани и подарков, но позже великий визирь потребовал от него постройки моста через Дунай для переправы турецкой армии и значительных сумм денег. [1] Последнее требование крайне возмутило князя Дмитрия, и он 13 (24) апреля 1711 г. в Луцке [2] через своего приближенного боярина Стефана Луку [3] заключил с Петром I договор [4] и, таким образом, de jure принял сторону России. [5]
Историограф XIX века И.И. Голиков передает обстоятельства заключения договора между Петром I и князем Дмитрием следующим образом: «В сию же бытность Государеву в Луцке, Господарь Волошский, Дмитрий Кантемир, прислал к Монарху Греческого врача Поликолу с предложением подданства своего. Государь принял сие предложение и послал к нему диплом за своею рукою, в котором в 17 статьях описаны с одной стороны обязательности Князя, вступавшего в подданство России, а с другой обещаемые ему и потомкам его от государя за верную службу выгоды. Присягу в верности он со всем своим народом тогда учинить имеет, когда Российская армия в его Княжество вступит, и войско его с Российским соединится» [6]. Эта версия событий, по нашему мнению, не соответствует действительности, поскольку, как следует из "The Life of Demetrius Cantemir Prince of Moldavia”, Петр I направил Г. Поликолу к князю Дмитрию, а не наоборот. А Кантемир, вероятно, в свою очередь направил Стефана Луку к Петру I для заключения соглашения от княжеского имени.
Когда российские войска стали приближаться к Яссам, князь Дмитрий объявил приближенным, войску и народу о том, что он порывает с турками и переходит на сторону России. В своем Манифесте он перечислял бедствия, которые терпела Молдавия от поработителей, и призывал: «Все люди нашей страны, берите оружие и идите на помощь» [7]. Как пишет в своей «Хронике» Ион Некулче [8], «тогда все христиане радовались москалям…» [9].
29 июня (10 июля) 1711 г. в Яссах князь Молдавии Дмитрий Кантемир дал клятву на верность России: «…Петр Великий вступил в Яссы, где Кантемир со своими боярами присягнул ему в верности в самый день Петра и Павла» [10]. Этот день можно считать датой начала российского востоковедения, поскольку у России появился первый востоковед, принесший отечественной науке о Востоке международное признание.
Одной из причин, по которой Петр I особенно ценил Кантемира, были его знания в области востоковедения. По прибытии в лагерь российских войск на Пруте князь Дмитрий стал советником царя по восточным вопросам. Петр I писал: «Оный господарь — человек зело разумный и в советах способный» [11]. Как государственный деятель Кантемир не только понял историческое значение реформ Петра I, но и содействовал их проведению. [12]
Порта была разгневана изменою Кантемира и потребовала от Петра I его выдачи. Царь ответил, будто бы Кантемира в лагере российских войск нет, а своим приближенным сказал: «Я лучше уступлю туркам всю землю, простирающуюся до Курска, нежели выдам князя, пожертвовавшего для меня всем своим достоянием. Потерянное оружием возвращается; но нарушение данного слова невозвратимо. Отступить от чести — то же, что не быть государем» [13].
В результате неудачного для российской армии Прутского похода [14] князь Дмитрий вместе со своей семьей и приближенными, двумя тысячами [15] бояр, офицеров, слуг и прочих, вынужден был переселиться в Россию [16], навсегда покинув Яссы 16 (27) июля 1711 г. Царь Петр щедро вознаградил его за утрату княжества и всего состояния. [17]
Примечания:
[1] The Life of Demetrius Cantemir Prince of Moldavia. — In: Demetrie Cantemir Historian of South East European and Oriental Civilization. Bucharest, 1973, p. 288.
[2] В настоящее время на территории Украины.
[3] См.: Петр Великий на берегах Прута // Журнал министерства народного просвещения. 1847, январь.
[4] Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. СПб., 1830, с. 659-662.
[5] См.: Кирпиченко Н.П. К вопросу об участии молдавского народа в Прутском походе русской армии 1711 г. // Ученые записки Кишиневского педагогического института им. И. Крянгэ. Т. VIII. 1958; Энгельгардт Р.Ю. Из истории Прутского похода // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Т. VI. 1953.
[6] Голиков И.И. Деяния Петра Великого. Т. 4. М., 1838, с. 226.
[7] Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964, с. 354.
[8] Ион Некулче (1672 – ок. 1745) — молдавский летописец. Его «Летопись Молдавской страны от Дабижы-воеводы до правления Константина Маврокордата» с предисловием и 42 легендами охватывает события 1662-1743 гг. (Neculce I. O sam
Вас заинтересует
Политика Ивана III на Востоке
Сказ про Русь Новую, стрельца, князя Владимира и боярина Тугарина
Блестящая победа русской армии в войне с Турцией 1768—1774 годов
Приднестровье ответило Кишинёву на ратификацию соглашения об ассоциации с ЕС
Кухарка на троне