В декабре Пограничная служба ФСБ России должна получить сразу несколько новых кораблей и катеров для береговой охраны. Причем часть из них - два новых корабля и шесть быстроходных катеров в дополнение к уже поставленным "Мангустам" и "Соболям", придет в Крым. Это в свою очередь позволит почти полностью сформировать корабельную группировку береговой охраны в новом российском погрануправлении.
Пограничный сторожевой катер "Мангуст". Фото: Андрей Иглов/РИА Новости www.ria.ru
Особыми возможностями обладают новые сторожевые корабли проекта 22460 "Охотник". Их роль прежде всего важна для охраны границы и территориальных вод в районе континентального шельфа. "Охотник" спокойно может выполнять задачи в море с молодым и битым льдом толщиной до 20 сантиметров. Его оснащение позволяет проводить аварийно-спасательные работы, а также вести экологический контроль. Аналогов этому сторожевику, который справедливо называют кораблем нового поколения, в России пока нет. Одна из основных особенностей "Охотника" - наличие на борту взлетно-посадочной площадки для легкого вертолета. В считанные минуты для вертолета может быть оборудован ангар-убежище. Примечательно, что площадку и ангар-убежище удалось разместить на корабле водоизмещением всего около 670 тонн. Кроме того в кормовой части корабля есть наклонный слип, на котором установлен быстроходный катер жестко-надувного типа, который может использоваться, например, для быстрой доставки досмотровой партии на судно-нарушитель.
Группировку береговой охраны пополнили и быстроходные катера "Соболь" со скоростью 47 узлов и высокоскоростные катера "Мангуст" со скоростью хода свыше 50 узлов (около 100 км/ч). По своим возможностям это фактически катера-перехватчики. Они предназначены не только для охраны прибрежной зоны и природных ресурсов, но и для перехвата быстроходных целей. По своим мореходным качествам и боевым характеристикам они не уступают зарубежным и превосходят лучшие отечественные катера подобного класса и уже стали настоящей грозой браконьеров.
Но самое ожидаемое пополнение погранфлота - спущенный в этом году на воду и проходящий испытания пограничный сторожевой корабль 1 ранга "Полярная Звезда", специально предназначенный для использования в Арктике. Это первый корабль такого уровня, построенный за последние 20 лет. Он - единственный в истории советского и российского кораблестроения создан специально для пограничников. Корабль оснащен современным навигационно-тактическим комплексом, комплексом для базирования вертолета и способен преодолевать ледовые поля в арктических морях с толщиной льда до 1 метра.
При этом важно то, что речь идет не просто о замене старой техники, оборудования и вооружения на новые образцы. Это - лишь одно из направлений новой концепции развития береговой охраны. Ведь морские акватории все более быстрыми темпами становятся районами масштабной экономической деятельности. Достаточно упомянуть о наших планах по освоению Арктики, развитию Дальневосточного региона. Соответственно, защита национальных экономических интересов на новом уровне диктует необходимость качественного изменения всей деятельности береговой охраны. А она прикрывает не только морскую границу страны протяженностью в 38 тысяч километров, но и речную - 7 тысяч километров, и озерную - 475 километров.
Принципиальной новой становится и сама система управления береговой охраной. Как рассказал корреспонденту "РГ" первый заместитель руководителя департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ вице-адмирал Алексей Вольский, создаются мощные автоматизированные центры управления. Один из них с центром в Мурманске возьмет под контроль границы в Арктике. Другой, в Петропавловске-Камчатском, нашу акваторию Дальнего Востока.
По словам Вольского, особый акцент делается именно на развитие системы контроля надводной обстановки. Так, уже сейчас автоматизированная система контроля практически полностью закрывает российскую акваторию Черного моря, включая Крым. Заканчиваются работы по созданию такой же системы в акватории Финского залива.
Смысл этой системы в том, что вся информация с пограничных кораблей в море, береговых радиотехнических постов наблюдения и спутников в режиме онлайн стекается в единый командный цифровой аналитический центр. Эта информация обрабатывается и тут же автоматически раздается кораблям, которые могут видеть обстановку не только вокруг себя, но и, например, в совсем другом районе. Командир пограничного корабля будет сразу знать всю обстановку, какие суда и где находятся, кто из них - законно. То есть потенциального нарушителя будут вести не с момента нарушения, а задолго до этого.
Первые результаты этих новаций, кстати, уже могут оценить многие граждане нашей страны. На прилавках становится все больше российской рыбы и морепродуктов. Что, в принципе, должно быть нормой для страны, омываемой двумя океанами. Но - не было. Во многом по вине браконьеров, поставивших свой бизнес на промышленный уровень.
- Основные нарушители в сфере незаконной добычи биоресурсов, как и в прошлые годы, - так называемые "подфлажники" - как правило, суда с российским экипажем, но под флагом "удобной" страны, - рассказывает Алексей Вольский. - Только в первом полугодии было задержано 18 таких нарушителей, на борту которых обнаружили почти 116 тонн краба, выловленного без лицензии.
По словам Вольского, в целом принятые пограничниками меры позволили не только сократить незаконные поставки и численность браконьерского флота, но и создать благоприятные условия для легальной добычи краба в Тихоокеанском регионе. Она за первые шесть месяцев этого года выросла на четверть: с 25,5 тысячи тонн до почти 34 тысяч. Причем прямым следствием снижения браконьерской активности стало резкое сокращение поставок краба в порты Японии. По официальной информации Токио, объемы незаконных поставок краба российского происхождения в японские порты сократились в 2,6 раза - с 9,6 тысячи тонн в первом полугодии 2013 года до 3,6 тысячи тонн в первые шесть месяцев 2014 года. Это, между прочим, отразилось и на японском крабовом рынке, где цена на камчатского краба выросла в 3,7 раза и поднялась до 61,5 доллара за килограмм. Браконьеров на Дальнем Востоке так прижали, что в Южную Корею сотни тонн краба начали завозить самолетами из Норвегии и Канады. Похожая ситуация и на Кольском полуострове. Российской береговой охране удалось практически на нет свести деятельность "рыбаков-любителей" на высокоскоростных маломерных судах - так называемых "собаках". Они занимались незаконной переправкой неучтенной рыбы с рыболовных траулеров на берег. Как только у пограничников появились катера-перехватчики "Соболь", превосходящие по скорости браконьеров, то "собачье плавание" постепенно сошло на нет.
До единичных случаев сократился незаконный промышленный лов в Баренцевом море. Как рассказывает Вольский, норвежская береговая охрана признала, что благодаря совместным усилиям незаконный промысел рыбы и, в частности, трески тут практически отсутствует. Более того, впервые за последние годы зафиксирован значительный рост стада трески.
А в северной части Каспийского моря идет жесткая борьба с осетрово-икорной мафией. В прошлом году здесь за нарушение пограничного режима и природоохранного законодательства наши пограничники задержали более 190 маломерных судов, вытралено сотни тысяч метров сетей. Привлечено к административной ответственности 12 юридических и более 690 физических лиц. Тотальный контроль на морских границах привел к тому, что всего за полгода было задержано 60 судов-нарушителей, из них 28 - иностранных. Пять из них конфисковали. Наложены штрафы более чем на 358 миллионов рублей.
Вас заинтересует
Десантный катер «Лейтенант Римский-Корсаков
«Итальянцы
Перспективы развития Каспийской флотилии
Китай построит самый большой в мире патрульный корабль
Странные особенности украинского кораблестроения