Вот
хостинг.Разведывательным структурам Советского государства для работы по странам Востока были нужны не просто люди, преданные революции, партии и т.д., а высококвалифицированные специалисты со знанием восточных языков и культур, специфики восточного менталитета и т.п. Отчасти кадровый вопрос решался благодаря работе военных специалистов из числа бывших офицеров Генерального Штаба Императорской армии, но были приняты меры и по подготовке новых кадров.
Особая роль в решении этой задачи отводилась открытому 11 февраля 1920 г. восточному отделению Академии Генерального Штаба РККА [1], ставшему впоследствии Специальным факультетом Военной академии РККА им. М.В. Фрунзе, призванному готовить универсальных специалистов, годных для самого широкого применения, как в мирное, так и в военное время.
Воспоминания об открытии восточного отделения Академии Генштаба РККА из мемуаров его выпускника А.Г. Бармина [2] являются единственным свидетельством возникновения первого учреждения по подготовке советских разведчиков. Даже если принять во внимание, что Бармин допустил некоторые авторские вольности, а это видно по примечаниям к тексту, значение этого свидетельства остается непреходящим в силу его уникальности.
«Однажды я был приятно удивлен, прочитав объявление о создании специального факультета восточных языков [3], который создавался академией вместе с Наркоматом иностранных дел и должен был обучать слушателей из обеих организаций. Оказалось, что моя давняя мечта — служить революции на Востоке — жива, хотя я уже не надеялся на ее воплощение. Я подал заявление на восточный факультет и в дополнение к освоению моей военной специальности стал одновременно изучать три иностранных языка: персидский, хинди [4] и арабский [5].
Начальником восточного факультета был бывший морской офицер из дворян, блестящий лингвист Доливо-Добровольский [6]. Комиссаром факультета стал заведующий отделом НКИДа [7] Владимир Цукерман. (Он был расстрелян 16 декабря 1937 года вместе с послом [8] Караханом и секретарем ЦИКа Енукидзе.)
На открытие факультета мы собрались в большом зале академии — около семидесяти слушателей, половина военных и половина гражданских из НКИДа. К нам обратился начальник академии генерал Снесарев [9], который большую часть своей сорокалетней службы в армии провел на Востоке как офицер Генерального штаба. Этот ветеран с воодушевлением очертил нам задачи работы в приграничных странах Среднего Востока [10], где встречаются Российская [11] и Британская империи.
"Я прочту вам, — сказал он, — курс военной географии Синьцзяна, Тибета, Памира, Северо-Западной Индии [12], Белуджистана [13], Афганистана и Персии [14], по чьим дорогам я не раз прошел пешком. Я жил в этих странах среди местных жителей и говорил на их родном языке. Я научу вас всему, что вы должны знать об этих странах как офицеры Генерального штаба и дипломаты. [15]
Со времен Петра Великого Россия неуклонно продвигалась к теплым морям и Индийскому океану. И на пути у русских всегда стояли англичане. В 1716 году Петр Великий направил войска под командованием князя Черкасского в Бухару и Хиву, надеясь проложить путь в Индию, но эта попытка не увенчалась успехом. Император Павел I в январе 1801 года приказал атаману донских казаков Орлову пересечь границу и напасть на англичан. Больше месяца в суровую зиму двадцать пять тысяч казаков совершали марш вместе с артиллерией. Они пересекли Волгу и углубились в Туркестанские степи, когда Павел был убит в Санкт-Петербурге в результате заговора, одним из инициаторов которого был британский посол при императорском дворе. Новый император Александр [16] немедленно отозвал экспедицию.
В XIX веке путь к Персидскому заливу и теплым морям, имеющий для нас большое значение, снова постоянно преграждали англичане. Чтобы открыть этот путь, мы вели несколько войн в Персии и Центральной Азии, но за нашими противниками всегда стояла Британская империя. Точно так же Британия старалась лишить нас плодов наших побед на Балканах [17].
Вы спросите меня, почему я говорю вам все это, когда советская революция отбросила идею империализма. Это верно, что Советская Республика не имеет империалистических целей. Цель советской революции в мировом масштабе — освободить угнетенные народы от империалистической эксплуатации, и особенно принести свободу народам Востока. Но самым серьезным препятствием на этом пути остается британский империализм. Если мы хотим принести свободу народам Азии, мы должны подорвать власть британского империализма. Он по-прежнему остается смертельным врагом этих народов, так же как и нашим врагом. В этом заключается ваша задача, и вы должны учиться на нашем опыте, как ее решать.
Я лично рассмотрел результаты вступительных экзаменов каждого из вас, и я уверен, что мы отобрали лучших. С одной стороны, мы отобрали тех, кто сможет нести двойную нагрузку, совмещая учебу в военной академии [18] с учебой на восточном факультете [19], с другой стороны, мы сделали такой же тщательный отбор в НКИДе. Отныне Генеральный штаб и Комиссариат иностранных дел будут внимательно следить за вашей учебой и решать, как вас лучше в дальнейшем использовать”.
Пока Снесарев выступал, я рассматривал своих коллег-студентов. Большинство были молоды и уверены в своих силах. Предсказания генерала Снесарева новым слушателям в значительной мере сбылись. Учеба одновременно по двум программам некоторым оказалась не по силам, и они оставили факультет, чтобы успевать в академии, но каждый год новых слушателей набирали тем же порядком. Многие из этого первого набора достигли высокого положения как советские дипломаты или военачальники. Пять лет спустя, когда я завершал свою работу в Персии в качестве Генерального консула, более трех четвертей советского дипломатического корпуса в странах Ближнего и Среднего Востока, а также Китая и Японии составляли выпускники восточного факультета. И такое положение сохранялось еще много лет. Среди тех, кто присутствовал на открытии факультета, были будущие послы: Пастухов — в Персии и Славуцкий — в Японии; посланник в Саудовской Аравии [20] Хакимов [21], Генеральные консулы Шарманов, Саркисбеков, Кассис, Батманов, Заславский, Мамаев [22], Мельзер, Левицкий и другие; а также немало молодых [будущих] генералов [23], которые потом служили советниками у Чан Кайши [24] и военными атташе в странах Азии» [25].
За 20 лет своего существования Восточный / Специальный факультет Военной академии РККА им. М.В. Фрунзе прошел эволюцию от факультатива по подготовке командиров РККА и дипломатических работников (военные атташаты, Иностранный отдел ГПУ [26], НКИД) со знанием восточных языков до факультета, способного готовить военных разведчиков на всех требуемых направлениях. Из его стен вышли более 600 выпускников, без которых невозможно было бы существование отечественной разведки советского времени и становление современной российской военной разведки. [27]
Примечания:
[1] С назначением в 1921 г. начальником Академии Генерального Штаба РККА М.Н. Тухачевского она была переименована в Военную академию РККА, а в ноябре 1925 г. Академии было присвоено имя М.В. Фрунзе. Нельзя путать с Академией Генерального Штаба РККА, созданной в 1936 г. на основе оперативного факультета Военной академии РККА им. М.В. Фрунзе.
[2] Бармин, Александр Григорьевич (1899–1987), разведчик, комбриг. Занимал высокие дипломатические посты, в том числе генерального консула в Реште (Персия). С 1935 г. — 1-й секретарь полпредства в Афганистане. Позже переведен во Францию, где был резидентом Разведывательного управления Штаба РККА. В июле 1937 г. скрылся и обратился к правительству Франции с просьбой предоставить политическое убежище. Выступал в печати со статьями, разоблачающими политику И.В. Сталина. В 1940 г. переехал в США. Во время 2-й мировой войны служил в армии США рядовым. Был женат на внучке президента США Т. Рузвельта. С 1953 г. — заведующий отделом русской службы радиостанции «Голос Америки». (По материалам кн.: Залесский К.А. Империя Сталина: Биографический энциклопедический словарь. М., 2000, с. 46).
[3] «Специальным факультетом восточных языков» это учреждение никогда не называлось. До 1925 г. оно называлось попеременно «восточное отделение» или «восточный отдел», в 1925–1937 гг. — «Восточный факультет», с 1937 г. — «Специальный факультет». (Прим. П.Г.).
[4] Также — хиндустани, или урду. В то время более распространенным названием было «индустани». (Прим. П.Г.).
[5] Арабский язык преподавался как вспомогательный для изучавших персидский или турецкий языки. (Прим. П.Г.).
[6] Доливо-Добровольский, Борис Иосифович (Осипович) (1873 – ?) — военный-ученый. Окончил Морской кадетский корпус (1893). Служил на Черноморском флоте. Во время Первой мировой войны — в Морском Генеральном Штабе. В 1918 г. — председатель русско-германской комиссии по морским вопросам, в 1919 г. — лектор военно-морского дела на курсах военной разведки при Наркомате морских дел. С 1920 г. — в Академии Генштаба РККА, в т.ч. начальник восточного отдела с 1 августа 1921 г. по 9 августа 1923 г. С 1923 г. — начальник кафедры иностранных языков Военной академии РККА. Автор военно-теоретических трудов. (Прим. П.Г.).
[7] НКИД — Народный Комиссариат Иностранных Дел. (Прим. П.Г.).
[8] Должность посла в РСФСР и СССР до 1941 г. называлась «полномочный представитель», «полпред». (Прим. П.Г.).
[9] Снесарев, Андрей Евгеньевич (1865-1937) — военачальник, разведчик-ученый. Окончил математический факультет Московского университета и Московскую консерваторию (1888), Московское пехотное училище (1890), Николаевскую Академию Генерального Штаба(1899). С 1904 г. — при Генеральном Штабе, преподаватель военной географии в военных училищах. Участник Первой мировой и Гражданской войн. В РККА с 1918 г. В 1919-1921 гг. — начальник Академии Генерального Штаба РККА, в 1921-1930 гг. — ректор и профессор Московского института востоковедения, профессор военных академий. Автор трудов по военной географии и статистике. (Прим. П.Г.).
[10] То есть Афганистан и современный Иран. (Прим. П.Г.).
[11] То есть СССР. (Прим. П.Г.).
[12] То есть современный Пакистан. (Прим. П.Г.).
[13] Белуджистан — географическая область, расположенная на территории современных Ирана и Пакистана. (Прим. П.Г.).
[14] Персия — название Ирана до 1935 г. (Прим. П.Г.).
[15] На восточном отделении с самого начала готовили также специалистов по Китаю и Японии. (Прим. П.Г.).
[16] То есть Александр I. (Прим. П.Г.).
[17] Речь идет о Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг. (Прим. П.Г.).
[18] То есть на Основном факультете. (Прим. П.Г.).
[19] Здесь Бармин снова допускает анахронизм. (Прим. П.Г.).
[20] В 1927-1932 гг. — Хиджаз, Неджд и присоединенные территории.
[21] В оригинале опечатка — Хаимов. В действительности Карим Абдрауфович Хакимов не был слушателем восточного отделения и, вероятно, присутствовал на открытии отделения в качестве гостя. (Прим. П.Г.).
[22] Мамаев, Иван Кириллович (1895-1937) — разведчик; выпускник и преподаватель Восточного факультета. (Прим. П.Г.).
[23] То есть военачальников. Здесь слово «генералов» — анахронизм из-за авторской вольности, так как генеральские звания были введены в РККА в 1940 г. (Прим. П.Г.).
[24] Чан Кайши (1887-1975) — лидер китайских националистов (партия Гоминьдан), находившихся у власти в Китае в 1927-1949 гг., а с 1949 г. — на острове Тайвань. (Прим. П.Г.).
[25] Бармин А.Г. Соколы Троцкого. М., 1997, с. 102-104.
[26] Название советской политической разведки в то время.
[27] Густерин П.В. Восточный факультет Военной академии РККА им. М.В. Фрунзе. Саарбрюккен, 2014, с. 85.
Вас заинтересует
О причинах басмачества
Реформирование советской военной разведки в середине 1920-х — середине 1930-х годов
Моисей Аксельрод как разведчик в странах Ближнего Востока
Трое сирийских военных обучаются в академии Генштаба РФ
180 лет со дня основания Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации