Вот
купить гейнер в ростове по очень низким ценам.
Михаил Никифорович Ефимов. Первый русский дипломированный летчик
В начале ХХ века широкую известность обрело имя летчика Михаила Ефимова. Мир восхищался каждым новым достижением талантливого пилота в небе. И было чему удивляться: молодой рабочий, железнодорожник из России, через три недели после того, как научился летать, улучшил мировой рекорд продолжительности полета с пассажиром, установленный американцем Орвилом Райтом.
И это было только началом блистательного пути русского летчика. В 1909 году Одесский аэроклуб (вскоре после своего создания) приобрел планер. Но никто из состоятельных членов клуба летать на нем не умел и не хотел рисковать. Тогда-то и вспомнили о крепком рабочем пареньке, неизменном победителе мотогонок, мечтавшем о небе.
Михаил Ефимов с первого раза взлетел на планере, а затем совершил плавную посадку… Весь город заговорил о смельчаке. Но вскоре планер убрали в сарай. А Ефимова направили учиться летать на самолете во Францию в школу знаменитого Фармана, так как летчиков-инструкторов в России еще не было.
Анри Фарман в первом же провозном полете понял и оценил богатырски сложенного парня, на все отвечавшего одним русским словом: «Хорошо!» Французам Ефимов нравился, и они скоро назвали его в шутку «мсье Карашо». Уже 7 апреля 191О года Ефимов совершил первый самостоятельный вылет длительностью в 45 минут. До конца месяца он выполнил еще несколько десятков полетов.
Имя Михаила Ефимова не сходило со страниц газет и журналов: он устанавливал мировые рекорды по скорости, дальности, грузоподъемности, точности посадки и продолжительности полета. Русский летчик брал призовые места на международных соревнованиях в Ницце, Будапеште, Реймсе, Вероне. В марте 1910 года он впервые в России демонстрирует публичные полеты на одесском ипподроме. А в сентябре М.Н. Ефимов завоевывает звание лучшего русского летчика на состязаниях Всероссийского праздника воздухоплавания в г. Петербурге.
«Короля воздуха», как теперь стали называть Михаила Ефимова, усиленно приглашают для полетов в разные страны Европы и Америки, иностранные дельцы предлагают ему огромные деньги, но он остается в России. И отдает весь свой талант, все силы делу обучения военных летчиков в Севастопольской (Качинской) авиационной школе.
Осенью 1911 года летчики Севастопольской школы, приняв участие в маневрах Петербургского и Киевского военных округов, продемонстрировали боевые возможности авиации. Михаил Ефимов готовил летчиков к маневрам и сам выполнил много показательных полетов для войск.
Когда началась Первая мировая война, Ефимов стал военным летчиком. За смелые боевые вылеты на разведку и связь, за исключительное мужество, не раз проявленное на фронте, его отметили четырьмя георгиевскими крестами и произвели в офицеры. В перерывах между полетами М.Н.Ефимов работает над проектом двухместного бронированного истребителя.
22 июля 1916 года командир авиадивизиона, где служит Ефимов, отправляет в Ставку телеграмму: "Ввиду выдающихся способностей прапорщика Ефимова управлять быстроходными самолётами прошу перевести его в 4-й отряд истребителей". Командование пошло навстречу, и вскоре М.Н.Ефимов был направлен летчиком-истребителем на Румынский фронт.
Летал Ефимов на французском истребителе "Ньюпор-XI". Это была скоростная и маневренная машина. Однако Ньюпор был строгим в управлении при посадке и взлете. Этот самолет был вооружен пулемётом на верхнем крыле. На таком истребителе Михаил Ефимов выполнил несколько десятков боевых вылетов. Так, 28 сентября 1916 года Ефимов увидел, что 6 вражеских аэропланов бомбят порт Констанцы. Прапорщик Ефимов вступил с ними в бой. Несмотря на численное превосходство, неприятель был вынужден отступить. На следующий день, встретив вражеский истребитель, Ефимов напал на него и, открыв огонь, выпустил весь магазин пулемета. Сбить не удалось, так как много времени уходило на неудобное перезаряжание пулемета.
В 1917 году летчик, прославивший Россию, примкнул к большевикам. Михаил Ефимов становится агитатором, он часто выступает перед летчиками и матросами. По решению ревкома Ефимов был назначен флагманским летчиком гидроавиации Черного моря. В июне 1918 года, когда Севастополь был занят немецкими оккупационными войсками, Ефимов был арестован. Из тюрьмы его освободили в апреле 1919 года части Красной Армии, вступившие в Севастополь.
В июне 1919 года войска Деникина начинают наступление на Крым. Ефимов отступает из Севастополя с политотделом Черноморского флота и отрядом моряков. С боями черноморцы прорываются к Одессе. Но и здесь неспокойно. В августе в городе вспыхнуло восстание белогвардейских офицеров. Одновременно в Одессе высаживается морской десант деникинцев. Ефимов был схвачен белогвардейским патрулем и доставлен в порт. О том, что было дальше, рассказывает один из очевидцев: «Связанного летчика посадили в шлюпку и вывезли на середину акватории порта. В дороге над ним глумились: дескать, слесаря допустили в офицерское общество в авиашколе, а он его предал. Ефимов отвечал, что знает, что его ждет, но спокойно умрет за народное дело. Тогда офицер, командовавший шлюпкой, сказал, что он даст шанс на спасение, и предложил Ефимову добраться вплавь до далекого берега, обещал не стрелять… Его развязали, и он нырнул в море. Но как только голова Ефимова показалась из воды, в него выстрелили». Так погиб крылатый сын России Михаил Ефимов.
Евграф Николаевич Крутень. Первый русский ас
Среди первого поколения русских летчиков одним из самых выдающихся был Евграф Николаевич Крутень. Его по праву можно назвать преемником П.Н. Нестерова, основоположника высшего пилотажа.
Е.Н. Крутень родился в Киеве 29 декабря 1890 года. Окончив Киевский кадетский корпус, а затем Константиновекое артиллерийское училище, 23-летнийм подпоручик Крутень по его просьбе был прикомандирован к 3-й авиационной роте в Киеве, где прошел под готовку в качестве летчика-наблюдателя. После окончания Гатчинской авиационной школы он отличился в воздушных боях против немцев во время Первой мировой войны.
Крутень начинал с разведки и бомбометания, а затем стал одним из первых летчиковистребителей. Весной 1916 года в составе русской авиации были сформированы армейские истребительные авиационные отряды, а затем и фронтовые истребительные авиационные группы. Крутня назначили командиром одного из таких отрядов, а потом и командиром авиационной группы.
Авиагруппа Е.Н. Крутня
Талантливый и бесстрашный летчик за короткий срок только над расположением своих войск сбил 6 вражеских самолетов. Несколько самолетов противника он уничтожил при полетах за линию фронта. В бою, который произошел 26 мая 1917 года, Крутень сбил два самолета противника, что случалось тогда крайне редко.
Вступая в бой, Крутень стремительно атаковал неприятеля и с короткой дистанции расстреливал его. Родоначальник воздушного боя на вертикалях, Крутень выдвинул идею боевого порядка пары истребителей и разработал другие приемы воздушного боя. Он подчеркивал, что основой успеха в воздушном бою являются внезапность атаки, преимущество в высоте и скорости, решительный маневр, осмотрительность, открытие огня с наименьшей дистанции, стремление уничтожить врага. Всего за время войны Е.Н. Крутень сбил лично 15 самолетов противника.
Непревзойденный в первые годы мировой войны мастер воздушного боя, Крутень явился также автором первых работ, посвященных тактике воздушного боя. Его труды «Создание истребительных групп в России», «Воздушным бой», «Тип аппарата-истребителя» и другие пользовались большой популярностью среди авиаторов. Он разработал более 20 способов атаки в воздушном бою. Крутень указывал, что для успеха в воздушном бою самолету-истребителю необходимы большая горизонтальная и вертикальная скорость, маневренность и преимущества в высоте.
Зиму 1916-1917 годов Крутень провел во Франции и Англии, куда был командирован «для совершенствования в летном искусстве». На деле же получилось, что русский летчик сам учил французов и англичан мастерству воздушного боя. Пребывание в этой командировке Е.Н. Крутень описал в книгах «Военная авиация во Франции» и «О чем думалось в Лондоне».
Погиб Крутень трагически, на 27-м году жизни. Это произошло 7 июня 1917 года, когда у его самолета при возвращении из боевого полета отказал мотор. В приказе по войскам Юго-Западного фронта погибший летчик был назван одним из «самых доблестных н отважных». В своем летной деятельности Е.Н. Крутень осуществил многие замыслы П.Н. Нестерова по ведению воздушного боя.
Источники:
Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России. Июль 1914 года — октябрь 1917 года / Дузь П.Д. — М.: Машиностроение, 1989. — 368 с. — С.209.
Келдыш М.В. Авиация в России. Справочное издание. / Келдыш М.В., Свищев Г.П., Христианович С.А. — М.: Машиностроение, 1988. — С. 320-322.
Рыбалко В.В. Первые подвиги. Первые воздушные бои. / Рыбалко В.В., Шишов Л.М. // Крылья Родины: сб. статей. — М.: ДОСААФ СССР, 1983. — С.27, 28, 37.
Вас заинтересует
Былинное имя аса
Тайна удостоверения младшего унтер-офицера Дьяконова
Офицерская воздухоплавательная школа (Волково поле). Гатчина
Боевые награды Российской Федерации. Медаль Нестерова
Перевернутый полет лейтенанта И.И. Кульнева. К 100-летию первого в мире полета вниз головой на гидросамолете