17 декабря по современном российскому календарю незаметно прошел праздник в честь «почты особой важности» – День сотрудников Государственной фельдъегерской службы, которая наряду с ФСБ и другими спецслужбами является «составной частью сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации». Пользуясь столь подходящим поводом надо рассказать о некоторых страницах биографии этой фактически засекреченной «спец-организации».«Заковыристый» термин, в котором соседствуют твердый и мягкий знак, появился в России более двух веков назад. Датой «рождения» российской фельдъегерской службы принято считать 17 декабря 1796 года, когда Павел I подписал указ об учреждении Фельдъегерского корпуса. Это была отдельная воинская часть для выполнения поручений по осуществлению связи, а также специальных поручений Его Величества.
В штате поначалу числился 1 офицер и 13 фельдъегерей. На служивых обрушился вал ответственных заданий – доставка правительственных документов по разным уголкам России и за границу, выполнение личных заданий, получаемых от государя. В итоге потребовалось спешно расширять штаты. С учетом важности их работы фельдъегерей набирали из армейской элиты – из личного состава Лейб-гвардии Кавалергардского, Преображенского, Измайловского, Семеновского и других гвардейских полков.
Чаще всего императорским фельдъегерям поручали возить секретные бумаги. Кроме того именно они доставляли крупные партии денег, драгоценностей, сопровождали к месту ссылки самых опасных государственных преступников, во время войны привозили в действующую армию ордена для награждения героев...
Фельдъегерская служба оказалась чуть ли не единственным госучреждением, которое пережило все российские катаклизмы ХХ века. Хотя власть в стране сменилась, но ведь секретные документы не исчезли, и доставлять их все равно надо! «Старорежимная» фельдслужба после революции обслуживала сперва Временное правительство, а потом и товарищей-коммунистов.
2 мая 1918-го на базе Фельдъегерского корпуса создали Службу внешней связи при Управлении по командному составу Всероссийского Главного штаба. Позднее, в августе 1921 г. была образована фельдъегерская часть в структуре ВЧК, преобразованная вскоре в Фельдъегерский корпус. На него была отныне возложена доставка иногородней корреспонденции СНК, ЦК ВКП(б), ВЦИК, ВЦСПС, важнейших наркоматов, Госбанка. Кроме того большевики придумали спец-курьерам и еще одно дело: в предвоенные годы учетные карточки членов ВКП(б) пересылались из райкома в райком только при помощи фельдъегерской связи!
За 200 с лишним лет в нашей стране лишь единожды была предпринята попытка упразднить фельдсвязь. Никита Хрущев, желая «сэкономить», решил было передать обязанности военных курьеров их гражданским коллегам. Но высшие инстанции в СССР смогли продержаться без фельдъегерей лишь 10 дней. За это время с пересылкой важных бумаг произошла такая путаница, что это стало угрожать безопасности государства. Пришлось в спешном порядке все «отрабатывать назад».
Важнейшее качество для фельдъегеря – самоотверженность. Ведь для сотрудников фельдсвязи та корреспонденция, которую нужно доставить по назначению, бывает дороже собственной жизни. Случись на маршруте какое-нибудь ЧП, каждый из этих людей должен любой ценой сохранить вверенные для доставки документы, не допустить, чтобы они попали в чужие руки. А экстраординарные случаи бывали в практике Фельдъегерской службы не однажды. Вот лишь несколько историй.
В сентябре 1994-го в Москве у пересечения Нового Арбата с Гоголевским бульваром произошла автоавария. У водителя фельдъегерской «Волги» внезапно случился сердечный приступ, и машина на скорости 90 км/час врезалась в столб. Фельдъегеря капитана Оленина при этом сильно покалечило и вдобавок ноги его защемило в искореженном кузове. На место происшествия приехали милиция и «скорая помощь», но истекающий кровью офицер никого к себе не подпускал. Он охранял вверенный ему портфель с документами до тех пор, пока не появился вызванный по телефону сотрудник ГФС и не взял корреспонденцию под расписку.
По инструкции фельдъегеря на маршруте не должны ввязываться в какие-либо конфликты, однако 5 июля 1983 года младшим лейтенантам А. Расчесову и В. Зубовичу, летевшим со спец-документами из Москвы в Таллин, пришлось нарушить это правило. В воздухе двое вооруженных преступников предприняли попытку угона самолета за границу, но офицеры фельдсвязи сумели обезвредить бандитов.
Много опасностей выпало на долю сотрудников в годы Великой Отечественной. Зимой 1942-го из Туапсе в осажденный Севастополь отправились на пароходе двое фельдъегерей со срочными оперативными документами для военного командования. В сорока милях от берега судно подорвалось на мине. Один из офицеров спец-связи погиб, а другой, Г. Филиппов привязал на спину увесистый мешок с документами и бросился в море. Он плавал в ледяной воде, из последних сил держась за обломок доски, но даже не пытался избавиться от поклажи. Лишь несколько часов спустя фельдъегеря спас подошедший к месту трагедии советский сторожевой катер.
К «кондициям» спец-курьеров всегда предъявлялись повышенные требования – не только по части физической подготовки, но и по уровню дисциплинированности.
– Каждый новичок в течение нескольких недель должен заниматься на курсах первоначальной подготовки, – рассказал корреспонденту один из бывших офицеров-фельдъегерей. – Ведь у курьеров фельдслужбы своя специфика: нужно уметь бороться даже с тремя противниками, при этом не выпуская из рук портфеля с корреспонденцией! В такой ситуации упор делается на то, чтобы действовать против нападающих ногами. В числе других, уже отнюдь не боевых приемов будущим фельдъегерям показывают, например, как надо подходить к рабочему столу высокопоставленного чиновника, чтобы у его хозяина не возникло подозрений, что курьер пытается рассмотреть лежащие там документы... Во время службы офицерам ГФС приходится много тренироваться на борцовском ковре, а кроме того зимой лыжные кроссы, летом – бег, плавание... Регулярно в расписании стрелковые упражнения. Они тоже специфические: пробежал 10 метров туда и обратно, отжался, подпрыгнул 10 раз и лишь после этого стреляешь по мишени...
– При следовании по маршруту нужно строго соблюдать технику безопасности, – продолжил мой собеседник. – Если идешь пешком – обязательно держишь свободную от поклажи руку на кобуре с пистолетом... В самолетах, в поездах, на теплоходах для спец-курьеров бронируются удобные места, отдельные купе. Посадка и высадка – отдельно от всех остальных пассажиров. Оказавшись в вагоне, следует сразу же запереться в отведенном помещении. В течение всей поездки – пусть она даже длится несколько дней, – практически никуда не выходишь. Питаться приходится сухим пайком, а спать – только по очереди, чтобы секретная корреспонденция ни на секунду не оставалась без присмотра.
Вас заинтересует
2 сентября - День российской гвардии
1 августа была образована Служба специальной связи России
Военная Фемида (частный случай)
Бундесвер пожаловался на слабую подготовку личного состава
180 лет со дня основания Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации