Как оказалось, представленный для утверждения в парламент РЮО вариант договора, подготовленный группой Леонида Тибилова, был в пух и прах раскритикован представителями самой крупной парламентской фракцией – фракцией «Единая Осетия» (занимает около 60% мест в парламенте). Эту фракцию и возглавляет Анатолий Бибилов. По мнению парламентариев, «президентский» вариант договора «не соответствует интересам республики». Сам Анатолий Бибилов заявляет буквально следующее (цитата
РИА Новости):
(Проект договора) не отвечает долгосрочным интересам (Южной Осетии). Проект договора абсолютно не соответствует своему названию — в нём мало что осталось от союзничества и ещё меньше от интеграции.
Если говорить о проекте договора, созданного под руководством президента Южной Осетии, то документ во многом схож с тем договором, который подписан между Россией и Абхазией. Поэтому договоры, силовые структуры полностью контролируются властями республики, вопросы госбезопасности также решает государство Абхазия, при этом продолжая идти по пути независимости как в политическом, так и в экономическом плане, но при этом расширяя торгово-экономические, гуманитарные, социально-политические и прочие контакты с Российской Федерацией. Классический вариант договора между двумя независимыми государствами-соседями.
Но депутаты от партии «Единая Осетия» говорят о том, что они заблокируют принятие такого проекта, и при этом предлагают свой вариант договора об интеграции и союзничестве. Суть проекта состоит в том, чтобы полностью открыть границу с Россией, передать функции обороны и безопасности российской стороне и сделать всё для полноценной экономической интеграции.
Перед тем как продолжить обсуждение ситуации в Южной Осетии, нужно напомнить о том, что население РЮО составляет около 50 тысяч человек (подавляющее большинство жителей республики имеют российское гражданство), что в парламенте Южной Осетии – 34 места, что официальной валютой в РЮО является российский рубль, и что экономика Южной Осетии на 99% ориентирована на Россию.
Эти статистические данные, а также то, что у Южной Осетии помимо России только один сосед, и этот сосед – Грузия, на самом деле о многом говорят. При 50-тысячном населении и менталитете жителей Кавказа можно говорить о том, что в таком общественном конгломерате все друг друга прекрасно знают. Как говорится, один чихнул – все остальные услышали и приготовились сказать: «Будь здоров!» И это без каких-либо преувеличений.
Мало того, все прекрасно понимают и то, что какой бы вид не имел договор о союзничестве и интеграции с Россией, именно союзничество и именно интеграция с Россией – это единственно разумный выбор для Южной Осетии на нынешнем этапе её развития. В связи с этим, как-то совсем уж странно выглядит попытка южноосетинских политиков устраивать сыр-бор и искать какие-то политические дивиденды в плане подготовки договора о сотрудничестве с РФ. Возможно, ещё более странно здесь выглядит и молчание официальных властей России – ведь договор РЮО собирается подписывать ни с кем-нибудь, а именно с Россией.
Исходя из этого, вырисовываются два варианта подоплёки всей этой истории вокруг проектирования договора.
Вариант первый: России сейчас настолько не до Южной Осетии, что официальному Цхинвалу предлагают всё подготовить самостоятельно, а Москва уже потом разберётся, как поступать в той или иной ситуации (в зависимости от окончательной версии проекта).
Вариант второй: Россия сознательно демонстрирует соблюдение дистанции от политической жизни РЮО, говоря о том, что признанный в своё время суверенитет Южной Осетии – не пустой звук, и политики РЮО обладают достаточными полномочиями и достаточной «взрослостью», чтобы самостоятельно подготовить документ. Это своеобразный абхазский вариант – вариант Тибилова.
Есть и третий вариант. Возможно, выглядит он несколько конспирологично, но в складывающейся ситуации его просто нельзя не рассмотреть. Заключается он в том, что и политические элиты России никак не могут определиться относительно того, как же в будущем воспринимать Южную Осетию? Вероятно, среди упомянутых элит есть (по меньшей мере) две группы, одна из которых ратует за то, чтобы Южная Осетия оставалась на определённой дистанции от России, а другая – за то, чтобы РЮО стала своеобразным внефедеративным субъектом федерации с возможностью будущего вхождения в состав этой самой федерации и уже сегодня частично с правами и обязанностями среднестатистического российского региона. Эти группы не решили всё между собой, и именно даёт повод политикам Южной Осетии сойтись в политической схватке.
Если работает именно третий вариант, то этим группам пора уже определиться. Определиться окончательно с той целью, чтобы подковёрные интриги не привели к тому, что Южная Осетия и вовсе начнёт заглядываться в другую сторону… А желающих посеять смуту даже в крохотной Южной Осетии – кавказском регионе, в котором до сих пор ноют раны войны, в «гуманном» международном сообществе найдётся предостаточно.
Вас заинтересует
Вооружённые силы Южной Осетии могут стать составной частью ВС РФ
Государственная Дума ратифицировала договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Абхазией
Силовые структуры Южной Осетии могут быть влиты в аналогичные ведомства России
Грузия обеспокоена российскими учениями в Южной Осетии
Югоосетинские выборы: вид с российской стороны