2 марта ливийская Палата представителей назначила Халифу Хафтара (Khalifa Haftar), в своё время участвовавшего в свержении Каддафи, верховным главнокомандующим. Этот человек был военачальником в армии Муаммара Каддафи в эпоху чадско-ливийского конфликта, позднее стал одним из лидеров оппозиции. Об этом генерале много интересного рассказал американский журналист Джон Ли Андерсон. По его мнению, Хафтар — человек, отличающийся удивительной гибкостью в вопросах преданности.
Вот
сувениры с нанесением.
25 февраля
ТАСС со ссылкой на «Рейтер» сообщило о выдвижении спикером Палаты представителей Ливии Акилой Салехом Исой на пост главного военачальника страны генерала Халифы Хафтара. В заслуги этому человеку ставится ведение операции «Достоинство» по искоренению терроризма.
2 марта
РИА «Новости» со ссылкой на телеканал «Аль-Арабия» передало об одобрении Палатой представителей кандидатуры Халифы Хафтара на пост главнокомандующего частями правительственной армии.
Журнал
«The New Yorker» опубликовал большую статью Джона Ли Андерсона (Jon Lee Anderson), в которой освещаются любопытные страницы биографии новоиспечённого верховного главнокомандующего.
Материал журналиста, опытного автора, встречавшегося с генералом в Ливии лично, поистине огромен. Это целая повесть. Мы выберем из него основное.
Первый же абзац даёт нам примечательную картинку из жизни оппозиционера.
Оказывается, только в начале 2014 года генерал Халифа Хафтар оставил свой дом в Северной Вирджинии, где он провёл большую часть времени за последние два десятка лет. Часть этого времени, уточняет журналист, Хафтар сотрудничал с Центральным разведывательным управлением США. Затем он вылетел в Триполи, чтобы начать «последнюю войну» за контроль над Ливией.
С начала семидесятых годов Хафтар участвовал почти во всех значительных конфликтах в стране и получил «непревзойдённый боевой опыт», попутно отличившись «крайне гибкой личной преданностью».
Генерал Хафтар мнит себя кем-то вроде египтянина ас-Сиси и обещает уничтожить исламистские силы, а затем принести мир и стабильность, для чего ему, правда, нужно усилить собственную армию.
Джон Ли Андерсон побывал на одной из баз генерала в начале зимы. Его доставили туда «боевом на вертолёте российского производства». Хафтар обитает «в безупречном обставленном офисе»: тут и целый комплект бежевых диванов, и ковёр в соответствующих тонах. Генерал носит «старомодные усы». Несмотря на униформу цвета хаки, он больше смахивает на школьного учителя-пенсионера, нежели на «тирана, поставленного американцами», как характеризуют его враги.
Генерал, которому уже за семьдесят, объяснил журналисту, с какой целью он вернулся из США в Ливию.
После участия в восстании 2011 года против Муаммара Каддафи он пытался найти себе место в политике новой Ливии, однако это ему не удалось. Он улетел обратно в Вирджинию, где «наслаждался общением с внуками».
Но в Ливии дело было плохо. Страна «тонула», управляемая «слабыми правительствами». Прошлым летом исламистские экстремисты захватили Бенгази. В жестокой резне убийцы истребили около двухсот семидесяти юристов, судей, активистов оппозиции, офицеров, в числе которых были и некоторые старые друзья и сослуживцы Хафтара (из армии и полиции). Генерал расстроился и подумал: «Мы свергли Муаммара, но что мы получили взамен?»
В Триполи ему сказали: «Мы ищем спасителя. Где он?» Он ответил: «Если я получу одобрение народа, то буду действовать».
Журналист иронизирует, называя этого человека «спасителем-самозванцем», который «любуется» сам собой.
Впрочем, его история куда сложнее, чем можно себе представить. Тут есть что взять на заметку.
Ещё будучи курсантом, в 1969 году молодой Хафтар участвовал в перевороте, организованном М. Каддафи против ливийской монархии. Затем Хафтар стал одним из высших офицеров Муаммара. «Он был мне сыном, — как-то сказал Каддафи в интервью, — а я был его духовным отцом».
В 1987 году, когда Ливия воевала с Чадом, Каддафи сделал Хафтара командиром. В Чаде погибли тысячи ливийских воинов. Четыреста человек из людей Хафтара попали в плен. Однако Каддафи публично отрёкся от военнопленных. Хафтар был в ярости, и призвал своих людей присоединиться к нему и устроить государственный переворот. В 1988 году он связался с «Национальным фронтом спасения Ливии», действующим в Чаде при поддержке ЦРУ. Вскоре после этого он был выпущен из чадской тюрьмы, где находился.
Деятельность Хафтара в Чаде была бесславной. Два товарища по заключению рассказали, что те, кто отказался присоединиться к перевороту, остались томиться в тюремных камерах. Хафтар, называвший себя военным комендантом Фронта спасения, спланировал вторжение в Ливию, но Каддафи переиграл его, устроив в Чаде «разрушительный переворот». ЦРУ осталось с носом. Цээрушникам пришлось перебросить самого Хафтара и триста пятьдесят его людей в Заир, а потом и в Соединённые Штаты. Ливиец получил гражданство и остался в США, где и прожил следующие 20 лет.
Да, славы на этом не наживёшь.
Какое-то время он был тесно связан с ЦРУ, предпринимавшим то и дело усилия через Фронт спасения по свержению Каддафи, плодя заговоры. Впрочем, Каддафи и тут обыграл своего противника: кое-кого в Ливии схватили и казнили.
Жил Хафтар в Вирджинии совсем не бедно, но никто не знал, откуда у него деньги. В Ливию он не возвращался, опасаясь казни. Всё изменилось лишь в 2011 году, когда положению Каддафи было трудно позавидовать. Есть мнение, что Хафтар поехал в Триполи не по своей воле, а отправился в командировку от ЦРУ.
В 2012-2013 годах полуразрушенная Ливия стала погружаться в быстрый упадок. Исламисты рвались к власти. Повстанцы не собирались складывать оружие. В декабре 2013 года в стране ввели законы шариата в качестве источника всех законодательных актов.
Хафтару всё это очень не нравилось. В феврале 2014 г. он появился на телевидении и сообщил об одностороннем роспуске парламента и создании «президентского комитета» и кабинета, который будет править до новых выборов. Его действия имели все признаки государственного переворота, однако у Хафтара не было возможностей сделать переворот по-настоящему. Над ним просто смеялись.
Тем временем Хафтар не сидел сложа руки. Он создавал собственную армию, и его поддерживали «старые военные товарищи». В мае 2014 г. он начал операцию «Достоинство», направленную на «устранение экстремистских террористических групп» в Ливии. Вскоре после этого его войска заняли здание парламента в Триполи.
Наступление Хафтара приветствовали многие ливийцы, которые разочаровались в предыдущих властях. Тем временем противостояние усилилось, исламисты наступали.
Есть сведения, что державы региона активизировали помощь армии Хафтара. По некоторым сообщениям, он получал оружие и финансирование из Египта от «ярого антиисламиста» генерала ас-Сиси. Также оружие и деньги шли, по слухам, из Саудовской Аравии и из Объединённых Арабских Эмиратов. Ливийские экстремисты-исламисты тоже без оружия и денег не сидели: их снабжали тем и другим Катар и Турция, поддерживавшие «Братьев-мусульман». Шла война за интересы «чужими руками».
Когда-то полковник Каддафи делал «грандиозные жесты», украшая Ливию. Но современная Ливия превратилась в помойку. Новые дома строятся из цементных блоков, их даже не покрывают краской. Мусор выбрасывают прямо на улицы. Революционеры вели себя как тупые варвары: разрушили бульдозерами дворец Каддафи. В стране царит опустошение и разруха. Древнейшие скульптуры разломаны на куски джихадистами.
Хафтар обещает уничтожить исламистов, которых он однажды уже победил в Бенгази. «Мы используем все имеющиеся в нашем распоряжении средства, чтобы уничтожить их», — сказал он американскому журналисту. Переговоры вести с джихадистами он не собирается. «Никакого диалога!»
Вашингтон от «абсолютистской тактики» Хафтара старается отмежеваться. Высокопоставленный чиновник администрации сказал Андерсону, что «правительство США не имеет ничего общего с генералом Халифой Хафтаром».
Бенджамин Родс, заместитель советника по национальной безопасности и близкое доверенное лицом Обамы, считает, что ситуация в Ливии тревожна.
Сам журналист побывал в Триполи. И хотя местные жители шутили, что его могут похитить и лишить головы исламисты, он жил там некоторое время, пил кофе на улице и делал репортажи. В отличие от многих других городов и посёлков в Ливии, в Триполи обнаруживается «нормальный образ жизни», пишет он.
Кстати, многие из сторонников Хафтара в Восточной Ливии считают, что «Братья-мусульмане» плетут нити международного заговора, опираясь на США. Они хотят контролировать Ближний Восток. Считается, что Обама близок к «Братьям» и их поддерживает. Тому пример — предыдущее правительство Египта.
Есть также мнение, что Хафтара ждёт участь Каддафи.
Однако на своей базе генерал уверенно говорит о своём плане по «очищению страны». Вместе с тем он сетует на отсутствие помощи со стороны Соединённых Штатов. Да и Саудовская Аравия помогает слишком скромно. А ведь армия Хафтара растёт очень быстро, и ей нужно всё больше оружия и средств.
«Мы очень богатая страна, — сказал он Андерсону. — Мы хотим, чтобы наши люди имели хорошие дома, хорошие школы. У нас есть нефть, золото, уран и море песка. Это невозможно, чтобы Ливия осталась на планете в одиночестве».
Тем временем, добавим в заключение, Ливия продолжает бороться с исламистским терроризмом. Из последних новостей известно, что Ливия попросила Совбез ООН снять эмбарго на поставки вооружений. Или сделать временное исключение: армии необходимо оружие, чтобы воевать с боевиками «Исламского государства» и другими вооружёнными группировками исламистов. Представитель Ливии в ООН Ибрагим Даббаши
сказал прямо: молчание международного сообщества позволило усилиться террористическим группировкам.
Уж не Обамы ли молчание?
Обозревал и переводил Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Жертвы на сырьевой алтарь. Запад готов к новой операции в Ливии
Ливийские военные заявляют, что химическое оружие времён Каддафи попадает в руки радикальных группировок
Ливия: от войны к войне
США направили в Средиземное море десантный корабль в связи с обострением ситуации в Ливии
Украинские наемники в Ливии: правда или миф