Вот
детские коляски джедо.Шлем с пластинчатым назатыльником и наушами. Больше всего похож на турецкий шишак (чечак), т.е. то, что на Руси называли иерихонкой, ерихонкой или ерихонской шапкой. Этимология названия точно не установлена.
Годы производства: около 1490-1500 гг., хотя украшение и некоторые элементы сделаны позднее, в XVI веке. Вес 3,150 кг. Диаметр по внутренней стороне ранта — 23,5 см. На шлеме видны следы рубящих ударов, в том числе сильных.
Атрибутирующих знаков, позволяющих установить место производства или имя владельца, на шлеме нет. Вероятнее всего, шлем изготовлен в Турции или Московской Руси. Некоторые элементы узора орнамента напоминают арабские буквы, хотя это больше похоже на имитацию, чем на осмысленные надписи. Если шлем имеет отношение к Московской Руси, то его владельцами в XVI-XVII вв. могли быть только представители богатого и знатного русского рода.
Тулья сфероконической формы откована из одного листа стали (цельнокованая). Нижний край тульи имеет утолщение — рант. Спереди к шлему приклепан на шести заклепках из медного сплава защитный остроконечный козырек-полка, изготовленный из изогнутой под прямым углом стальной пластины. В центре козырька — сквозное прямоугольное отверстие, служащее для прохода стержня наносника (носовой стрелки). Наносник проходит через козырёк и фиксируется по длине посредством винта. Науши могут быть соединяться друг с другом ремешком под подбородком.
Конструкционно шлем очень похож на сохранившиеся шлемы подобного типа русской знати XVI-XVII вв., как собственного производства, так и турецкого импорта.
Шлем-иерихонка царя Михаила Фёдоровича Романова (1596—1645). Изготовлен во второй половине XVI века. Переделан в 1621 году мастером Оружейной палаты Никитой Давыдовым. Наверху наносника сделано украшение в виде покрытой цветной эмалью фигурки архангела Михаила — покровителя русского воинства. На шлеме (ближе к вершине) выгравирован фрагмент 13-го аята 61-й суры Корана: "Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и близкой победы". Оружейная палата Московского Кремля
Шлем-иерихонка царя Алексея Михайловича (1629—1676). Наверху наносника сделана декоративная вставка с арабской тугрой: "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухамед — пророк его", а по нижнему краю фрагмент 255-го аята суры "аль-Бакара" Корана: "Аллах — нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон". Оружейная палата Московского Кремля
В основном такой тип шлема был распространен в Московской Руси с XVI века. Считается, что иерихонки попали на Русь прямо из Турции. Большинство сохранившихся иерихонок XVI-XVII вв. имеют турецкое происхождение.
С XVII века все большее распространение в Русском государстве получают шлемы с невысокими полусферическими или куполовидными тульями, очевидно, под западным влиянием, которые принято сейчас называть шишаками. Таких шлемов русского происхождения сохранилось до наших дней немного. А те, которые сохранились, часто богато украшены позолотой и серебром (а иногда и драгоценными камнями), так как принадлежали представителям высшей знати.
Шлем-шишак князя, предводителя Семибоярщины Фёдора Ивановича Мстиславского (XVI век — 1622 г.). Музей Топкапы, Стамбул
Вас заинтересует
Савойяр
Миланский доспех мастера Помпео делла Чиеза конца XVI в.
Разработанные общевойсковые шлемы нового поколения скоро поступят на вооружение Российской армии
Защитный шлем нового поколения для летчиков ПАК ФА будет создан до конца этого года
Для служебного пользования: Череп, каска, шлем