Как передаёт канал
«Euronews», переговоры 16 марта в Брюсселе по ядерной программе Ирана завершились без практических результатов.
В понедельник глава иранского МИДа Джавад Зариф в столице ЕС консультировался со своими визави из Франции, Великобритании и Германии. «Евроньюс» указывает, что чиновники ЕС назвали диалог «позитивным», но всё же признали расхождения по ключевым ядерным вопросам.
Телеканал цитирует представительницу ЕС по внешней политике Федерику Могерини: «Мы обсудили все существующие до сих пор разногласия и пути продвижения вперёд. Теперь Зариф возвращается в Швейцарию, и переговоры будут проходить на техническом уровне между политическими координаторами, начиная со среды и дальше». На вопрос о том, появилась ли у неё уверенность в достижении договорённостей с Ираном, госпожа Могерини ответить затруднилась.
17 марта
«Голос Америки» передал заявление главы ядерного ведомства Ирана. Он сообщил, что на переговорах в Швейцарии власти ИРИ достигли взаимопонимания с США и их партнёрами по большинству вопросов.
Правда, Али Акбар Салехи отметил, что у сторон осталось существенное разногласие. Уточнений не последовало.
Высокопоставленный представитель администрации США, чьё имя не называется, заявил, что не ясно, удастся ли сторонам заключить рамочное соглашение к 31 марта. «Ирану еще предстоит принять несколько непростых, но необходимых решений», — сказал аноним.
Напомним, что страны-посредницы и представили Тегерана ранее заявляли, что планируют договориться об условиях соглашения по ядерному досье ИРИ до 31 марта 2015 года.
18 марта на сайте
«Росбалта» появилось другое заявление иранской стороны.
Как сообщила представительница МИДа Ирана Марзие Афкхам, на переговорах 18 марта был достигнут прогресс по техническим аспектам. Между тем дискуссии по политическим вопросам продолжаются.
По её словам, переговоры «шестёрки» международных посредников и ИРИ достигли «крайне чувствительной и сложной» фазы.
Глава МИДа Ирана Джавад Зариф отметил, что участникам переговоров потребуется продолжить работу на следующей неделе.
На колу мочало, начинай с начала.
А тем временем в Саудовской Аравии…
16 марта
«Би-би-си» привела заявление влиятельного члена королевской семьи Саудовской Аравии принца Турки Фейсала. Он заявил, что сделка по ядерной программе Ирана может побудить другие страны региона начать выработку ядерного топлива.
В интервью «Би-би-си» он без обиняков сказал, что если Ирану разрешат разрабатывать ядерную программу, Саудовская Аравия и другие государства будут добиваться аналогичного права.
«Я всегда говорил, что чем бы ни закончились эти переговоры, мы будем требовать того же, — цитирует
«Би-би-си» Фейсала. — Поэтому если Иран получит разрешение на обогащение урана до какого-то уровня, не только Саудовская Аравия будет претендовать на такое же разрешение».
Кроме того, Фейсал сказал, что американский госсекретарь Д. Керри был поставлен в известность об озабоченности арабских стран как разработкой Ираном оружия массового поражения, так и поддержкой Ираном региональных шиитских группировок. «Иран уже выступает провоцирующей силой в разных региональных конфликтах арабского мира — будь то Йемен, Сирия, Ирак, Палестина или Бахрейн», — уточнил принц.
О том, откуда может появиться ядерное оружие у Садовской Аравии, рассказывала ещё в 2013 году газета
«Известия» со ссылками на ту же компанию «Би-би-си».
Источником ОМП может явиться Пакистан. Именно оттуда саудиты могут получить ядерное оружие «в случае возникновения острой необходимости». Бывший советник Барака Обамы по вопросам борьбы с распространением ядерного оружия Гэри Сэймор отметил, что в Эр-Рияде уверены в существовании договора с Пакистаном.
Потому, добавим от себя, «разработка» ядерной программы, о которой говорят сегодня в Эр-Рияде, на деле будет представлять реализацию старого плана с участием ядерной державы — Пакистана. Не исключено, что саудиты рассчитывают опередить Иран, который они подозревают в налаживании производства ядерных бомб.
Речь идёт об ответе бомбой на бомбу, пишут обозреватели
«Взгляда» Марина Балтачёва и Юрий Богданов.
О таком ответе говорил король Саудовской Аравии Абдалла (ныне покойный) ещё в 2012 году. Он заявлял: «Если они получат ядерное оружие, мы тоже сделаем ядерную бомбу».
Критики Ирана считают, что Тегеран должен полностью свернуть ядерную программу, чтобы не провоцировать региональную гонку вооружений.
«Взгляд» напоминает, что Саудовская Аравия не сидит сложа руки. Накануне были подписаны соглашения с Южной Кореей: в их рамках на территории королевства будут разрабатываться ядерные объекты. Кроме того, Эр-Рияд договорился с Китаем, Францией и Аргентиной по поводу развития своей ядерной программы. Договорённости устанавливают, что на Аравийском полуострове в течение двадцати лет будут возведены 16 ядерных реакторов.
«Мы присутствуем при начале очень серьезной конфронтации: между суннитским и шиитским исламским фундаментализмом. Шииты, которые на протяжении тысячи лет были загнанными, угнетёнными, презираемыми, сейчас встали на ноги. Стало ясно, что это новая сила, с которой приходится считаться», — сказал газете «Взгляд» политолог, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский. И выдал прогноз: «Если Ирану договориться не удастся, чтобы снять со страны санкции, дать доказательства, что он не собирается создавать бомбу, тогда Иран на всех парах пойдёт к созданию условий для производства бомбы». Эксперт добавил: «…если Иран создаст бомбу, уравновесить можно будет только своей бомбой. Уже были сообщения, что у них какие-то контакты с Северной Кореей, а корейцы за большие деньги сделают всё, что угодно».
Что может случиться дальше? Если надежда на переговоры рухнет, отметил эксперт, у США не будет претензий по поводу ответных мер саудовцев. С другой стороны, если ядерная бомба окажется и у Ирана, и у саудовцев, то «подтянутся» Турция, Египет, Алжир и другие государства региона, и «идея ядерного нераспространения полетит в тартарары».
Что касается идущих в Лозанне переговоров по ядерной программе Ирана, то, вероятно, встреча стран-посредниц и представителей ИРИ продолжится после Навруза.
Представитель иранского МИДа, пожелавший остаться неназванным, сказал 18 марта
РИА «Новости», что Тегеран не исключает нового раунда переговоров по ядерной программе до конца марта, если стороны не договорятся к 24 марта.
«Если сторонам не удастся прийти к соглашению к 24 марта, вероятно, мы соберёмся на следующей неделе, после Навруза», — заявил собеседник агентства.
Также он сообщил, что ведущиеся переговоры — «очень серьёзные и сложные».
Итак, маловероятно, что стороны договорятся в ближайшие дни. Очевидно, что Иран не идёт на уступки Соединённым Штатам, а Вашингтон не желает уступать ни в чём Тегерану. Ранее Б. Х. Обама обещал, что в своё президентство он не допустит, чтобы Иран стал ядерной державой. Помимо международной обстановки, Обама вынужден учитывать и интересы своих региональных союзников — Израиля и Саудовской Аравии. Превращать Ближний Восток в очаг возможной ядерной катастрофы не желает никто, однако и отказ от ядерной программы — не выход для Ирана, которому нужна энергия. Однако Ирану нужно и избавление от удавки западных санкций, а оно придёт только после договорённости по ядерной программе…
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Саудовская Аравия и её «ядерное оружие
Аятолла Хаменеи и «ядерный вопрос
Духовный лидер Ирана: США нельзя доверять в вопросах снятия санкций
Ядерные переговоры: день последний
Глава Пентагона: договоренности по Ирану не отменяют ЕвроПРО