Вот
http://radost.su/shop/index.php?route=product/product&path=65&product_id=772 .В конце мая стало известно, что Киеву, возможно, удастся договориться со своими внешними кредиторами о реструктуризации долга, однако это вряд ли поможет Украине. «Экономика Украины – катастрофа. Ее демография еще хуже» – так называется материал, опубликованный в американском издании Forbes. Об этом пишет
Свободная пресса (СП).
«
С 2014 по май 2015 года население Украины (с учетом Крыма) сократилось на 250 тысяч человек. Причем по официальной статистике, это связано не столько с войной в Донбассе, сколько с естественными причинами – смертность намного превосходит рождаемость. Если к этим цифрам прибавить беженцев из восточных регионов, а также неучтенные десятки тысяч людей, которые покинули страну в поисках лучшей жизни, то 250 тысяч легко могут превратиться в миллион», – пишет автор.
Улучшения ситуации не предвидится. В этом году смертность немного сократилась, зато рождаемость упала сразу на 12 % по сравнению с 2014 г.
В 1993 г. количество населения на Украине составило 51,9 млн. чел., в 2013 – 45,3 млн., а на 1 июня нынешнего года (с учётом потери Крыма) – 42,8 млн. По прогнозу ООН, к 2050 г. в «незалежной» может остаться лишь 34 млн. граждан.
А вот российский эксперт,
главный редактор портала demographia.net Игорь Белобородов полагает, что эта цифра может быть ещё ниже.
«В самом начале этого политического кризиса и событий вокруг Крыма, еще до появления первых очагов напряженности в Донбассе, автор Forbes Марк Адоманис черным по белому написал, что Евросоюзу и США ни в коем случае нельзя брать под крыло Украину, поскольку это крайне проблемное государство. Они обязательно столкнулись бы с трудностями, даже в условиях мира и полного согласия внутри страны, что в случае с Украиной очень сложно себе представить. Все 24 года там что-то происходит. Есть даже такое понятие, как "украинизация политики". Так вот, даже при условии фантастических позитивных изменений, демографическая динамика Украины такова, что кто бы ни взял ее на попечение, она станет тяжелым бременем.
Во-первых, в этой стране один из самых низких уровней рождаемости в мире. Во-вторых, там очень большая миграция. В-третьих, крайне низкая продолжительность уровня жизни, значительно уступающая и России, и другим странам постсоветского пространства, включая государства Средней Азии. Все это, помноженное на высокий уровень абортов и разводов, делает Украину демографическим аутсайдером. Эта страна сегодня воспринимается специалистами, как совершенно маргинальное, демографически бесперспективное государство.
Нельзя сказать, что Украина в своих проблемах едина. К сожалению, и Белоруссия, и Россия, и прибалтийские страны тоже имеют значительные демографические трудности. Но то, что происходит на Украине, это действительно драма. Темпы вымирания населения здесь не сопоставимы, пожалуй, ни с каким государством мира. Даже в Сирии, где полномасштабные боевые действие ведутся гораздо дольше, а поток беженцев не меньший, демографическая ситуация немного лучше, потому что там есть надежда на воспроизводство населения хотя бы в некоторых его слоях. На Украине ничего подобного не предвидится. Поэтому когда украинские националисты рассуждают о том, что им необходимо освоить Донбасс, вернуть Крым, а есть такие бравые ребята, которые хотят пойти в наступление на Россию и забрать у нас Кубань, Воронеж, Курск, хочется задать резонный вопрос – откуда им взять демографические ресурсы для того, чтобы выполнить такие исторические свершения?
Помимо сокращения, есть еще и проблема старения населения. Учитывая, что миграции подвержено, как правило, молодое и активное население в репродуктивном и трудоспособном возрасте, в стране остаются люди преклонных возрастов, которые очень часто воспитывают брошенных родителями-мигрантами детей. Вот такая безрадостная зарисовка нынешней украинской жизни».
СП: «Получается, что только гражданскую войну винить в демографическом кризисе нельзя?
«Безусловно, боевые действия в каком-то смысле отягчающее обстоятельство, но никак не причина. Даже наоборот, можно предположить, что именно разница в ментальности и изменение семейных устоев, кризис института семьи во многом ответственен за уровень агрессии в обществе. Практика разводов, абортов и малодетности подразумевает появление большего числа эгоистов».
СП: «Почему?»
«Это психологически объясняется очень просто. Когда у человека нет братьев и сестер, ему просто не о ком заботиться, и он вырастает достаточно непримиримым в своих убеждениях и мировоззрении. Это мы и видим сегодня на Украине. И Восток, и Запад совершенно не готовы к компромиссу. Война – это не причина, а одно из следствий демографического кризиса, и далеко не последнее, к сожалению».
СП: «Можно ли согласиться с прогнозом ООН о том, что к 2050 году на Украине останется 34 миллиона населения?»
«Прогнозы – дело неблагодарное. Никто не может сегодня сказать, как себя поведет население. Но в сложившихся условиях, при отсутствии политики по укреплению семьи и увеличению рождаемости, прекращению массовой эмиграции за рубеж, этот прогноз может оказаться даже оптимистическим. Сегодня нет никаких сдерживающих факторов, которые помешали бы Украине к 2050 году иметь не 34, а 26-28 миллионов человек. В том и проблема, что плохое демографическое положение – это мина замедленного действия, которая в определенный момент может взорваться. Возможен эффект снежного кома, когда в результате обвала рождаемости, мы получим очень сильное эхо через поколение – к 2050 году. Возможно, к тому времени мы даже увидим совершенно другую Украину, просто потому, что будет недостаточно людей для освоения этой сравнительно небольшой части суши».
Вас заинтересует
Украина: стратегическая слепота ЕС ("Yenicag", Турция)
Об опасности ложной демографии
Украина: стратегическая слепота ЕС ("Yenicag", Турция)
Демографическая проблема как угроза русской цивилизации
Китай: старики, дети и национальная мечта