Вот
http://www.stiik.ru/info/obuchenie_kosmetologov.В конце прошлого года в мире появился проект нового международного газопровода. Первого декабря на пресс-конференции в Анкаре Владимир Путин объявил журналистам, что Россия прекращает работы по «Южному потоку», а объёмы газа порядка 50-60 млрд. кубометров переориентирует на Турцию. Здесь обустроят хаб для дальнейшего распределения газа по южной Европе. Новую магистраль протяженностью 1100 километров назвали «Турецкий поток».
Новые партнёры затянули торг
Эта пресс-конференция обозначила две очевидные вещи. Во-первых, несмотря на препятствия, чинимые Еврокомиссией, Россия не отказалась от расширения поставок газа на Юг Европы. Во-вторых, вместе с истечением срока соответствующего договора украинский транзит уже точно перестанет действовать в 2019 году. Журналисты президентского пула, сопровождавшие Владимира Путина в его визите в Турцию, поспешили растиражировать новость, как прорыв в газовой политике России. Однако вопросы к новой идее появились сразу. Главный среди них — а чем собственно Турция лучше транзитёр, чем Украина? Тем более, что у наших стран разные взгляды на некоторые острые международные проблемы, например, сирийскую, иранскую?
Ответ получили довольно скоро. Уже через десять дней министр иностранных дел Турции Мовлуда Чавушоглу заявил Интерфаксу: «Мы рассмотрим и оценим предложение Владимира Путина по новому газопроводу через Турцию. Но приоритетом для Турции является проект TANAP» (Трансанатолийский газопровод из Азербайджана через Грузию в Турцию). Похожее мнение публично высказал и министр энергетики Танер Йылдыз.
Стало ясно — турки поняли, что решение В.Путина продиктовано не столько рациональными резонами, сколько безысходностью тупика, куда загнали европейцы многообещающий для нас «Южный поток». Решили торговаться по максиму — по ценам, преференциям, возможностям влиять на газовую политику России. А в это время в болгарском Бургасе с прошлой осени стояли нанятые «Газпромом» две специализированные платформы-трубоукладчики итальянской компании Saipem SpA, и газовый концерн ежедневно оплачивал их простой. По сведениям «Коммерсанта», из-за задержки «Турецкого потока» только на аренде трубоукладчиков «Газпром» уже потерял несколько сотен миллионов евро.
К началу мая турки добились скидки в цене. Стороны договорились о стоимости газа в соответствии с нефтяной индексацией. Цена одного кубометра упала до $ 260. Больше того, новое соглашение будет действовать задним числом, с 1 января. Значит, «Газпром» должен вернуть туркам часть уже сделанных ими в 2015 году платежей — порядка $250-300 млн.
Однако и после этих уступок проект реально не продвинулся, а забуксовал в многочисленных согласованиях маршрутов, графиков, точек входа в экономические и территориальные воды Турции. Притом, что эта первая нитка газопровода не рассчитана на транзит в Европу, она полностью пойдёт на потребление субъектами турецкой экономики. Как бы там ни было, сроки окончания строительства магистрали серьёзно сдвинулись. Эксперты теперь называют в качестве оптимистичного прогноза — начало 2017 года.
«Газпром» делает выводы
То, что наш газовый концерн попал в турецкую зависимость, стало очевидно не только россиянам. Напряглись и европейцы. Что бы нам ни говорили их политики, российский газ Европе нужен. Истории про то, как новые домовладения переходят на альтернативные виды возобновляемого топлива, конечно, интересны обывателю. Однако газ нужен не только для отопления жилищ или кипячения чайников на плитах. Основными его потребителями в последние годы стали предприятия химической промышленности. В Германии это, например, транснациональный концерн БАСФ с годовыми объёмами продукции в 80 млрд. евро и штатом в 110 тысяч человек.
Что значит газ для экономики — видно на примере Украины. Здесь в последнее время его потребление сократилось почти вдвое. А причина простая: из-за кризиса остановились предприятия, выпускающие азотные удобрения. Схожая картина и по Прибалтике. И это лишь одно направление использования газа. Для экономики стран куда большее значение имеет получение из природного газа различных органических веществ, например, пластмасс или моторного топлива.
Словом, газ Европе нужен, поэтому кроме турецкого направления «Газпром» активно работал над дальнейшим развитием своего северного маршрута. И это дало результат. В дни Петербургского международного экономического форума наш газовый концерн достиг договорённости с европейскими компаниями о строительстве газопровода «Северный поток-2» мощностью 55 миллиардов кубометров в год. Эту работу с «Газпромом» сделают немецкая E.ON Ruhrgas, англо-голландская Shell и австрийская OMV.
У новости есть примечательная особенность: австрийцы на нашем северном направлении появились впервые. Ожидалось, что после окончания украинского транзита газ к ним придёт по «Южному потоку», после его остановки — по «турецкому». Появление OMV на Балтике свидетельствует: риски турецкого транзита перевешивают для неё стоимость доставки газа по магистралям Германии.
OMV — серьёзный игрок на рынке углеводородов. Её по праву считают крупнейшей нефтегазовой компанией Центральной Европы. Она ведёт разведку и добычу нефти в 17 странах мира. OMV принадлежат газопроводы протяжённостью 2000 километров. В год она продаёт 40 млрд. кубометров газа. Похоже, «Турецкий поток» потерял такого солидного партнера.
Вместе с тем оживились конкуренты «Газпрома». Как пишет The Financial Times, на следующей неделе Франция, Испания и Португалия готовы заключить договор, нацеленный на расширение экспорта в Европу газа из Алжира. По заявлению министра промышленности, энергетики и туризма Испании Хосе Мануэля Сория, увеличивая импорт газа на этом направлении, Евросоюз может заменить примерно половину поставок из России, которые сейчас идут через Украину. Проложенный по Испании магистральный газопровод Midcat сегодня заканчивается в семидесяти километрах от французской границы, так что связать его с остальной Европой большого труда не составит. А ресурсная база Алжира оценивается в 55 миллиардов кубометров. Сейчас активно используется только половина.
Проект медленно двинулся
Очевидная и демонстративная медлительность турок вместе с их публичными заявлениями, приведенными выше, принесли серьёзный ущерб новому проекту. В Анкаре хоть с опозданием, но поняли это. На неделе СМИ захлестнул вал информации. Сообщалось, что «Турция и Россия договорились до конца июня подготовить все юридические документы относительно начала строительства морского участка «Турецкого потока», «Власти Турции дали разрешение на проведение инженерных изысканий по морскому участку российской газотранспортной магистрали «Турецкий поток», «Российская и турецкая стороны намереваются подписать соглашение по строительству газотранспортной магистрали «Турецкий поток» в начале июля 2015 года». Появилось даже сообщение, что австрийская OMV будет участвовать в строительстве «Турецкого потока». В самой компании эту информацию не подтвердили, оговорившись, что OMV займется поставками российского газа европейским потребителям, что, впрочем, можно делать и в рамках проекта «Северный поток-2».
… «Турецкий поток» сдвинулся с мёртвой точки. В «Газпром» вернулся оптимизм. Здесь даже заговорили о запуске первой нитки новой магистрали в 2016 году. Только осадок от сюрпляса на старте проекта остался, и европейцы уже сводят свой баланс, в котором объемы новых газопроводов на Севере (напомню — 55 млрд. кубометров) и алжирского Midcat (25 млрд.) вполне перекрывают те 45 миллиардов кубометров «Турецкого потока», на которые может сегодня рассчитывать Европа. Останутся ли приведённые подсчёты кабинетной математикой или реально повлияют на перспективы поставок «Газпрома», это зависит от того, насколько теперь изменится политика турецких партнёров нашей газовой монополии…
Вас заинтересует
Операция "Труба"
"Газпром" - Евросоюзу: хотите российского газа - шевелитесь
Пушков: Украина – «самое ненадёжное государство Европы
Газ для Венгрии оказался дороже украинской дружбы
«Южный поток