Единственный способ избежать информационного поражения – уничтожение источников угрозы
В современных условиях глобализации всех видов ресурсов оборона территории только при помощи вооруженных сил без информационной компоненты уже невозможна.
Информационно-идеологические операции комбинируются с собственно вооруженным воздействием, будучи нацелены и на традиционные военные результаты – уничтожение (демонтаж, переориентацию) ВС противника и овладение его территорией. Таким образом, речь идет о целом комплексе вызовов и угроз национальной безопасности.
Пока информационная защита интересов России не дает должного эффекта. Слишком серьезно проигрывали мы на этом поле последние 25–30 лет.
Глобальная перепалка
Изменение массового сознания может в корне подорвать обороноспособность страны, не дать использовать в целях своей защиты даже те ресурсы, которыми Россия обладает. Если духовная сфера искажается или деградирует, общество погибает.
Поскольку воздействие на технические системы государственного и военного управления может быть расценено как прямой акт агрессии с вполне предсказуемыми последствиями, основным способом ослабления национальной и военной безопасности геополитического конкурента, обладающего достаточным военным потенциалом, становится стратегия непрямых действий.
Задача применения информационного оружия состоит в том, чтобы помочь противнику направить имеющиеся у него средства, в том числе технические, против самого себя. Деградация духовной сферы автоматически приводит к снижению потенциала применения технических систем. Материальный базис общества разрушается, социум деградирует. Нарушение защитных барьеров во взаимодействии элементов сложной социальной системы друг с другом приводит к их перепрограммированию и (или) уничтожению.
Нанесение духовной сфере общества информационного ущерба предполагает искажение результатов ее работы таким образом, чтобы получить преимущество в материальной сфере, и приведение ее в состояние, в котором она неспособна выдавать результаты (никакие).
Победителем в этой войне становится тот, кто вовремя понял, какую информацию можно принимать, а какую нельзя. Факт регресса российского общества в социально-экономической сфере и деградация его духовной составляющей говорят о том, что полученная извне информация является вредной.
Все виды информационного воздействия на социальную систему и ее духовную сферу можно классифицировать следующим образом: сухие факты; логически обоснованные выводы, аналитические суждения, опирающиеся на определенный набор фактов; эмоционально окрашенные утверждения.
Последний вид воздействия применяется в отношении духовной сферы российского общества наиболее интенсивно.
Разрушение устоявшихся структур, приведение их в хаотическое состояние способствуют повышению неустойчивости социальной системы и тем самым увеличению возможностей для ее перепрограммирования (смены ценностных ориентаций).
Логика требует подходить к определению понятия «безопасность» с аксиологических позиций, при этом смысловой акцент делается на защищенности принадлежащих субъекту материальных и духовных ценностей. В этом случае безопасность рассматривается как их сохранение от значимого ущерба. Основной критерий эффективности деятельности соответствующих субъектов (структур) – размер и величина предотвращенного или понесенного урона в отношении национальных ценностей.
Обеспечение защиты духовной сферы российского общества невозможно без охраны национальной безопасности в целом, без взаимодействия государственных органов и гражданских институтов. Создание подобной системы реально только при проведении политики, направленной на сплочение нации перед лицом геополитических угроз. Их характер и масштаб сегодня таковы, что без приложения сверхусилий неизбежно встанет вопрос о существовании самого Российского государства.
Для нормального функционирования российского социума необходим комплекс мер, на всех уровнях связанный с защитой духовной сферы от негативного воздействия. Исходя из динамики социокультурных изменений 1991–2011 годов надо признать факт ведения геополитическим противником информационной войны против нашего общества. Защитные меры обязаны соответствовать степени опасности. Агрессивное отношение западной цивилизации к России на всем протяжении истории говорит о том, что противоречие должно быть разрешено.
Для защиты духовной сферы объекта (социума, государства, военной организации государства) от воздействия (в том числе и скрытого) можно:
-установить барьер между источником угрозы и защищаемым объектом;
-уйти за пределы досягаемости источника угрозы;
-уничтожить источник опасности;
-видоизмениться до неузнаваемости.
В первом и втором случае от информации, имеющей глобальный характер, не уйти, она действует на всю глубину поражаемой территории и на все социальные слои. В четвертом случае, изменившись до неузнаваемости, объект воздействия (социум) может облегчить задачу противника, так как трансформация носит не только внешний, но и внутренний характер. Именно эту цель мог преследовать противник. Фактически остается только один эффективный способ избежать информационного поражения – уничтожение источника угрозы. Однако в мире, связанном большим количеством договоров и межгосударственных организаций, сделать это практически невозможно. Следовательно, применимы только развязывание контринформационной войны и реабилитация пораженных элементов своей социальной структуры, причем интенсивность этих мероприятий должна гарантировать информационное поражение противника.
Агентами не рождаются
Применение информационного оружия наиболее эффективно в системе государственного и военного управления. Для скрытого воздействия на такие структуры в них необходимо внедрить соответствующие элементы, которые в дальнейшем можно использовать не только для организации требуемого влияния на социум, но и для получения от него нужной реакции на исходящие извне угрозы.
Явное назначение «своего правительства» способно вызвать массовое сопротивление населения. Технологии социальной инженерии не зашли еще столь далеко, чтобы добиться у всего социума восприятия черного как белого. Более предпочтительный вариант – перепрограммирование отдельных элементов системы, находящихся на узловых местах управления.
Поиск и технология внедрения подобных элементов осуществляются по следующему алгоритму. Для начала выделяются объекты системы государственного и военного управления, затем отбираются работающие на них сотрудники, наиболее поддающиеся информационному воздействию, которое и осуществляется.
Задача противника в условиях глобального противоборства – максимальное увеличение числа подобных элементов в чужой социальной структуре и сведение таковых к минимуму в своей.
Получить агентов влияния во власти тем легче, чем больше населения включено в сферу управления. чем больше участников государственного и военного управления, имеющих в своей биографии белые пятна. людей, обиженных властью.
Основная целевая аудитория для информационного воздействия – молодежь, у которой не сформированы собственные ценности. Именно поэтому информационный противник берет установку на омоложение управляющих кадров в государстве-противнике.
Таким образом, для успешного воздействия на духовную сферу и поддержания социума геополитического противника в состоянии готовности к выполнению чужих установок необходимо:
-включить в сферу управления как можно больше элементов;
-максимально ослабить механизм контроля над ними (провоцируя невнятное законодательство и реформируя спецслужбы);
-ориентировать чужой социум на свои ценности (в материальной и духовной сфере);
-опустить ниже критического уровня число профессионалов в системе государственного и военного управления (в том числе за счет постоянного омоложения кадров).
Защита строится от противного. В СССР система подготовки управленческих кадров предусматривала жесткое поэтапное прохождение всех должностей в своей сфере и одновременную ротацию из одного региона в другой. При наличии настоящей границы (железного занавеса) целенаправленное воздействие на управленческие кадры извне было сведено к минимуму. Удар по советской системе нанесли через руководящую верхушку, которая оказалась фактически вне контроля.
Парирование угроз, транслируемых на геополитического конкурента, может быть осуществлено при наличии средств, гарантирующих построение каналов проверки поступающей извне информации. Отказ от создания альтернативных каналов под разными надуманными предлогами (например государству «не по карману») – показатель того, что структуры государственного и военного управления в значительной степени информационно поражены.
Задача обеспечения безопасности социальной системы и ее духовной сферы сводится к контролю над внешними потоками информации и людьми, принимающими решения. Представляется необходимым разработать метод выявления среди кандидатов на ту или иную должность в системе государственного и военного управления тех, кто наиболее подвержен информационному воздействию. Он может заключаться в обязательном выполнении кадровыми и специальными службами проверки не только на предмет психических отклонений, но также и на наличие контактов, благодаря которым кандидат мог быть подвержен информационному воздействию противника.
Что же касается непосредственно содержания информационных продуктов, используемых в сфере управления, то необходимо минимизировать доступ к их использованию и обеспечить возможность всесторонней проверки коллектива, создавшего эти продукты.
В ситуации, когда коллектив, чьи информационные продукты (программа, законопроект, художественное произведение и т. д.) предполагается использовать, не может быть проконтролирован государственными структурами, внедрение результатов его труда в систему государственного и военного управления недопустимо.
Степень поражения духовной сферы общества – та часть ее основных показателей (наука, образование, мораль, эстетика, общественная психология, воспитание и религия), которая либо уничтожена, либо работает на пропаганду чужих ценностей.
Военная безопасность является производной от состояния компонентов духовной сферы. Без науки, образования, здоровой морали невозможны построение эффективной экономики, восстановление духовно-нравственного потенциала и, следовательно, воспроизводство качественных вооруженных сил. Исходя из этого, необходимы разработка концепции информационной защиты территории страны и социума и принятие практических мер по ее созданию.
Учитывая то, что в системе управления еще сохранилась критическая масса здоровых сил, нужно провести следующие мероприятия:
-построить систему информационной защиты территории страны и социума, которая предусматривает ведение активных наступательных действий против геополитического противника как в области технических систем государственного и военного управления, так и в духовной сфере;
-разработать и провести комплекс мероприятий по профилактике части пораженной структуры управления социумом;
-предпринять политические и экономические меры по выводу российского общества из крайне нестабильного состояния ввиду недовольства характером внутренней и внешней политики.
Без проведения широких социальных реформ в интересах подавляющей части населения действия по созданию системы внешней и внутренней защиты не имеют смысла. Соответственно безнадежны попытки спасти армию закупками иностранного вооружения, переходом на новую оргштатную структуру, повышением денежного довольствия и т. п., так как она будет деградировать параллельно с обществом. Укрепление обороноспособности без комплексного решения проблемы предотвращения системного кризиса общества невозможно.
Для построения системы информационной защиты территории страны и социума необходимо:
-проведение мониторинга информации, поступающей на территорию страны;
-уничтожение или трансформация до неузнаваемости вредной, не соответствующей национальным ценностям и способствующей дезинтеграции государственного и военного управления информации;
-создание мощной структуры трансляции информации, имеющей подрывной характер, на территорию и информационное пространство геополитического противника;
-организация потока рекламы своего образа жизни на нейтральные страны и информационные пространства государств, с территории которых не ведется инфовойна.
Задачи министерства пропаганды
Для рекламирования своего образа жизни необходимо:
1. Все государственные и негосударственные (в которых правительство, другие федеральные структуры имеют контрольный пакет акций) информационные компании объединить в холдинг со статусом министерства (прообраз министерства пропаганды).
2. Принять меры для постановки под контроль государства информационных компаний, в которых участие государства не просматривается.
3. Приостановить открытие новых компаний и законодательно запретить действие на территории страны СМИ, уставной капитал которых контролируется иностранными государствами.
4. Изменить информационную политику внутри страны с развлекательной на воспитательную и научно-образовательную (дотировать холдинг из госбюджета).
5. Создать службу информационного мониторинга, придать ей функции цензуры и подчинить непосредственно президенту.
6. В этой службе организовать отделы, соответствующие направлениям информационного противоборства (системы информационной защиты территории страны и социума, информационного противоборства и специальных операций, профилактики информационного поражения).
7. Открыть информационные компании за рубежом, в том числе путем акционирования (привлекая для этих целей частных лиц).
8. Наладить подготовку кадров для информационного противоборства.
9. Использовать ресурсный кадровый потенциал творческой интеллигенции, ученых, общественных деятелей, представителей традиционных религиозных конфессий из числа патриотически настроенных лиц.
Созданная информационная система должна охватывать все возрастные и профессиональные категории населения, особое внимание следует обратить на целевую аудиторию силовых ведомств.
Это самые общие мероприятия, которые требуют детализации и уточнения по мере их воплощения в жизнь. И главная проблема внедрения этой модели – кадровая.
Вокруг идеологии необходимо формировать элиту, параллельно выстраивая внешнюю и внутреннюю защиту и воздействуя на общественное и индивидуальное сознание населения и армии России. Все заявления по поводу ущемления свобод необходимо оставить без внимания. Здоровый государственный организм не может существовать без цензуры.
Необходим также выборный орган при главе государства из людей, пользующихся доверием нации, и глав традиционных для России религиозных конфессий. Ему следует поручить общественную экспертизу вновь создаваемых и существующих продуктов духовной культуры (представители творческого меньшинства в полном соответствии с принципами демократии должны уважать мнение большинства). При этом не будет нарушена так называемая свобода самовыражения творческой личности – пусть делает это в масштабах творческой мастерской.
Поставить под контроль государства СМИ и ресурсную базу позволяют ныне действующая Конституция и законодательство страны. Путем его дополнения можно вывести с ключевых позиций государственной структуры агентов влияния и неспециалистов. По разрушительному воздействию на возглавляемые структуры они равноценны друг другу.
Защита социума в целом и ценностей духовной сферы в частности подразумевает проведение вокруг возрожденной идеологии масштабных мероприятий под руководством правящей элиты. Это наиболее предпочтительный вариант, так как геополитические процессы показывают, что времени практически не осталось.
Вас заинтересует
В Вооружённых силах России создаётся единая система безопасности полётов
Халтура в ответ на вызовы
Гибридные войны в стратегии США и НАТО
Цифровой суверенитет
На пути к кибермиру. Кибероружие как шанс для России