И снова о «Боинге»… Конец минувшей недели ознаменовался созданием внушительного по своему составу «хора» исполнителей, заявивших, что они всеми силами будут добиваться создания так называемого международного трибунала по крушению MH-17 под Донецком. Так, министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп заявила, что она отправляется в Нью-Йорк с целью «заручиться поддержкой коллег на площадке ООН» по созданию международного трибунала. По словам Бишоп, она предпримет усилия для одобрения Советом безопасности ООН создания трибунала, чтобы привлечь к ответственности виновных в трагедии, произошедшей 17 июля 2014 года.
Понимая, что «международный трибунал» - это самый настоящий шанс продолжить шельмование расследования причин крушения малайзийского авиалайнера и вдобавок – исторический шанс уйти от ответственности, украинские власти запели в хоре своими фальцетами. Мало того, на Украине не просто за создание международного трибунала высказываются, а сразу же объявляют «виновных». Мол, мы, в принципе, всё прекрасно знаем, а потому остаётся сущая малость – вынести обвинительный вердикт…
Заместитель генерального прокурора Украины Виталий Касько, который, судя по всему, считает себя в вопросах расследования причин крушения «Боинга-777» под Донецком компетентнее любой экспертной комиссии, заявил, что ГПУ, оказывается, подготовила «полный пакет документов для передачи в Гаагский трибунал». То есть г-ну Касько, уже и трибунал заранее известен – Гаагский… Ну поистине потрясающая осведомлённость, особенно учитывая тот факт, что генпрокуратура Украины до сих пор не смогла определиться с истинными виновниками расстрелов на майдане в феврале 2014 и сожжением людей в одесской Доме профсоюзов в мае прошлого года…
Однако для Украины с внесением каких-либо документов в международные суды, включая Гаагский трибунал, «не всё так однозначно». Дело в том, что Киев явно забежал вперёд паровоза, а точнее – сразу нескольких паровозов. Не дождался окончания расследования – это раз (хотя расследование и на Украине, и на Западе уже мало кого интересует), а ещё и не дождался ратификации собственным парламентом Римского статута. Речь о том, что Украина, подписав договор о создании Международного уголовного суда (1998), с ратификацией явно не торопилась, что не даёт ей возможности вступать в полноценные правоотношения с МУС от имени государства.
Когда заместитель украинского генерального прокурора «уже подготовил полный пакет документов для передачи в МУС», ему вдруг сообщили, что есть загвоздка… Римский статут и Украина… После этого Касько в прессе опубликовал заявление о том, что, дескать, нужно немедленно ратифицировать Римский статут, чтобы Украины получила право вносить на рассмотрение в Гаагский суд свои, так сказать, предложения.
Касько, которому доложили о загвоздке знающие люди:
Очень желательно ратифицировать Римский статут. Мы этого почему-то до сих пор не сделали, хотя генпрокуратура каждый раз подписывает соответствующие проекты закона и выступает двумя руками за то, чтобы мы ратифицировали Римский статут, и всё шло в установленном им порядке.
Ратифицировать Римский статут – казалось бы, ну и что же здесь сложного для нынешней Верховной рады с её чрезмерно деятельным наполнением? Но и здесь опять-таки «не всё так однозначно» для самой Украины. Дело в том, что ратификация Римского статута Украиной возможна лишь в одном случае – внесение изменений в Конституцию страны. Вот нынешний вариант 124-й статьи Конституции «незалежной»:
Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются.
Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.
Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции.
Народ непосредственно принимает участие осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных.
Судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины.
Римский же статут требует трепетного отношения именно к международному уголовному праву, с которым у Украины тоже проблемы. Дело в том, что ещё в январе (текущего года) организация «Международная амнистия» (Amnesty International) и совет министров ЕС призвали Киев поторопиться с ратификацией. Примечательно, что торопили Киев вроде как не в связи с возможным созданием трибунала по «Боингу» или передачей материалов в уже действующий МУС в Гааге. Торопили в связи с тем, что без ратификации Украиной Римского статута международное правосудие как бы не могло усадить на скамью подсудимых преступников, виновных в совершении военных преступлений в ходе конфликта на юго-востоке. Представители Amnesty International, обращаясь к нардепам ВРУ, заявили:
Перенос сроков внесения изменений в Конституцию Украины в плане ратификации Римского статута будет предательством тех, кто страдает от ужасов войны.
Какой-такой войны? Киев же ясно сказал: "АТО"!..
Выходит, что возможная ратификация Римского статута депутатами Верховной рады может сыграть злую шутку с самой Украиной, ведь полноправное членство в МУС – это как бы и готовность открывать и своё (в том числе) правовое пространство для палочной системы международного трибунала. В своё время с бывшей Югославией, которую убедили поддержать создание МУС в Гааге, это уже злую шутку сыграло… И Украина с её расколом фактически на диаметрально противоположные силы, бог весть, какую роль в МУС может сыграть после ратификации соглашения. Тут, по большому счёту, полный спектр для властей Украины: от искозаявителей до подсудимых... Последнего и боятся. - А вдруг?..
Но и это не все злоключения Киева с Международным уголовным судом. Дело в том, что торопясь заранее (без выводов комиссии) обвинить в причастности к крушению «Боинга-777» Россию, в Киеве, похоже, не склонны обращать внимание на то, что и Россия тоже не ратифицировала Римский статут (так же поступают, к примеру, Соединённые Штаты Америки, Монако, Таиланд, Иран, Алжир, Египет и другие страны). То есть, даже если Касько убедит депутатов ВРУ провести ратификацию (а для многих в ВРУ Касько – вообще неизвестный «зверёк»), и даже если Киев подаст документы, обвиняющие Россию в «злонамерении сбить малайзийский авиалайнер» в Гаагу, то для России от этого ни жарко, ни холодно… РФ является лишь наблюдателем при Международном уголовном суде, а потому под его юрисдикцию не попадает, даже если того очень хотят Киев, Брюссель или Вашингтон.
Кстати, здесь нужно учесть ещё и недавно прозвучавшее предложение главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина о необходимости внести определённые изменения в Конституцию России, чтобы приоритетным определялось не международное, а внутреннее (национальное) право. Если такие изменения будут проведены, то Россия получит все основания для выхода из договора по МУС в Гааге, явная ангажированность которого проявила себя ещё по югославскому делу. Кстати, Китай, Индия, Казахстан, Белоруссия, Индонезия, Вьетнам, Израиль и, что особенно примечательно, сама Малайзия, которой «Боинг» рейса MH-17 и принадлежал, к Римскому статуту не присоединились и вовсе…
Так что перед изрыганием грозных заявлений о передаче дела в МУС или создании международного трибунала главным крикунам следовало бы подробнее ознакомиться с международным правовыми хитросплетениями.
Вас заинтересует
Расследование Forbes: "Иски Украины к РФ по Крыму оказались блефом"
Джен Псаки: Палестина не имеет права присоединяться к Международному уголовному суду
Родственница погибшего пассажира рейса MH-17 подала в суд иск против Украины
Наивные ожидания создания международного трибунала по Украине
Заставит ли Россия ответить лиц, причастных к совершению преступлений против гражданского населения Украины?