Стратегические партнёры Москва и Пекин снова напугали Вашингтон. Вероятный совместный военный проект двух государств на даёт покоя влиятельным американским СМИ. Чего же боятся в Пентагоне, Конгрессе и Белом доме? Создания китайцами и русскими авианосца! Правда, аналитики со злорадством отмечают, что дракону и медведю подобный проект не по зубам: у русских валится рубль, а у их стратегических братьев китайцев лихорадит всю экономику.
Томас Гроув в
«The Wall Street Journal» отмечает, что на днях русские фирмы вооружений представили свои новые изделия: тут вам и беспилотники, и вертолёты, и зенитно-ракетные комплексы, и кое-что ещё. Впрочем, рубль падает, а экономика слабеет, и Кремль урезает свои амбициозные планы многомиллиардной военной модернизации. Например, Министерство обороны России, по словам одного чиновника, сократило количество Sukhoi T-50 «стелс» со 100 до 12.
Тем не менее, на Международном авиационно-космическом салоне президент Владимир Путин пообещал, что модернизация оборонного сектора РФ будет продвигаться. Вооружённые силы в России будут оснащаться лучше и получат более мощные технологии.
Россия, конечно, остаётся грозной силой, замечает журналист. Недаром американские военные командиры, включая генерала Джо Данфорда, считают Россию самой большой угрозой для национальной безопасности США.
С другой стороны, резкое падение цен на нефть и западные санкции погрузили российскую экономику в «состояние шока». Планы модернизации оказались под вопросом из-за импортных комплектующих.
И вот тут-то и возникает призрак Китая.
С самого начала напряжённости в отношениях с Западом Россия заявляла, что она заключает стратегический альянс с Китаем. И планы могут привести к строительству совместного авианосца!
Один чиновник, трудящийся в российской оборонной промышленности, правда, отметил, что в подобном проекте Поднебесная выдвигает к Москве высокие требования: например, хочет получить контрольный пакет акций. И китайцы, и русские много говорят о дружбе, заметил этот чиновник, однако «правда в том, что китайцы ведут жёсткую игру» («the Chinese are playing hardball»).
Некоторые подробности о «проекте» появились на днях в крупном издании
«The National Interest».
Гарри Казианис (Harry J. Kazianis), исполнительный редактор журнала и старший научный сотрудник Center for the National Interest, задался вопросом: могут ли Пекин и Москва, чья дружба выглядит такой многообещающей, приступить к совместной разработке «некоторых из самых сложных видов морских судов на планете»?
Вероятно, полагает автор, Китай и Россия рассматривают возможность совместной разработки авианосца.
Если уж Россия решилась запродать Китаю свой современный истребитель Су-35, то почему бы двум государствам не пойти путём совместного развития, вплоть до создания «абсолютного оружия» на море?
Есть ряд препятствий для такой сделки. Впрочем, есть для неё и основания.
Кремль может избегать подобных проектов исходя из следующих простых оснований. У России может просто не хватить денег! Современные авианосцы стоят миллиарды долларов, которые уходят на проектирование, испытания и производство. Внезапная попытка построить авианосец может показаться откровенной глупостью в условиях санкций и падения цен на нефть.
С другой стороны, Россия может захотеть поучаствовать в партнёрстве с Китаем, при условии финансовой помощи от Поднебесной. Если бы Пекин как следует раскошелился, Москва бы поделилась с ним технологиями.
Но тут возникает другой вопрос: действительно ли Россия хочет дать передовые военные технологии Китаю? Не будут ли они потом использованы против России?
Сам Китай тоже может не пожелать сотрудничать с Москвой.
Развитие авианосцев в Китае уже в течение нескольких десятилетий является одним из главных приоритетов.
В 1985 году Китай приобрёл австралийский «Melbourne» времён Второй мировой войны — только ради изучения его конструкции.
Китайцы также приобрели три советских корабля в 1990-х годах (куплены у России и Украины): «Киев», «Минск» и «Варяг». Из «Киева» и «Минска» сделали в конце концов «парки развлечений», однако предварительно изучили их вдоль и поперёк. С «Варягом», который приобретался у Украины в марте 1998 года якобы под «казино» за 20 млн. долларов, произошла совсем другая история. На «Варяг» никто не собирался ставить игровые автоматы или рулетки. Вместо этого он был полностью разобран и воссоздан как «более современный авианосец», получивший имя «Ляонин».
А что же сегодня? Намерен ли Китай строить авианосцы?
Автор не уверен в этом: ведь китайскую экономику лихорадит. Будет ли Пекин в таком состоянии выбрасывать миллиарды долларов на подобные проекты?
И есть ещё одна причина, из-за которой совместный авианосец Китаю будет просто не нужен: ракетные технологии.
Как мы знаем на примерах самого Китая, пишет аналитик, многие страны уже разработали оружие, специально предназначенное для поражения авианосцев. Различные типы ракетных платформ давно бросили вызов господству авианосцев на морях. Уже одно это могло бы стать аргументом и для Пекина, и для Москвы. Вероятно, они предпочтут «потратить деньги в другом месте».
У самих китайцев есть оружие, способное поражать авианосцы: DF-21D. Эти маневренные боеголовки, размещённые на ракете CSS-5, по заявлениям китайских военных, могут поражать цель сразу по нескольким направлениям.
(Справимся в
Википедии: «Хотя изначально DF-21 разрабатывалась как стратегическое оружие, поздние варианты DF-21 были адаптированы как носители не только ядерных (мощностью до 300 кт), но и боеголовок в обычном снаряжении. Самая последняя модификация, DF-21D, стала первой и единственной в мире противокорабельной баллистической ракетой. DF-21 также может использоваться как носитель для противоспутникового/противоракетного оружия».)
Таким образом, резюмирует эксперт, вопрос оказывается довольно простым: зачем Китай вкладывать миллиарды долларов в совместные проекты авианосцев с Россией или даже в свои собственные, когда Китай в то же самое время подорвал военную полезность такой морской платформы?
Гарри Казианис скептически относится к рассуждениям в мировой прессе по поводу «проектов» Си Цзиньпина и Владимира Путина. Автор не верит, что Китай и Россия станут совместно создавать авианосец. По крайней мере, в ближайшее время. Оба государства действительно имеют много областей, в которых они могут укреплять сотрудничество, но авианосцы вряд ли входят в планы Москвы и Пекина.
Обозревал и переводил Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Первый китайский авианосец национального проекта
Русские и китайцы сделают так, что США не станет
Китай начал строить второй авианосец
Китай завершил испытания своего единственного авианосца
Китай запустил в серийное производство "пиратскую" копию российского палубного истребителя