В конце августа президент России Владимир Путин внёс (согласно п. «г» ст. 84 Конституции РФ) на рассмотрение в Государственную Думу законопроект о ратификации Соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств – участников СНГ. В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что его принятие позволит укрепить торгово-экономическое сотрудничество между странами СНГ и сформировать общий финансовый рынок на пространстве Содружества.
Из пояснительной записки, опубликованной на официальном интернет-портале Кремля:
Соглашением предусматривается прямой допуск банков-резидентов сторон на внутренние валютные рынки друг друга для проведения межбанковских конверсионных операций на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставлены национальным коммерческим банкам, что будет способствовать расширению использования национальных валют при осуществлении платежей в сфере внешней торговли и предоставления финансовых услуг и таким образом создаст предпосылки для повышения ликвидности рынка национальных валют.
В результате будут созданы условия, при которых максимальное развитие получат рынки национальных валют, возникнут предпосылки для проведения согласованной валютной политики, направленной на создание дополнительных возможностей реализации долгосрочных стратегий торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а также на достижение общей макроэкономической стабильности в регионе.
За достаточно витиеватыми формулировками, присущими документу, стоит поддержка национальных валют стран Содружества Независимых Государств с одновременным вытеснением с гигантского пространства СНГ евро и американского доллара, которые на данный момент всё ещё являются ведущими платёжными средствами на этом пространстве. На долю европейской и американской валют приходится более половины всех финансовых расчётов в Содружестве, из которых почти три четверти – на доллар США.
Учитывая тот факт, что товарооборот на пространстве СНГ превышает (в долларовом эквиваленте) 200 млрд. долларов, снижение долларовой роли в СНГ приведёт к тому, что американская экономика, «питающаяся» спросом на свою валюту в мире, недополучит существенной прибыли. В это же время упор на взаиморасчёты в национальных валютах позволит добавить импульса экономикам стран Содружества, унифицируя систему финансовых операций, повышая её прозрачность и снижая зависимость от внешних потрясений.
Когда речь заходит о том, что в какой-либо стране или определённом регионе мира вдруг заговорили о подготовке законодательной базы по поддержке национальных валют с одновременным прицелом на снижение числа операций в валюте американской, у среднестатистическому обитателю Уолл-стрит начинает покалывать в боку… Оно и понятно – есть большая вероятность того, что «наши исключительные друзья» упустят как прибыль в отдельно взятом регионе планеты, так и влияние на этот регион посредством серо-зелёного шелестящего «рычага». А ведь именно с помощью этого рычага и переключаются режимы не только экономического, но и политического давления.
Казалось бы, для чего Кремлю понадобилось сочинять весьма амбициозный законопроект, который направлен на столь «невразумительное» территориальное образование как Содружество Независимых Государств. - На Содружество, которое из реального содружества давно превратилось в набор преимущественно склочных соседей? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к нынешнему составу СНГ и финансово-экономическим реалиям.
Итак, состав СНГ, в котором сохраняются настоящие сюрпризы:
Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и (внимание!) Украина.
Да-да… Здесь вовсе нет фактических ошибок – Украина, несмотря на то, что её парламент устав СНГ так и не ратифицировал, и несмотря на то, что новый киевский режим неоднократно высказывался за выход страны из Содружества, де-юре по-прежнему в СНГ состоит. Об этом сообщает председатель Исполнительного комитета СНГ – исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев и официальный сайт Исполкома Содружества.
При этом более чем 200-миллиардный товарооборот представляет СНГ не такой уж «невразумительной» организацией. Потери на этом рынке для той же американской экономики могут оказаться достаточно болезненными, но куда болезненнее для США на постсоветском пространстве выглядит потеря политического имиджа в связи с ростом влияния тех стран, которые решают снизить долларовую компоненту в торгово-экономических отношениях с соседями.
В чём рост влияния? Он в том, что создаётся среда, способная стать наглядным примером для сравнения. Например, уменьшение числа преград (а в ряде случаев их полная ликвидация) для взаимной торговли в рамках ЕАЭС или интеграция в альянсы с Китаем, который является одним из немногих государств мира, продвигающих торговлю в национальных валютах с зарубежными странами и снижающих объёмы торговли в долларах США. Кстати, не без финансовой активности и законодательных мер Китая объёмы так называемых своп-соглашений (соглашений, нацеленных на облегчение региональных валютных операций) превысили 4 триллиона юаней, снизив региональное влияние доллара в странах Юго-Восточной Азии.
Одновременно с уменьшением объёмов операций в американской валюте Китай укреплял и свою независимость. И сегодня можно констатировать, что Вашингтон уже не может себе позволить говорить с Китаем с позиции силы – ни экономической, ни политической.
И когда речь заходит о том, что снижение долларового влияния в мире – это лишь лжеэкономические сказки, и что заявления о надвигающемся крахе долларовой гегемонии лишены всякой почвы, стоит привести занимательную статистику: за последние 15 лет объёмы валютных резервов в странах мира снизились почти на 8%, дойдя до отметки около 63% (статистика
«ВестиФинанс»). Безусловно, 63% - это тоже внушительный процент, демонстрирующий долларовую зависимость в мире, но тенденция к снижению этого процента сохраняется. И если ещё несколько лет назад снижение зависимости от доллара шло в основном за счёт увеличения влияния евро, то теперь конкуренция увеличивается, так как в неё всё активнее включается КНР, а вместе с Китаем и другие страны БРИКС.
По понятным причинам, желание Москвы снизить роль доллара во взаиморасчётах в рамках СНГ - это никак не желание нанести некий «экономический удар» по США. Для нанесения такого удара экономических сил, что называется, маловато будет. Это, скорее, подчёркивание необходимости поддержки конкурентного подхода в экономической системе – пусть даже на региональном уровне. Ведь то, к чему приводит гегемония одной валюты, учитывая тот факт, что эта валюта фактически никакими товарными «активами» не обеспечена, - многие успели понять, наблюдая за участившимися кризисными волнами в глобальной экономике. Многие, но, к сожаления для глобальной экономики и к счастью для Уолл-стрит, не все…
Чем больше будет региональных групп, в которых торговые сделки будут осуществляться с привязкой к национальным валютам, тем выше уровень глобальной конкуренции. А чем выше уровень глобальной конкуренции, тем больше направлений для экономического развития и укрепления реальной государственной независимости.
Таким образом, пространство СНГ может стать своеобразным расширением упомянутых ЕАЭС и БРИКС с точки зрения механизмов перехода на взаиморасчёты в национальных валютах. Да, в СНГ с этой же точки зрения есть, если можно так выразиться, слабые места. Это власти тех государства, которые стараются переложить управление своими экономиками в руки западных хозяев, мало заботясь о выражении интересов своих народов (Украина как один из примеров). Но власти приходят и уходят, а необходимость решения экономических вопросов на повестке дня остаётся. И теперь появляется возможность СНГ превратить в систему, в которой роль колебания курсов национальных валют по отношению к американскому доллару может быть сведена к минимуму. А это прямой путь к тому, чтобы курсовые шторма потеряли имеющуюся способность вызывать не только экономическую, но и политическую лихорадку.
Главное, чтобы запущенный процесс не оказался формальностью. А ещё государству было бы неплохо пояснить, как подобные начинания (о поддержке нацвалют) стыкуются с очередным наращиванием инвестиций в американские долговые обязательства?..
Вас заинтересует
Быть или не быть? Юань, доллар, мистер Сорос и Третья мировая война
Китай и Россия: торгуем без доллара!
Валютные свопы в современном мире. Рождение глобального валютного картеля
Россию ростом доллара и евро пытаются взять на испуг
Рубль и юань против доллара