M1917
Так именно в годы Первой мировой войны шлем окончательно стал важным атрибутом солдата любой армии мира. В американской армии первый стальной шлем появился в 1917 году. Та модель копировала британскую каску MkI и не являлась самой удачной, что стало особенно заметным к началу Второй мировой войны. Отличием американского шлема от английского была меньшая на 0,5 см ширина полей. Американский защитный шлем получил маркировку M1917, в конце 1917 года в США было начато массовое производство этой каски.
Однако к началу Второй мировой войны имеющиеся в американской армии шлемы не обеспечивали достаточной защиты солдат. Шлем переходной модели М1917А1, по сути, копировал устаревшую модель каски М1917. Их нужно было срочно заменить на более современную модель. Для этих целей из пыльных архивов был возвращен проект, который был предложен чиновником военного министерства Робертом Патерсоном в 1928 году. Согласно этому проекту шлем конструктивно должен был состоять из двух частей – самого стального шлема и подшлемника, который изготавливался из картона или другого легкого основания, которое можно было легко снять без всякого ущерба для самого шлема. В дальнейшем создатель самого известного американского защитного шлема Сиденхем развил эту идею, заодно отказавшись и от формы шлема все еще английского типа.
Первые испытания нового шлема состоялись в начале 1941 года, они показали его эффективность. В результате испытаний были проведены незначительные доработки системы крепления подшлемника, которая в начальном варианте осуществлялась всего одной клепкой в своде шлема. В ноябре 1941 года шлем был принят на вооружение американской армии, тогда же оперативно началось его производство. Маркировка нового шлема – «Helmet steel M-1» патент №137.390 был зарегистрирован Патентным ведомством Виргинии. Всего в период с 1941 по 1945 годы в США было изготовлено 22 363 015 шлемов М-1, выпуском которых занималось сразу 9 фирм-производителей. Глубина стандартного шлема М-1 составляла 17,7 см, длина – 27,9 см, ширина – 24,13 см, масса – 1,45 кг.
М-1
Шлем М1 может похвастаться достаточно длительной историей службы. После Второй мировой войны он использовался американскими военными в ходе Корейской войны. В 1961 году на вооружение была принята новая модификация данного шлема с подшлемником на основе нейлона (наполнитель – 5 слоев нейлоновой ткани, связующим звеном стала фенолоформальдегидная смола), который сменил обычные хлопковые ткани. Целью проведенной замены было улучшение эргономики боевого шлема и повышение противоосколочной стойкости на 10-15% до уровня 415 м/с при испытаниях стандартным осколочным имитатором FSP массой 1,1 грамм. Большая партия таких шлемов была выпущена в 1966-1967 годах (около миллиона штук) и массово применялась во время войны во Вьетнаме. Лишь в 1980-х годах на смену шлему М1 начал приходить новый шлем – PASGT.
Стальной защитный шлем М-1Как уже отмечалось выше, стальной шлем М-1 обладал оригинальной конструкцией, которая на тот момент времени не имела аналогов в мире. Каждый такой шлем состоял из двух частей: стального шлема, который производился из сплава стали и марганца и легкого подшлемника, который изначально изготавливался из спрессованного картона, окрашенного с наружной стороны в оливковый цвет. С внутренней стороны подшлемника М-1 имелись тканевые ленты, которые выполняли амортизационные функции. Данные ленты были надежно закреплены специальными держателями из латуни. В свое время такая система была создана Джоном Риделем, чье предприятие специализировалось на производстве защитной экипировки для американского футбола, в том числе и игровые шлемы, в которых применялась данная конструкция подшлемника.
Внешняя стальная сфера нового шлема, которая получила название «steel pot», практически не менялась за все время производства М-1. При этом существовали незначительные различия между ранними версиями защитного шлема (выпущены до середины 1960-х годов) и более поздними их версиями. Первое изменение в конструкцию шлема М-1 было внесено уже в 1944 году. В состав стали, из которой изготавливались «steel pot», было снижено количество марганца, который делал шлем более хрупким, а также изменено направление обвальцовки, перенесшее соединяющий шов с фронтальной части шлема в затылочную. В дальнейшем данный шов стал очень важным опознавательным знаком для коллекционеров подобной военной продукции.
М-1
Такой же значимой отличительной чертой ранних шлемов M-1 стали подбородочные стропы. В первом самом раннем варианте скобы, на которые крепились стропы, были прямоугольными и приваривались к самой каске, но такая конструкция показала себя очень хрупкой, поэтому ее заменили на подвижное крепление скобы. Сами же стропы за все время массового производства претерпели лишь одно большое изменение. Это произошло в момент второй крупной волны выпуска в годы войны во Вьетнаме. Вместе с формой самого защитного шлема (была уменьшена затылочная часть и его глубина) был изменен и способ крепления стропы – ее стали устанавливать на специальную клипсу, которая препятствовала быстрому износу крепления. До проведения данных изменений подбородочная стропа самым простым образом пришивалась к дужкам, но были и небольшие различия, которые, в основном, были связаны с фирмами-производителями: разная форма и материал застежек, крючков, разные оттенки строп и т.д. А в 1965 году были изменены и способы покраски касок М-1. Ранние варианты шлема покрывались специальной смесью краски и песка (был вариант с пробковой крошкой), но к началу войны во Вьетнаме в середине 1960-х годов от данной схемы окраски отказались, убрав из состава песок.
В отличие от самого металлического шлема подшлемник претерпел значительно больше изменений. Главным образом это касалось материалов, из которых он выпускался. К примеру, первые варианты были изготовлены, как отмечалось выше, из прессованного картона. Однако из-за быстрого износа, особенно во влажном климате, от картона было решено отказаться навсегда, обратившись к стекловолокну. Подшлемники из стекловолокна были наиболее распространенными в период с 1944 по 1965 годы, когда в качестве нового материала для подшлемника начали использовать пластик.
В шлеме М-1 подшлемник повторял форму каски, соединяясь с ней при помощи специального кожаного ремешка, который набрасывался на козырек стального шлема. Внутри подшлемника имелся специальный подвес, состоящий из строп, из которых можно было выделить две основных системы: центральная и затылочная. Затылочная система была проще и состояла из прикрепленной к самому подшлемнику и стягивающей строп. Центральная система была гораздо более сложной – это был регулируемый в центральной части «парашют» и кольцо, обшитое кожей. Благодаря данной системе, создателям каски удалось решить проблему выпуска касок разного размера. Теперь каждый боец мог легко подогнать шлем точно под себя. При этом подвес выполнял и гораздо более важную миссию: при попадании в шлем, натянутые стропы амортизировали удар, спасая солдата от удара самого шлема. Также помимо основной задачи у подшлемников была и вторая, которая заключалась в том, чтобы сберечь солдат от травм вне боевых действий.
Подшлемник М-1
Существенный вес каски оказывал пагубное влияние на шейные позвонки. По этой причине на парадах и официальных мероприятиях носили, главным образом, лишь подшлемники. Благодаря этому факту, на шлемах начали появляться обозначения боевых подразделений, знаки различия, рода войск. Если же говорить о знаках различия, то подшлемник позволял не просто рисовать их на себе, но и обеспечивал возможность крепежа металлических внешних знаков. Для этих целей использовалось отверстие, расположенное в лобовой части подшлемника.
Разновидности шлема М1 времен Второй мировой войныПарашютные шлемы М2 и М1С:
Специальный парашютный шлем под обозначением М2 был создан одновременно с обыкновенным М-1, но имел ряд изменений: в систему подвеса подшлемника устанавливались А-образные крепления для кожаного подбородочного держателя, а сам подбородочный ремень крепился на специальные D-образные дужки, которые были приварены к шлему. В 1944 году на смену модели М2 пришел шлем М1С. В защитном шлеме этой конструкции D-образные дужки было решено заменить «простыми» подвижными креплениями, какие ставились и на каски М-1, а на подбородочном ремне нашлось место кнопке, предназначенной для более прочной фиксации шлема на голове бойца.
М2
T-14 photographer helmet
В мае 1944 года была разработана еще одна оригинальная модель шлема М-1, которая была предназначено для военных операторов и фотокорреспондентов. Несмотря на то, что модель каски Т-14 прошла серию испытаний на европейском театре военных действий, широкого распространения в американской армии этот шлем получить не смог. Главным отличием данной каски от М-1 являлась поднимающаяся лобовая часть, которая позволяла подносить аппаратуру к лицу, не снимая при этом самой каски.
T-14 photographer helmet
USAAF Mk3 flak helmet
Модель шлема, получившая обозначение USAAF Mk3 flak helmet, была создана специально для военно-воздушных сил. В основу данного шлема легла стальная сфера от М-1 со встроенным в него подвесом без подшлемника. На этот подвес крепились защитные щитки с пробковыми прокладками. Данное строение шлема было обусловлено тем фактом, что его необходимо было носить поверх шлемофона.
USAAF Mk3 flak helmet
Источники информации:
http://www.helmets.ru/cat_usa.htm
http://www.shovkunenko-book.ru/arsenal/zaschitniy-shlem.html
http://warspot.ru/40-amerikanskie-kaski-vtoroy-mirovoy
Материалы из открытых источников
Вас заинтересует
Итоги программы HEADS-UP по разработке нового шлема
Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов
Разработанные общевойсковые шлемы нового поколения скоро поступят на вооружение Российской армии
Защитный шлем нового поколения для летчиков ПАК ФА будет создан до конца этого года
Для служебного пользования: Череп, каска, шлем