И вера в победу Орлеанской девы и новообретенная, благодаря ей, вера в короля действительно вдохновили войска и настолько подняли их боевой дух, что победы стали совершаться одна за другой. Английские войска начали сдавать свои позиции. А затем Жанну предали, и она попала в плен, а потом и под церковный суд. Обвиненная в ереси, колдовстве и прочих грехах, какие решили приписать ей судьи, и вот уже дева была заживо сожжена на костре. А в 1920-м году католическая церковь вдруг решила передумать и канонизирует Жанну.
Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854.
Но так ли все было на самом деле? Как могла простая крестьянка добиться встречи с Карлом VII? Но если даже ей сопутствовала невероятная удача быть принятой и выслушанной, как Жанне удалось завоевать такое доверие, что при отсутствии знания воинского дела она добилась того, что Карл VII назначил ее командовать войсками? Да, в Средневековье люди практически во всем полагались на писания, пророчества и легенды, но и сословные границы были чуть ли не прочнее всех существовавших тогда стен и укреплений. Должно было произойти что-то экстраординарное, чтобы представитель низшего сословия оказался при короле. (Как это было, например, с Распутиным. И хотя это был уже не 15-й век, а 19-й, во дворец он попал не так уж и легко.)
Никак иначе объяснить события из жизни Жанны, кроме наличия у нее паранормальных способностей, мы не можем. Чудесные исцеления в каких-либо источниках не значатся, но о других необычных талантах Жанны упоминали многие ее современники. Во-первых, способность к гипнозу. Ее голос влиял на воинов так, что они без тени сомнений бросались в любую битву. Они словно не чувствовали боли: неистово сражались, даже будучи смертельно ранеными. Во-вторых, Жанна была своего рода пророком. Голоса духов, руководивших ее действиями и поступками, предсказывавших будущее, дева слышала с детства. Следуя их советам, Жанна д’Арк со своей армией одерживала победу во многих сражениях, не совершая ошибок. К примеру, в битве при Потэ у англичан было немалое численное преимущество: пять тысяч на полторы тысячи французов. Однако же многочисленные захватчики проиграли: они потеряли 2500 человек, остальные сбежали или были захвачены в плен. Потери французов ограничились десятком! Даже если учесть, что военные в своих донесениях часто преувеличивают потери противника и преуменьшают собственные, эту победу можно объяснить только чудом.
Бацинет 1375 – 1425 гг. Вес 2268 г. Франция. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Еще один случай, описанный очевидцем: всадник грязно выругался, увидев Деву в доспехах, в ответ на что она напророчила ему близкую смерть. И оная настигла всадника. А однажды в пылу сражения Жанна предостерегла своего соратника о том, что его поразит пушечный выстрел, если он не отойдет. Он отошел, а вместо него роковую позицию занял другой рыцарь. Конечно же, тут же прилетело пушечное ядро и прервало его существование.
Получается, что дева все же смогла повлиять на престолонаследника, обладая такими способностями. Но даже самый умелый маг не сможет овладеть боевым оружием на должном уровне без долгих и упорных тренировок. А Жанна-крестьянка очень умело владела и мечом, и боевым топором, хотя вряд ли готовилась к этому с детства. Дева уверенно держалась в седле и умела носить доспехи. Современники вспоминали, что Жанна участвовала и побеждала в рыцарских турнирах. Также Дева очень хорошо умела играть в кольца, популярную среди знати игру. Познания Жанны в воинском искусстве, а также в других науках были весьма велики. В боевых действиях принимали участие и другие военачальники того времени, маршал Жиль де Рэ, например, но решения принимала она самостоятельно, без их подсказок. Слабо верится, что голоса в голове успевали бы давать ей советы по владению оружием и тактике, тем более, будучи святыми. Есть и другие причины сомневаться, что Жанна д’Арк происходила из низшего сословия. Но выдавать ее за крестьянку было выгодно – это был отличный способ воодушевить изрядно измученный войной народ.
Поэтому пора рассмотреть версию, по которой Орлеанская дева рождена от незаконного союза Людовика, герцога Орлеанского, и французской королевы Изабеллы Баварской. Брак Изабеллы с Карлом VI был ошибкой. Королем иногда овладевало безумие. Карл и в ясном-то уме не терпел вида Изабеллы и почти открыто жил во дворце Сен-Поль с Одеттой де Шамдивер. Королева отвечала тем же, выбрав Луи. Возможно, что от герцога был и сын Изабеллы, наследник престола, впоследствии Карл VII. (Многие источники утверждают, что сам Карл не верил, что он законный сын короля.) Но если Карла VII еще можно было выдать за сына французского короля, то с Жанной не вышло: супруги уже слишком долго не были вместе.
А внебрачного ребенка король бы возле себя терпеть не стал. Поэтому новорожденная в большой тайне была отправлена в деревню Домреми, в семью Жака д’Арка и его жены Изабеллы, урожденной де Вутон. И Жак д’Арк не был бедным земледельцем, а его предки некогда были рыцарями. Герб семьи к тому же старше 15-го века: «На лазоревом поле золотой лук и три скрещенные стрелы с наконечниками, две из которых окованы золотом и снабжены серебряным опереньем, а третья – из серебра с золотым опереньем, с серебряной главой, увенчанной червленым львом». Жак владел обширными землями, был старостой Домреми и командиром лучников местного ополчения. И доход его в год превышал пять тысяч франков.
Дом Жанны в Домреми. Сейчас здесь музей.
Жанна воспитывалась как мальчишка. Может из-за нрава, а может из-за того, что в семье привыкли воспитывать мальчиков (у Жака и Изабеллы к тому времени были сыновья). Много внимания уделялось обучению боевым искусствам, поэтому Жанна уверенно держалась как в седле, так и в бою на мечах. Дева хорошо обучена: речь ее была стройна и грамотна, не то, что у простых крестьян того времени.
Так что появление Орлеанской девы в резиденции ее брата и то, что было после, очень похоже на детальный план. В итоге захватчики изгнаны, а Карл VII утвержден на троне и миропомазан. Но Жанна теперь стала не просто ненужной шестеренкой, но и угрозой для власти. Ведь кто-нибудь из врагов трона и соперников короля мог бы откопать выгодные для себя факты и поставить под сомнение законность правления Карла VII. И потому король и решился избавиться от героини, отдав ее на волю противников, которым Жанна пустила достаточно крови...
Смерть Бертрана дю Гесклена во время осады Рандома в 1380 г. (Британская библиотека, Лондон). Очень хорошо показаны доспехи и вооружение воинов – участников Столетней войны. Обратите внимание, что лучники носят стрелы за поясом.
Но кто мог быть автором этого плана и его исполнителем? Феодалы? Они грызлись между собой и не имели такого сильного влияния на общество. Короля во Франции не было… Значит, остается только лишь одна организация – церковь! Церковь страдала от войны так же, как и все, но в меньшей степени. Кто имел возможность беспрепятственно ходить по дорогам, которые кишели бандами разбойников? Монахи! Да их и грабить-то смысла не имело. И кто был достаточно грамотен, чтобы передавать сведения и влиять на народное мнение? Только церковь!
И вот она-то этим и занялась! Духовник Жанны укрепил ее в замысле пойти к дофину. Там ее провели к нему и обеспечили «информационную поддержку». Затем, когда Жанну признали при дворе, кто по всей Франции разблаговестил о том, что появилась Жанна Дева, и король дал ей войско? С амвонов церквей об этом сообщалось! Правда, в учебниках по истории Средних веков у нас раньше сообщалось, что это «народная молва» разнесла. Но… таскаться из села в село только затем, чтобы рассказать о Жанне и являемых ей чудесах? А вдруг разбойники? Вдруг набег англичан на деревню? Кто защитит семью и детей, угонит в лес скотину? Нет, сидели себе французские мужики по своим деревням и носа не высовывали оттуда. Но зато собирались они в церковь, и там с амвона им объявлялось об очередном чуде – и как можно было этому не верить?
Захотелось Жанне необычный меч… и она тут же его нашла в старинной часовне, да еще и с тремя крестами на клинке, а «народная молва» сразу же сообщила, что это не просто меч, а легендарный меч Карла Мартелла, которым он побил арабов. Это уж какие осведомленные в истории были тогда во Франции «народные массы», все-то они знали и во всем разбирались?!
Меч примерно 1400 г., вероятно итальянский. Филадельфийский музей искусств.
Ну, а когда Жанна стала проявлять строптивость (еще одно доказательство ее не забитости и ясного ума), где впервые зазвучали голоса о том, что Бог отвернулся от Жанны? В церквях и соборах! И сразу об этом узнали все, хотя не было тогда ни телефона, ни телеграфа, ни газет, зато монахов, ходивших из епархии в епархию, хватало с избытком, так же, как и почтовых голубей!
Меч 1400 г. Запад Европы. Вес 1673 г. Длина 102,24 см. (Метропалитен-музей, Нью-Йорк)
Ну, а кто был непосредственным исполнителем этого плана в окружении Жанны? Кто поставлял церкви информацию о чудесах и пророчествах, подсказывал верные решения либо их придумывал, чтобы «народная молва» разносила их по стране? Ну, конечно, Жиль де Рэ – единственный из ее окружения, после победы попавший в застенок, и казненный за массовые убийства женщин и детей! Прообраз «Синей бороды» братьев Гримм! Так и хочется сказать по его поводу сакраментальную фразу: «Он слишком много знал!»
Памятник Жанне д’Арк в Орлеане.
Есть и такая версия, что вместо Жанны сожжена была другая женщина, а самой деве удалось спастись, выйти замуж и даже оставить потомство. Могло быть, наверно, и такое.
Вас заинтересует
Парадоксы истории и парадоксы войны. Кто празднует победу, а кто — поражение!
Львовский вертеп
Сараевское убийство и сегодняшний день
Император Запада Карл Великий
Зарубежные бои супругов Федоровых