И ожидающее молчание класса стало стыдливым. С того дня ледяная стенка начала потихоньку таять.
Владимир Александрович учил нас физике. А на переменах рассказывал о липецких лётчиках, которые прошли Великую Отечественную войну. Мы удивлялись: как связаны физика и война? Но слушали внимательно, потому что было очень интересно.
А связаны они оказались вот как.
В 1967 году наш учитель создал юношеский клуб «Воздушные искатели». Тогда Владимир Александрович работал в другой школе. И, видя, как ученики мечтают стать Чкаловыми и Водопьяновыми, предложил им объединиться и начать большую поисковую работу. Разыскать лётчиков-ветеранов, расспросить о том, как они бились с фашистами, и составить свой авиа-архив Липецка. Мальчишки откликнулись горячо, буквально на следующий день побежали в военкоматы и всё, что узнали, доложили на собрании клуба. А Толя Панфилов рассказал, что в Липецке живут семь лётчиков, которые во время войны служили в десятом гвардейском авиационном полку дальнего действия. Это был героический полк: в 1942 году его лётчики летали в глубокий тыл фашистов – бомбили Берлин, Будапешт, Кёнигсберг. Воевали под Москвой и Сталинградом. Летали на дальних бомбардировщиках, в основном, по ночам. Однажды под городом Луцком натолкнулись на 17 фашистских истребителей. Восемь из них сразу пошли к земле – вот как метко били наши лётчики!
Мальчишки загорелись:
– Владимир Александрович, давайте с ними познакомимся!
Но учителя не надо было уговаривать. Он и сам мечтал об этом.
От командира полка, Константина Петровича Григорьева, ребят узнали, что лётчики очень уважали и любили Героя Советского Союза Дмитрия Ивановича Барашева, который тоже служил в этом полку. Это был смелый и весёлый человек.
Барашев родился в Тамбовской области в крестьянской семье. В 1941 году окончил таганрогскую авиационную школу и стал лётчиком. Казалось, удача всегда шла рядом с этим человеком. Он виртуозно владел машиной и безошибочно ориентировался в любых погодных условиях. Так, в июне 1942 года Дмитрий Иванович во время боевого вылета встретил мощный грозовой фронт. Он поднялся на высоту более шести тысячи метров, но опасную зону не проскочил. И тогда, в этой чёрной тьме, он совершенно чудесным образом отыскал в тучах коридор и по нему продолжил свой маршрут.
В сентябре 1942 года Дмитрий Иванович бомбил Будапешт. Его самолёт сбили. Барашев с парашютом приземлился неподалёку от города и, спрятавшись в вагоне с углём, ехал несколько дней без воды и пищи и добрался до оккупированной немцами Белоруссии. Сбежал в лес, разыскал партизан, перебрался через линию фронта и вернулся в свою часть. А на следующий день снова вылетел на задание.
В марте 1943 года Барашеву присвоили звание Героя Советского Союза. В день получения награды от совершил четыре боевых вылета. Лихой был парень, не боялся ничего! Однажды во время разведки столкнулся с двумя немецкими бомбардировщиками и «завалил» обоих.
Лётчик погиб в августе 1943 года. Возвращаясь в полк, самолёт Барашева неподалёку от села Хлевное столкнулся с другим советским самолётом… Похоронили Дмитрия Ивановича в Липецке, на площади Революции.
- А памятник там стоит? – спросили мальчишки, услышав этот рассказ.
Памятника не было, только пирамидка и ограда. На следующий день Владимир Александрович и ребята пришли в политотдел авиацентра.
- Давайте отольём металлический самолёт и установим на могиле Барашева! Деньги на него мы заработаем.
Начальник отдела сначала не понял, о чём идёт речь. Тогда мальчишки стали рассказывать ему историю 10-го полка. Начальник политотдела, конечно, её знал, но слушал очень внимательно.
– Самолёт, конечно, поставим. Но он будет большим, поэтому вам не справиться. За идею спасибо. Ждите.
Мальчишки расстроились, но Владимир Александрович не растерялся:
– Это будет памятник всем липецким лётчикам. А мы с вами заработаем деньги и установим три обелиска Барашеву. Один останется в Липецке, второй отвезём в Полтаву, где дислоцировался полк после войны, а третий – на родину героя, под Моршанск.
Все весенние каникулы 1968 года ребята работали дворниками. Заказали бюст, поехали в Полтаву и передали его в музей полка. И там, на торжественном построении, дали слово: вместо пирамидки на могиле лётчика установить надгробие.
2 сентября мальчишки снова собрались на сбор. Чтобы установить обелиск, они за лето собрали более сорока тонн металлолома! И теперь готовили торжественное открытие. Из Моршанска приехал отец Дмитрия Ивановича Барашева и две его сестры. Из Полтавы – лётчики.
А в декабре того же, 1968-го, года, город облетело известие о гибели двух липецких лётчиков: Леонтия Кривенкова и Сергея Шерстобитова. В полёте отказал двигатель самолёта. Лётчики могли спрыгнуть с парашютами и спастись. Но тогда машина упала бы на жилые дома. Герои держали управление до конца и увели беду от города ценой своих жизней.
Вы, конечно помните знаменитую песню «Огромное небо», слова которой написал Роберт Рождественский. Она – и про липецких лётчиков тоже.
В августе 1969 года на площади авиаторов состоялось открытие памятника – того самого самолёта, о котором мечтали мальчишки и Владимир Александрович. Его воздвигли в честь лётчиков, сражавшихся на Великой Отечественной войне, и двух героев мирного времени: Кривенкова и Шерстобитова. А на открытии объявили, что идея создания памятника принадлежит ученикам Меркурьева.
Остаётся добавить немногое. Большинство клубовцев стали военными. А тот самый Толя Панфилов, который первым узнал о 10-м полку, теперь Анатолий Тихонович, Герой России, контр-адмирал, подводник.
Владимир Александрович более пятидесяти лет работал в школе. Учил физике и астрономии, а ещё – уважению к своему прошлому и людям, которые сражались за наше будущее.
Вас заинтересует
За что сражались пионеры
Работа выставки "Русские лётчики в Шотландии"
В Москве состоялась церемония открытия памятника генералу Скобелеву
Маршал авиации В.А. Судец (К 110-летию со дня рождения)
Памяти 69 апиб глазами солдата