Автор раскрывает суть своей публикации в самых первых ее строках. Статья начинается с тезиса, который вряд ли можно назвать спорным. Д. Маджумдар отмечает, что «военная авантюра» Москвы в Сирии демонстрирует, что мощь российской армии значительно выросла в сравнении с катастрофической ситуацией середины девяностых годов. Тем не менее, журналист напоминает, что вооруженные силы России по-прежнему сталкиваются с массой проблем.
Маджумдар напоминает, что наиболее боеспособными в российских вооруженных силах являются ракетные войска стратегического назначения, боевая авиация и морская пехота. Все эти войска в последние годы активно модернизировались, что положительным образом сказалось на их состоянии. Однако другим видам вооруженных сил и родам войск, по мнению американского журналиста, по-прежнему приходится полагаться на плохо обученных призывников и устаревшую материальную часть, выпущенную еще в советское время. Это означает, что модернизация российской армии идет неравномерно.
Автор напоминает историю прошлых десятилетий. В начале девяностых годов, вскоре после распада Советского Союза, российские расходы на оборону установили исторический антирекорд, опустившись до минимальных значений. Результатом этого стало разрушение оборонной промышленности и резкое падение обороноспособности. В дальнейшем российские власти строили различные планы по восстановлению потерянных возможностей. В конце девяностых и начале двухтысячных официальная Москва неоднократно заявляла о желании реформировать вооруженные силы и промышленность, однако реальные шаги в этом направлении почти не предпринимались. Результатом всех этих событий Д. Маджумдар считает две катастрофы войн в Чечне и недостаточную эффективность российских войск во время операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году.
Одна из основных причин тех проблем заключалась в недостатке финансирования. Кроме того, по мнению американского журналиста, российская армия столкнулась с недостатком солдат-срочников, имеющих хорошую подготовку и необходимую мотивацию. По данным автора, в советское время каждое пятое подразделение армии не отвечало требованиям боеспособности и соответствовало им лишь на 50-75%. На случай угрожаемой обстановки или войны предусматривался призыв резервистов, хотя для полного выполнения всех требований по численности личного состава потребовалось бы некоторое время.
Советская система хорошо показала себя в годы Холодной войны. Однако она уже не вполне соответствует современным требованиям. В качестве примера этого Д. Маджумдар приводит события августа 2008 года. Тогда для действий на территории Южной Осетии пришлось собирать «специальные войска» из тех подразделений, которые могли выполнить поставленные задачи. Таким образом, общая численность армии позволяла рассчитывать на легкую победу, однако в реальности операция была связана с массой проблем.
После «Войны трех восьмерок» российское руководство приняло решение о реформировании и модернизации вооруженных сил. В дальнейшем часть армии была перестроена по «новой модели». Тем не менее, отмечает автор, более двух третей вооруженных сил, в первую очередь сухопутных войск, по-прежнему используют старую призывную модель и эксплуатируют материальную часть советского производства. Более того, большая часть техники, участвующей в сирийской операции, является модернизированными версиями образцов, созданных еще в семидесятых годах прошлого века.
Российская армия постепенно переходит на новый способ комплектования личным составом, но на полный отказ от призыва понадобится много времени. По данным автора The National Interest, в настоящее время только четверть российских сухопутных войск полностью укомплектована хорошо обученными профессиональными военными. Эти военнослужащие-контрактники, хотя и не подготовлены в соответствии с западными стандартами, относятся к силам быстрого реагирования.
Кроме того, российское командование коренным образом пересмотрело процесс подготовки и образования профессиональных военных, приняв во внимание западные методики. Также были приняты некоторые меры организационного характера. В частности, был сокращен раздутый аппарат руководства, упрощены структуры командования, а также оптимизирована логистика. Часть соединений «советского» образца была переформирована в бригады нового типа, которые по своей концепции весьма похожи на бригады вооруженных сил США.
Тем не менее, по мнению Д. Маджумдара, реформы российской армии все еще не достигли своей конечной цели. Кроме того, их дальнейшая реализация будет затруднена из-за некоторых проблем. В первую очередь, это низкие цены на нефть и санкции со стороны зарубежных государств.
Автор признает, что российские вооруженные силы успешно решают одну из главных своих проблем, связанных с подготовкой личного состава. Однако сразу после этого он переходит к другой теме, в контексте которой, по его словам, Россия является лишь бледной тенью Советского Союза. Это оборонная промышленность.
После распада СССР независимая Россия пережила серьезный кризис, одним из результатов которого стал развал и деградация оборонной промышленности. Из-за экономических и политических проблем страна потеряла время и отстала в ряде важнейших направлений. К примеру, российская промышленность серьезно отстает от западной в области технологий высокоточного вооружения, дополнительных блоков авиационной аппаратуры или РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Кроме того, Д. Маджумдар полагает, что этот список можно продолжать.
Еще одно слабое место – судостроение. Современная Россия не в состоянии строить большие корабли, в том числе авианосцы. Кроме того, промышленность использует устаревшие методики и технологии. В будущем, однако, российское судостроение может восстановить все свои былые возможности и освоить новые для себя технологии, но на это понадобится много времени.
Автор статьи Not So Scary: This Is Why Russia's Military Is a Paper Tiger также отмечает необычный подход к закупке современной военной техники, часть особенностей которого может быть поводом для сомнений. К примеру, он сомневается в реальности строительства 2300 основных танков «Армата» к 2020 году. В случае с военно-воздушными силами имеют место закупки сравнительно небольшого числа боевых самолетов. В «boutique-sized» количествах строятся Су-30М2, Су-30СМ, Су-35С и Су-34. Хотя все эти самолеты и являются развитием платформы Су-27, низкая степень унификации может усложнять их эксплуатацию и обслуживание. Закупки разных модификаций истребителя МиГ-29 так же сказываются на логистике. Кроме того, ведется разработка трех новых типов авиационной техники для вооруженных сил. При этом до конца не ясно, сможет ли военное ведомство найти финансирование для новых программ.
Затронув тему обновления Воздушно-космических сил, журналист вновь вернулся к операции в Сирии. Он отмечает, что российские войска, демонстрируя высокую активность в деле уничтожения противника, используют малое количество современных управляемых вооружений. Кроме того, истребители Су-30СМ пока не появлялись в кадре с современными ракетами класса «воздух-воздух». Вполне возможно, что современные вооружения наподобие ракеты Р-77 были разработаны и поставлены в серию, но закупаются в малых количествах.
Имеются проблемы и у военно-морского флота, за исключением его подводных сил. Российский флот начал эксплуатацию новейших подлодок типа «Борей», вооруженных баллистическими ракетами. Кроме того, строятся многоцелевые лодки проекта «Ясень». Эти субмарины действительно представляют опасность для вероятного противника. Кроме того, автор отмечает темпы строительства подводных лодок. Только в прошлом году были заложены две стратегические и три многоцелевые субмарины. При этом Д. Маджумдар сомневается, что Россия сможет вести строительство техники с такими темпами в течение длительного времени. В этом контексте также не следует забывать модернизацию имеющихся подлодок.
Тогда как российский подводный флот представляет большую опасность для потенциального противника, состояние надводных сил оставляет желать лучшего. Корабли нуждаются в полноценной модернизации, а кроме того, не слишком часто участвуют в походах. В качестве самого лучшего примера состояния надводных сил ВМФ России американский журналист приводит авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», являющийся единственным российским кораблем своего класса. Автор отмечает, что этот корабль склонен к поломкам в самое неожиданное время, в том числе и во время походов. По этой причине в одной корабельной группе с крейсером всегда присутствует буксир, который в случае поломки сможет вернуть его на базу.
Тем не менее, Д. Маджумдар не спорит с тем, что Россия все же строит новые корабли. Однако темпы модернизации военно-морского флота по-прежнему недостаточны.
В конце своей статьи автор издания The National Interest признает, что Россия добилась огромных успехов по выходу из кризиса, начавшегося после распада Советского Союза. Однако для полного восстановления всех возможностей армии и промышленности придется пройти долгий путь, который завершится только к 2030 году или позже. Но и в этом случае Россия не станет СССР с его населением и производственной базой, которые позволяли ему быть «джаггернаутом». И даже в случае успешного завершения всех реформ Россия, по мнению автора, не сможет конкурировать с США и их союзниками. Естественно, официальная Москва будет продолжать модернизацию вооруженных сил. Однако российская военная мощь, за исключением стратегических ядерных сил, в настоящее время – лишь иллюзия. Это «бумажный тигр».
На первый взгляд статья издания The National Interest выглядит попыткой успокоить читателей и внушить им чувство безопасности. Действительно, за последнее время вооруженные силы России успели провести несколько неожиданных операций, удививших весь мир. Сначала появление «вежливых людей» в Крыму, которое никто не ожидал и не смог предугадать, а теперь и скрытная переброска авиационной техники в Сирию с последующими рапортами об успешном уничтожении десятков объектов противника.
Кроме того, к поводам для беспокойства можно причислить многочисленные новости о создании, производстве и поставках того или иного вооружения и военной техники, в том числе «премьеру» нескольких новых боевых машин на параде 9 мая. Вряд ли все эти новости смогут оставить зарубежного обывателя равнодушным. Некоторая часть зарубежной общественности вполне ожидаемо реагирует на такие события с серьезным опасением.
В таком случае появляется необходимость появления успокоительных заявлений официальных лиц или публикаций в прессе. Нужно, чтобы авторитетные лица рассказали широкой публике нечто приятное и совсем не пугающее. В таком случае рассказы о «бумажном тигре» оказываются хорошим инструментом для успокоения общественности.
Тем не менее, нельзя не отметить и другую особенность статьи Дэйва Маджумдара. Говоря о том, что вооруженные силы России имеют массу проблем, которые только предстоит решить в будущем, журналист совсем не лукавит. Распад Советского Союза и экономические проблемы прошлых десятилетий серьезно ударили по военной мощи страны, промышленности и социальной сфере. Решение этих проблем параллельно с развитием иных сфер является более чем сложной задачей, и это совсем не удивительно.
В рамках текущей Госпрограммы вооружений, рассчитанной до 2020 года, оборонной промышленности и министерству обороны предстоит кардинальным образом обновить материальную часть вооруженных сил. В соответствии с имеющимися планами доля новых вооружений и техники должна достигнуть 75%, а по некоторым направлениям и 90-100%. Кроме того, имеются планы по развитию промышленности и ряд других вспомогательных программ.
Естественно, реализация всех имеющихся планов будет связана с серьезными трудностями. Тем не менее, их выполнение позволит значительно повысить обороноспособность страны, а также окончательно вытащить армию и промышленность из ямы, в которую она попала два десятилетия назад. Результатом всех нынешних действий станет хорошо вооруженная и обученная армия с современным вооружением и техникой.
Что касается художественного образа, вынесенного в заголовок статьи, то он немного портит впечатление от аналитической работы автора. Он словно акцентирует внимание на том, что автор статьи пытался не только провести анализ ситуации, но и успокоить читателя, в том числе и при помощи красивых фраз или штампов. Кроме того, использованный заголовок не вполне соответствует реальности. «Бумажный тигр», несмотря на все проблемы, продолжает набирать силы, а также бомбит террористов и уничтожает их с помощью крылатых ракет боевых кораблей.
Статья Not So Scary: This Is Why Russia's Military Is a Paper Tiger:
http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/not-so-scary-why-russias-military-paper-tiger-14136
Вас заинтересует
The National Interest: 5 видов российского супероружия нового поколения
Business Insider: российская армия показывает в Сирии высокую эффективность
NI: Су-34 – «самый передовой российский истребитель-бомбардировщик
The National Interest: китайские авианосцы – кошмар для ВМС США?
Своеобразное сравнение новейших истребителей РФ, КНР и США в "National Interest"