В конце недели в Потсдаме, пригороде немецкой столицы, в здании академии железнодорожной компании Deutsche Bahn после двухгодичного перерыва прошли заседания российско-германского форума «Петербургский диалог». Прошлогодняя такая встреча в Сочи была сорвана по инициативе германского канцлера Ангелы Меркель. Свой демарш канцлер объяснила позицией России в украинском конфликте и присоединением (аннексией, по оценке Меркель) Крыма. Теперь, по мнению германских политиков, пришло время продолжить «гражданско-общественный обмен».
Немцам хочется поучать Россию «Петербургский диалог», как форум гражданских обществ России и Германии, был создан по инициативе руководителей двух стран Владимира Путина и Герхарда Шрёдера. Первая встреча прошла в Санкт-Петербурге весной 2001 года. С тех пор такие мероприятия проводились ежегодно, попеременно в России и Германии. С российской стороны оргкомитет возглавлял Специальный представитель Президента России по взаимодействию с Форумом стран-экспортёров газа, председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, с немецкой — бывший премьер-министр ГДР Лотар де Мезьер.
Ежегодно «Петербургский диалог» собирал более 200 представителей России и Германии. Объединённые в восемь тематических рабочих групп, они обсуждали актуальные вопросы и проблемы двусторонних отношений. В рамках форума проводились межправительственные российско-германские консультации с участием руководителей стран, что придавало мероприятию не только высокий статус, но и делало его мостом для продвижения взаимовыгодного экономического сотрудничества, способствовало лучшему взаимопониманию между Германией и Россией.
Именно в этот период резко вырос товарный обмен стран, а Германия заняла лидирующие позиции в торговых связях России и Запада. С приходом к власти канцера Меркель ситуация мало-помалу стала меняться. В ней появились нотки поучительности. По инициативе германской стороны в диалог ввели обсуждение положения в России с правами человека, ситуации вокруг скандальной Pussy Riot и прочие односторонние темы.
Минувшей осенью Меркель и вовсе прервала это в прошлом продуктивное общение. В связи с кризисом на Украине, в котором канцлер прямо обвинила Россию, она отменила уже назначенные на осень мероприятия «Петербургского диалога» в Сочи.
Против этого решения активно выступил сопредседатель форума с германской стороны Лотар де Мезьер. Надо сказать, что он для Ангелы Меркель не чужой человек. В 1990-м году де Мезьер возглавлял Христианско-демократический союз (ХДС) и правительство ГДР. В то время фрау Меркель входила в круг ближайших помощников де Мезьера и даже была его пресс-секретарём. После объединения Германии состоялся общегерманский съезд ХДС, по результатам которого западная и восточная партии слились в одну, а Лотар де Мезьер занял пост заместителя председателя объединённого ХДС.
Вскоре немцы основательно пощипали бывшего премьер-министра ГДР за его связи с восточно-германским министерством безопасности («Штази»). Де Мезьер отошел от политики и занялся юридической практикой. Меркель от бывшего патрона дистанциировалась, перебравшись под крыло тогдашнего председателя ХДС, федерального канцлера Германии Гельмута Коля. Поэтому теперь прислушиваться к критике Лотара де Мезьера, введённого в руководящие органы «Петербургского диалога» прежним канцлером Герхардом Шрёдером, у Меркель не было никакого резона.
Лотар де Мезьер меж тем не унимался. Он делал публичные заявления, давал интервью германским СМИ. Например, газете Tagesspiegel де Мезьер сказал, что Запад совершил серьезные ошибки в украинском кризисе, поставив «Украину перед выбором: мы или они, Европа или Россия. Однако вместо этого Украина должна была получить связующую функцию». Такой же ошибкой канцлера Меркель назвал он отмену встреч «Петербургского диалога» в Сочи. По мнению де Мезьера, этим действием «было нанесено глубокое оскорбление» России. Исключение её из партнёров по диалогу стало серьёзным политическим просчетом.
Больше того, Лотар де Мезьер публично поддержал известного германского политика, депутата бундестага от СДПГ Эгона Бара, предложившего взять на вооружение в отношении Крыма ту же модель, что ФРГ применяла к не признанной ею ГДР, к которой Бонн, тем не менее, относился с уважением. «Германии не останется ничего иного, как относиться к аннексии Крыма с уважением», — согласился де Мезьер.
Активность Лотара де Мезьера стоила ему кресла сопредседателя форума «Петербургский диалог». Нынешней весной Ангела Меркель на место своего давнего патрона поставила бывшего главу ведомства федерального канцлера и федерального министра по особым поручениям Рональда Пофаллу. Ему было поручено основательно «переформатировать» германскую часть координационного совета «Петербургского диалога», придать ему новый тематический вектор.
Место Pussy Riot заняли неправительственные организации в России О том, как справился новый назначенец со своей ролью, стало видно уже по заявленной повестке форума в Потсдаме. Вот как сформулировал её сам Рональд Пофалла: «совершенно открыто» обсудить такие проблемы, как «аннексия Крыма, война на Украине, критическое положение неправительственных организаций в России». То, что заявленная повестка выходила за рамки обсуждения двусторонних отношений, нового сопредседателя диалога никак не смутило.
Однако, даже такой убогий, однобокий подход к российско-германскому сотрудничеству не помешал в целом сдержанной позиции участников форума. Он проходил по-деловому, без лишних эмоций. Стороны повторили уже известные позиции по обсуждавшимся вопросам. Зафиксировали их расхождение и констатировали, что итогом двухдневной конференции можно считать лишь факт её проведения.
Страсти разгорелись на заключительном заседании встречи. На нём обсуждали тему «Модернизация, как шанс для создания общего европейского дома». Германию на подиуме представляли депутат бундестага от оппозиционной партии «Союз 90»/«Зеленые» Марилуизе Бек и зампредседателя правящего Христианско-демократического союза Армин Лашет, Россию — сопредседатель рабочей группы «Политика», депутат Госдумы от «Единой России» Вячеслав Никонов и глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов.
Во время обсуждения темы Вячеслав Никонов с удивлением заметил, что немецкие СМИ не дали никакой информации о прошедшем накануне в Сочи заседании «Валдайского клуба». Там Президент Владимир Путин достаточно чётко и подробно разъяснил позицию России по всем ключевым вопросам современности, включая украинский кризис. Получается, «Мнение российской стороны не интересно для наших западных партнеров», — отметил Никонов.
Немцы вяло оправдывались. За них активно вступились наши соотечественники, в частности, председатель комитета «Гражданское содействие», член Совета и руководитель Сети «Миграция и Право» правозащитного центра «Мемориал» Светлана Ганнушкина и председатель межрегиональной общественной благотворительной организации Комитет за гражданские права Андрей Бабушкин.
Выступление Вячеслава Никонова они стали прерывать выкриками «Вранье!», «Неправда!». Хотя российский представитель говорил о вполне очевидных вещах. Например, о том, что Закон РФ о некоммерческих организациях (НКО) — прямая калька аналогичного нормативного акта, действующего в Соединённых Штатах. Направлен он против тех НКО, которые, по мнению Никонова, хотят «изменения режима». «Мы не будем создавать комфортные условия для работы ЦРУ в нашей стране», — цитирует российского депутата «Deutsche Welle».
Немцы снисходительно наблюдали перебранку гостей. Хозяева уже получили от Никонова, когда на заседании группы «Политика» он раскритиковал Европу за её политику на Украине. Здесь действия Евросоюза перечеркнули принципы, заложенные в Хельсинкских соглашениях 1975 года, на которых долгие годы держалась безопасность континента. «Мы не хотим быть частью Европы, которая утратила привлекательность», — процитируют потом германские СМИ слова российского представителя.
Отыграются немцы на итоговом выступлении сопредседателя «Петербургского диалога» с российской стороны Виктора Зубкова. На этот раз его будут прерывать не записные отечественные правозащитники, а местные журналисты. Их не устроила оценка Зубкова, что в напряженных германо-российских отношениях виноваты прежде всего немецкие СМИ. В качестве примера он привёл освещение в Германии украинского кризиса. Ведь здесь практически нет сообщений в прессе о «преступлениях украинской армии» в Донбассе.
Жёсткое завершение дискуссий форума лишь подтвердило печальный факт: до взаимопонимания лидерам общественных настроений двух стран предстоит долгий и трудный путь — едва ли не с того старта, с которого когда-то начинался «Петербургский диалог». Это констатировал в заключительной речи и германский сопредседатель Рональд Пофалла. По его мнению: «Надо развивать сотрудничество, но сохранить санкции».
Меркель делает реверансы Украине
Конференция в Потсдаме больше напоминала школьный класс без учителя. Может быть, поэтому завершилась она почти скандально. Обычно центральным событием «Петербургского диалога» были межправительственные консультации с участием руководителей двух государств. На этот раз «учителя» форум проигнорировали и занимались своими делами. Владимир Путин в Сочи встречался с участниками международного «Валдайского клуба». Ангела Меркель принимала в немецкой столице украинскую делегацию во главе с премьер-министром Арсением Яценюком.
В Берлине в пятницу состоялась германско-украинская экономическая конференция. Открывая её, федеральный канцлер Германии сделала гостям роскошный реверанс. Как передаёт агентство ДРА, Меркель признала, что Украина следует курсу реформ, и теперь «немецкие компании ожидают от отношений с украинскими партнерами прозрачности и равноправного подхода». При этом канцлер заявила, что Германия является «надежным партнером», который находится на стороне Киева. Слова Меркель, равно, как вся экономическая конференция, посвящались одному важному событию: 1 января 2016 года вступит в силу Соглашение о зоне свободной торговли между ЕС и Украиной. Немцы начали к нему серьёзно готовиться.
В день открытия конференции в Берлине представители Германии и Украины подписали соглашение о создании германско-украинской торговой палаты. Статс-секретарь министерства экономики ФРГ Маттиас Махниг по этому поводу заметил: «Германия оказывает Украине поддержку на её пути к политической и экономической стабилизации. Мы хотели бы расширить эти усилия углублением билатеральных экономических отношений».
Не знаю, зачем потребовался статс-секретарю столь мудрёный оборот. Привычнее было сказать — двусторонних, но что-то удержало берлинского чиновника от упрощения ситуации. Возможно, требование немцев к Украине «продолжать последовательно идти по пути реформ» выдаёт некую подчиненность новых партнёров Германии. Ведь даже цель создания совместной палаты преподнесена в Берлине, как поддержка украинским компаниям для их адаптации в условиях свободной торговли с Европой.
Меж тем, товарооборот Германии с Украиной в прошлом году составил $ 5 миллиардов. С Россией — $ 70 миллиардов, хоть и упал на 12 процентов. Ясно, что украинцы не перекроют случившихся из-за санкций потерь. Поэтому немцам приходится действовать с оглядкой. На конференции канцлер Меркель особо подчёркивала — соглашение с Украиной не направлено против России.
…Не готова сегодня Германия обойтись без экономических связей с Российской Федерацией. Как не готова она к полноценному партнёрству и серьёзному обсуждению проблем двусторонних отношений. Это отчётливо показала неудавшаяся попытка немцев вернуться в «Петербургский диалог».
Вас заинтересует
Немецкий раскол: все против Ангелы
На страницах Меркель в соцсетях отключили комментарии на кириллице в качестве "барьера русским троллям"
В Интернете появился компромат на Меркель от Anonymous
Меркель: у Путина нет шансов быть приглашённым на саммит G7
Меркель: мы хотели бы не защищаться от России, а стремиться вместе с ней к безопасности