27 января 1944 года закончился тот ужас, в котором город существовал 872 дня и ночи. До сих пор нет абсолютно точных данных о том, какое количество жизней унёс гитлеровский план по превращению прекраснейшего советского города – северной жемчужины – в руины и пепел. До сих пор учёные спорят о том, какое число жителей блокадного Ленинграда погибло от нацистских бомб и снарядов, какое – от голода и холода, какое – от вызванных нехваткой питания и элементарных медикаментов эпидемий.
По самым скромным оценкам, число погибших за 872 блокадных дня ленинградцев составило 650 тысяч человек. Это говорит о том, что за один блокадный час в Ленинграде погибали более 30 человек – и так более двух лет. И ведь речь здесь идёт только о гражданском населении. А сколько бойцов Красной Армии, которые делали всё для освобождения города от вражеских тисков, навсегда остались лежат в сырой и холодной земле?..
Блокада Ленинграда - это одно из тех чудовищных преступлений нацизма, которое никогда не должно уйти из памяти человечества, несмотря на прошедшие со времён Великой Отечественной войны десятилетия. К великому сожалению, сегодня хватает тех, кто исполнен решимости не просто переиначить исторические факты, но и полностью вытравить, казалось бы, очевидное - о подвиге как ленинградских жителей, так воинов, предпринимавших усилия для снятия блокады.
Появляются странные доводы о том, что, возможно, советскому руководству было бы целесообразнее сдать город на Неве врагу и тем самым "спасти" сотни тысяч жизней простых советских граждан. Доводы такого плана странны хотя бы потому, что одно дело рассуждать о «целесообразности/нецелесообразности», сидя за чашечкой кофе в тёплой студии какого-нибудь отдемокраченного телеканала или аналогичной радиостанции, и совсем другое дело – принимать решения в условиях наступления противника на всех фронтах, обладая реальным опытом военной стратегии и тактики. Один только факт, согласно которому советские войска почти 900 дней сковывали действия масштабных (более 700 тыс. «штыков») сил нацистских оккупантов (включая не только силы Третьего Рейха, но и Финляндии, а также Испании), не давая возможности врагу осуществить переброску этих сил на другие направления и участки фронта, наносит по идеологии «лучше сдать, чем защищать» сокрушительный удар. Хотя ультралиберальная компашка готова сочинить и другие «доводы», лишь бы отрабатывать свои тридцать сребреников и продолжать делать попытки поливания грязью подвига советских воинов.
Из блокадной статистики:
За время сдавливания гитлеровских тисков на Ленинград было сброшено более 102 тысяч зажигательных и около 5 тысяч фугасных авиабомб. В городе разорвались более 150 тысяч артиллерийских снарядов.
Однако ни бомбы, ни снаряды не смогли поколебать дух настоящих ленинградцев – людей, для которых главной идеей стала идея всенародного противостояния врагу, и идея ЖИЗНИ. Не зря именно «Дорогой жизни» был назван маршрут по льду Ладожского озера, с помощью которого в город было завезено более 1,6 миллиона тонн грузов, а из города эвакуировано почти полтора миллиона человек. Для многих ленинградцев именно «Дорога жизни» действительно подарила им жизнь, смысл которой был прочувствован в дни геноцида населения города со стороны нацистских преступников. Порой от голодной смерти человека, обнаруженного практически без движения в одном из городских подвалов, спасала небольшая горстка хлебных крошек, размоченных в холодной воде. Лишняя порция глюкозы вытаскивался буквально с того света обессиленных от голода и болезни ленинградских детей. Больно смотреть в глаза этим детям, запечатлённым ленинградскими фотографами:
А ведь это они, пережив все ужасы блокады, потом учились и работали - строили, восстанавливая и свой родной город, и вместе с ним всю обескровленную войной страну.
Среди многочисленных документов с доказательствами военных преступлений нацистов в ходе Нюрнбергского трибунала была представлена крошечная записная книжка Тани Савичевой. В этой книжке только девять страниц, на каждой из которых ленинградская школьница делала короткие записи о смерти своих родных и близких. Из дневника Тани Савичевой:
28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го 17 марта – Лёка умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Лёша. Мама – 15 мая. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.Ком в горле...
Сама Таня умерла от истощения и туберкулёза летом 1944 года, находясь в интернате. В 1981 году в Шатках (Горьковская область) - на месте смерти и захоронения Тани - был открыт мемориал в память о ней - о девочке, короткими словами рассказавшей об ужасах ленинградской блокады.
Вечная память погибшим в годы блокады ленинградцам и воинам, павшим при освобождении города от мёртвой хватки нацистских клещей! Вечная слава тем, кто прошёл через страшные блокадные дни и ночи и стал настоящим живым символом непокорённости и мужества!
Вас заинтересует
Украинские радикалы готовятся к морской блокаде Крыма
В Киргизии скончалась женщина, взявшая в годы войны под опеку 150 детей из блокадного Ленинграда
Ленинград 1944 / Санкт-Петербург 2014. Операция Январский гром
Коридором смерти. Как историк В.М. Ковальчук открывал «окопную правду
День полного освобождения Ленинграда от блокады. Миф о необходимости сдачи города без боя