Справочная информация: расстояние от северной точки полигона твёрдых бытовых отходов Борисоглебского городского округа до ближайшей точки взлётно-посадочной полосы военного аэродрома (аэродрома Борисоглебской авиационной базы) «Борисоглебск» не превышает 1200 метров. Расстояние от северной точки полигона ТБО до территории аэродрома Борисоглебск составляет и вовсе менее километра.
Исходя из этих данных, можно констатировать, что полигон твёрдых бытовых отходов (свалка) Борисоглебского городского округа располагается в полосе подходов авиации Борисоглебской авиабазы. По целому ряду причин факт попадания полигона ТБО в полосу подходов военных, военно-транспортных, транспортных и пр. самолётов к аэродрому «Борисоглебск» приводит к увеличению рисков как при заходе самолётов на посадку, так и при их взлёте.
Во-первых, полигон твёрдых бытовых отходов является объектом, привлекающим огромное количество птиц. В истории мировой авиации (и военной в том числе) птицы нередко становились причиной авиакатастроф. Дело в том, что компрессор реактивного двигателя самолёта испытывает большие радиальные нагрузки в момент попадания в него инородного тела (например, птицы). При этом реактивный двигатель военного самолёта во время взлёта (посадки) работает с максимальной нагрузкой. Эти факторы способны привести к деформации и даже разрушению как минимум одной из вращающихся лопаток, что в свою очередь может послужить причиной разрушения других элементов и, как итог, выводу из строя всего тракта реактивного двигателя.
Международная статистика говорит о том, что до трёх четвертей случаев столкновений птиц с самолётом (попадания птиц в авиационные двигатели) происходят именно в тот момент, когда самолёты взлетают или заходят на посадку. Большое число птиц над полигоном ТБО увеличивает эти риски многократно.
Во-вторых, полигон твёрдых бытовых отходов Борисоглебска часто возгорается (в связи с проводимыми там работами или по иным причинам). Дым, поднимающийся с полигона ТБО, уже становился причиной переноса полётов. Дымовая завеса снижает видимость во время полётов, а совершение посадки в условиях недостаточной видимости приводит к серьёзным рискам.
Необходимо обратить внимание и на то, что полигон твёрдых бытовых отходов Борисоглебского городского округа, расположенный неподалёку от Юго-Восточного микрорайона и посёлка Водострой, продолжает расширяться. Только за последние 2-3 года площадь полигона выросла не менее чем на 10%. Так как географические особенности местности не позволяют расти полигону в южном направлении – направлении, обратном месту расположения аэродрома «Борисоглебск», то увеличение площади полигона ТБО идёт в северном и северо-восточном направлениях. Это приближает городскую свалку к стратегически важному военному объекту, повышая риски для экипажей боевых самолётов.
В течение того времени, в ходе которого в районе полигона ТБО проводилась фотосъёмка, грузовики-мусоровозы систематически подвозили новые и новые отходы фактически вереницей. И если ещё в сентябре-октябре прошлого года полигон местные власти попытались привести в более или менее «презентабельный» вид, то уже к февралю городская свалка в очередной раз превратилась в местный мусорный «мордор» с кружащим над ним многочисленным вороньём.
Сентябрь 2015:
Февраль 2016:
Мало того, в зоне, контактной с полосой подходов военной авиации, располагаются жилые массивы. Это говорит о том, что при перечисленных неблагоприятных факторах существенно вырастает и риск на земле. Слабая видимость от задымления полосы подхода и наличие большого числа инородных тел (птиц) в воздухе могут привести к возникновению ситуации форс-мажора, когда лётчики получают меньше возможности для проведения того или иного манёвра самолёта. Снижение числа возможностей для маневрирования и способно привести к вероятностному росту рисков для наземных объектов и жителей города.
Установленные близ взлётно-посадочной полосы аэродрома «Борисоглебск» пугала для птиц – один из элементов повышения безопасности. К альтернативным элементам можно отнести использование специальных звуковых сигналов, отпугивающих пернатых. Но только эти элементы способны играть важную роль в обычных условиях – тех, когда число помех в воздухе не так велико, как при наличии «под боком» у аэродрома растущей городской свалки.
Вышка на военном объекте хорошо просматривается с "окраины" полигона ТБО:
Справочная информация:Из Наставления по аэродромной службе в гражданской авиации (НАС ГА – 86. Введено в действие приказом МГА СССР от 26.03.1986 № 23/И)
П.1.5 «Порядок рассмотрения, согласования и контроля за строительством зданий и сооружений на приаэродромных территориях, воздушных трассах и MBЛ»
1.5.2 На землях, прилегающих к территории аэродромов, на расстоянии 15 км запрещается размещение мест концентрированных выбросов пищевых отходов, свалок, строительство звероводческих, животноводческих ферм, скотобоен, способствующих массовому скоплению птиц.Из Руководства по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации:
5.4 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА ПРИАЭРОДРОМНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ И ВОЗДУШНЫХ ТРАССАХ.
5.4.4. Развитие городов и населённых пунктов в пределах определенной приаэродромной территории согласовывается с соблюдением требований безопасности полетов ВС и с учётом зон воздействия авиационного шума.
5.4.5. На землях, прилегающих к территории аэродромов на расстоянии 15 км, запрещается размещение мест концентрированных выбросов пищевых отходов, свалок, звероводческих, животноводческих ферм, скотобоен, способствующих массовому cкoплению птиц.Расстояние от полигона ТБО до аэродрома «Борисоглебск» в 10-15 раз меньше установленного документом минимума!
По последним данным, городские власти всё же собираются осуществить перенос полигона ТБО на новое место (в соответствии с требованиями военных руководств и наставлений), однако фотографии с места свалки мусора свидетельствуют о том, что пока определённых лиц из числа муниципальных властей нынешняя ситуация вполне устраивает – горы отходов растут всё выше и выше, причём так, что, если не принять срочных действенных мер, мусор, должно быть, начнут вываливать непосредственно на взлётно-посадочную полосу военного аэродрома...
Решение необходимо принимать, не теряя времени, так как уже в 2017 году число полётов на авиабазе в Борисоглебске существенно повысится, ведь в Борисоглебске возобновляется обучение курсантов старших курсов ВУНЦ ВВС «ВВА» им.Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина.
Вас заинтересует
СМИ: в Крыму началась реконструкция аэродрома для БПЛА и вертолётов
Stratfor: снимки из космоса зафиксировали в Сирии военную активность американцев
Депутаты ВРУ открыли для НАТО доступ к хранилищам ядерных отходов
Специалисты ВУНЦ ВВС завершили приём новой партии учебно-боевых Як-130
Испытательный пуск ракеты "Тополь" произвели с полигона под Астраханью