«Ядерное оружие России уже давно превзошло аналогичное вооружение США», – заявил на днях генконструктор ОАО «Корпорация «МИТ» Юрий Соломонов, руководивший разработкой баллистических ракет «Тополь-М», «Ярс» и «Булава».
И это преимущество увеличится еще больше, когда на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) РФ поступит новая баллистическая ракета РС-26 «Рубеж», также разработанная корпорацией «МИТ» (ранее – Московский институт теплотехники). Как сообщил в свое время командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев, в 2015 году планировалось завершить испытания этого комплекса, а с 2016 года он будет поставлен на боевое дежурство.
Однако о характеристиках РС-26 (на Западе ей присвоен индекс SS-X-29) на данный момент известно мало. По оценкам экспертов, это твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) с усовершенствованным боевым оснащением и разделяющейся головной частью (РГЧ), выполненной с использованием нетрадиционного метода разведения боеголовок – так называемого Blue Angels.
СТАВКА НА «АВТОБУС»
В ноябре 1962 года департамент специальных разработок ВМС США (SPO – Special Project Office) совместно с ВВС начал концептуальную проработку нового боевого оснащения для МБР и баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ). Рассматривались два варианта, отличавшихся методом разведения боеголовок.
Первый получил условное обозначение Mailman и предполагал создание так называемого «автобуса» (Bus) – платформы с системой наведения и двигательной установкой, от которой в расчетных точках траектории последовательно отделялись боеголовки и далее совершали неуправляемый полет по законам баллистики к заданным целям. Преимуществом данного метода была относительная простота и возможность размещения на платформе-автобусе 10-14, а теоретически даже 30 боеголовок.
Второй метод был назван Blue Angels, и суть его заключалась в оснащении каждой боеголовки собственной двигательной установкой и индивидуальной системой наведения. Главным достоинством такого метода являлась способность активного маневрирования боеголовок на всем протяжении полета, включая внеатмосферный и атмосферный участки. Кроме того, обеспечивалась возможность атаки целей по низковысотным настильным траекториям. Правда, количество боеголовок на носителе при таком методе размещения не могло быть больше четырех.
С точки зрения рационального использования забрасываемого веса и технологии исполнения схема Bus выглядит предпочтительнее, чем Blue Angels. В последней, как уже отмечалось выше, требовалось оснастить каждую боеголовку индивидуальной системой наведения, собственной двигательной установкой (ДУ) многократного действия, баками горючего и окислителя.
В условиях отсутствия у потенциального противника активных средств противоракетной обороны (ПРО) во внеатмосферном пространстве схема Blue Angels была не то чтобы технически нереализуемой, но более сложной в исполнении и избыточной по своим возможностям. Поэтому первый вариант разделяющейся головной части стал классической конструкцией, а второй практически на полвека был «положен в стол».
НОВОЕ – ЭТО НЕ ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Однако в связи с активизацией в США работ по созданию Национальной системы противоракетной обороны (НПРО), в том числе ее передового рубежа – ЕвроПРО, в России решили создать ракету с РГЧ индивидуального наведения по технологии Blue Angels, получившую индекс РС-26.
Эскизный проект новой ракеты готовил Московский институт теплотехники. Ее полномасштабная разработка разработка началась в 2006 году. В 2008 году между корпорацией «МИТ» и Минским заводом колесных тягачей был заключен контракт на подготовку транспортера МЗКТ-79291 (формула 12 x 12) под мобильную пусковую установку (ПУ) нового комплекса.
Этот колесный транспортер по габаритам существенно меньше прежнего МЗКТ-79221 (16x16), созданного специально под «Тополь-М» и «Ярс», и обладает несколько меньшей грузоподъемностью – 50 т против 80, что дало основание экспертам определить примерные массогабаритные характеристики новой ракеты: масса пускового контейнера – 50 т, cтартовая масса самой ракеты – 32 т, длина – 13 м.
На основании информации главкома РВСН генерала Каракаева о том, что новая ракета не предназначена для установки в шахтные пусковые установки (ШПУ), а разрабатывался только ее мобильный вариант, аналитики сделали вывод, что, вероятнее всего, МИТ выполнил новую МБР по технологиям БРПЛ. И в техническом задании не было требований повышенной ударостойкости (как у ракет шахтного или двойного варианта базирования), поскольку нет необходимости выдерживать ударную нагрузку при близких ядерных взрывах. А следовательно, появилась возможность облегчить конструкцию и увеличить забрасываемый вес.
То есть «Рубеж» – это та самая, обещанная несколько лет назад, унифицированная ракета МБР на базе БРПЛ «Булава». От нее РС-26 достались первые две ступени, третья состоит из трех-четырех отдельных ступеней-боеголовок меньшего диаметра (до 0,8 м), связанных в пакет. Каждая такая отдельная ступень оснащена собственным жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Это прежде всего возможность многократного (пусть и кратковременного) включения необходимого для совершения маневра уклонения от противоракет класса GBI и SM-3.
При торможении головных частей в плотных слоях атмосферы до величины менее 3 км/сек. ЖРД будет включаться для придания каждой боеголовке дополнительного ускорения (увеличив их скорость до 9,2 км/сек.) с целью преодоления второго эшелона THAAD.
Одна из главных боевых особенностей состоящих на вооружении РВСН «Тополей» и «Ярсов» – это резкий (по меркам ракетной техники предыдущих поколений) старт. Разгонный этап длится менее 5 минут. Из-за этого средствам НПРО очень сложно зафиксировать сам факт запуска. За это время ракеты данных типов не успеет перехватить ракета-перехватчик системы ЕвроПРО даже из Польши или Румынии.
Но в случае с МБР «Рубеж» разгонный этап еще меньше благодаря использованию высокоэнергетического топлива, применявшегося ранее только на БРПЛ. На шахтных МБР оно не применялось ввиду высокой подверженности детонации и чувствительности, близкой к обычному взрывчатому веществу, что не обеспечивает устойчивости к ударной перегрузке при ядерном взрыве.
МБР, БРСД И АНТИПРО В ОДНОМ ФЛАКОНЕ
Все упомянутые выше свойства РС-26 позволяют ей гарантированно преодолевать все эшелоны американской ПРО. Недаром вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве России сферу ВПК, назвал РС-26 «убийцей ПРО», подразумевая, что ни существующие, ни перспективные системы ПРО не в состоянии перехватить боевые части ракеты этого комплекса.
Между тем использование технологии Blue Angels позволило реализовать на МБР «Рубеж» концепцию применения баллистических ракет по низковысотной (апогей – не выше 60-80 км) настильной траектории на дистанции, относимые договором РСМД к дистанциям средней и меньшей дальности (минимальная дальность пуска РС-26 – 2.000 км, максимальная – более 6.000 км), с сокращением подлетного времени на 40% относительно «классической» баллистической траектории. Это позволяет использовать данную МБР как БРСД – баллистическую ракету средней дальности, не нарушая положений договора РСМД.
Военные аналитики полагают, что принятие на вооружение РС-26 и начало ее серийного производства позволят России быстрее наверстать отставание от США в количестве развернутых носителей и боевых блоков, которое может возникнуть после снятия с дежурства МБР с истекшими сроками эксплуатации, и вывести количественные показатели ядерных вооружений и средств их доставки на максимальный уровень, разрешенный условиями договора СНВ-3.
Напомним, что действующее ныне российско-американское соглашение требует от сторон привести количество средств доставки и боевых блоков к оговоренному значению к 2018 году. Именно к этому сроку стоит ожидать производства и передачи РВСН России наибольшего количества комплексов РС-26. По данным американского госдепа, в настоящий момент Россия и США имеют соответственно 528 и 794 носителя ядерного оружия. В это число входят и стратегические бомбардировщики, каждый из которых договором СНВ-3 приравнивается к одной баллистической ракете. На этих носителях у россиян развернуты 1.643 ядерные боеголовки, а у американцев – 1.652.
НА «ПЛАТФОРМЕ» ИХ НЕ ОБЪЕДЕШЬ
Согласно сообщениям СМИ, серийное производство МБР для ПГРК «Рубеж» будет налажено на Воткинском машиностроительном заводе, оборудования пусковых установок – на волгоградском заводе «Баррикады». А вот относительно производителя колесных шасси для них у экспертов возникли разногласия. Дело в том, что еще с советских времен традиционным поставщиком подобных машин является Минский завод колесных тягачей, и были все основания ожидать сохранения статус-кво.
Шасси МЗКТ-79291 для автономной пусковой установки РС-26
Но в течение последних двух лет в российской прессе прошла целая серия публикаций о том, что Минобороны России намерено в самые короткие сроки отказаться от использования белорусских шасси в качестве носителей новейших ПГРК. Утверждалось, что эти комплексы будут размещаться на шасси семейства «Платформа» разработки Камского автозавода. В дальнейшем машины этого семейства поступят на вооружение всех видов и родов войск России, а белоруский МЗКТ лишится российских военных заказов.
Ряд представителей экспертного сообщества стали обсуждать ее последствия этого шага для минского завода, так и для Беларуси в целом. Но пока шасси семейства «Платформа» на вооружение не принято. А значит, мобильные пусковые установки белоруского производства все еще востребованы.
Не так давно Минский завод колесных тягачей на параде в честь Дня независимости в Минске представил широкой публике свое новое шасси МЗКТ-79291 мощностью 650 лошадиных сил для автономной пусковой установки РС-26, подтвердив тем самым статус добросовестного поставщика и разработчика уникальной автотехники для российской армии.