Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

ТерпИЛы-96

Как обламывали крылья дальнемагистральному проекту

История эта началась в 1990 году, когда на воздушные трассы Советского Союза вышел первый отечественный широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86 на 350 мест для авиалиний средней протяженности. Позже с учетом того, что территория Советского Союза занимала 1/6 часть суши, было принято решение о создании широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета Ил-96 такой же пассажировместимости.

Для него требовался двигатель тягой 18 тонн. В СССР такого не было, его еще предстояло создать. А поскольку одновременно с Ил-96 планировался узкофюзеляжный Ту-204 для маршрутов средней протяженности, Министерством авиационной промышленности СССР было принято решение делать для обоих самолетов единый двигатель. Забегая вперед, заметим, что, как и у многих других ошибочных решений, основной мотивировкой здесь была экономия средств. Это повлекло необходимость сокращения числа пассажиров данной модификации с 350 до 300. Так на свет появился проект Ил-96-300, экономичность которого была ниже, чем у исходного Ил-96.

“ При цене значительно ниже, чем у зарубежных лайнеров, у новых Ил-96-300 и Ту-204 не было ни малейших шансов найти хотя бы минимальный спрос на внутреннем рынке ”
Но мысль вернуть самолету Ил-96 первоначально заложенные в него технико-экономические параметры не оставляла генерального конструктора ОКБ им. Ильюшина Генриха Новожилова. А за океаном у политического противника Советского Союза – США на фирме Pratt & Whitney искали применение новому детищу – двигателю PW2337. Совместный интерес двух фирм к продвижению на мировые рынки своих разработок и потепление советско-американских отношений позволили 7 декабря 1990 года подписать протокол подготовки ТЭО самолета Ил-96М с двигателями PW2337, предусматривавшего постройку опытного прототипа к международному авиасалону 1993 года в Париже. Учитывая наметившуюся кооперацию и по просьбе материнской компании Pratt & Whitney – корпорации United Technologies Corporation (UTC) 20 января 1991-го в Москву прибыли официальные представители Федеральной авиационной администрации (FAA) США для переговоров о сертификации наших самолетов в Америке. Советская сторона была поставлена в известность, что это возможно только после разрешения Госдепа США и подписания межправительственного соглашения о безопасности полетов.

В том же 1991-м не стало Советского Союза, и дальнейшие работы по Ил-96М проводились уже в России. Распад СССР резко осложнил реализацию достигнутых договоренностей со стороны ильюшинцев. Проект лишился финансовой поддержки государства. Более того, одним из первых деяний правительства Ельцина – Гайдара была практическая конфискация всех оборотных средств промышленных предприятий оборонного комплекса, что сразу поставило их за грань выживания. Далеко не так, конечно, относились к своей промышленности в США, что позволило Pratt & Whitney вовремя выполнить все обязательства перед нашим ОКБ по созданию Ил-96М. Более того, оказываемое UTC давление на российское руководство привело если не к материальной, то хотя бы к моральной поддержке проекта. В результате состоялся визит президента Ельцина в ОКБ им. Ильюшина для ознакомления с ходом создания Ил-96М с американскими двигателями. Это, безусловно, способствовало более благожелательному отношению к проекту Ил-96М различных государственных органов. Ход работ по проекту Ил-96М был подробно освещен на Мосаэрошоу-92 в подмосковном Жуковском.

Все советское на слом, соберем металлолом


С распадом Советского Союза серьезные изменения произошли и в органах государственного регулирования гражданской авиации. На месте Госавианадзора СССР, который вопреки требованиям приложения 13 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации одновременно расследовал летные происшествия и занимался сертификацией типа воздушных судов, в создавшейся неразберихе при переходе от союзных органов управления к российским возникло еще более странное образование – Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Он продолжал в нарушение приложения 13 одновременно расследовать происшествия и сертифицировать. К тому же последним, обладая дипломатическим иммунитетом на территории России, занимался на коммерческой основе, что противоречит всем нормам международного права. И с энтузиазмом, достойным лучшего применения, штамповал сертификаты типа на воздушные суда иностранного производства, особенно фирмы «Боинг».

ТерпИЛы-96


МАКовая история заслуживает отдельного расследования. Для нас в данном случае важно, что вследствие бесконтрольной сертификации иностранной авиатехники на российский рынок хлынул поток зарубежного старья, часто по цене немного большей, чем на металлолом. Введенные с подачи Госкомоборонпрома таможенные пошлины на ввоз зарубежных самолетов не сыграли никакой роли, поскольку цена на лом все равно таковой и осталась. И это при огромном количестве бесплатно доставшейся авиакомпаниям техники советского производства. Если добавить к ним реэкспортный поток дешевых отечественных самолетов из стран СНГ и Восточной Европы и обвальное снижение спроса на воздушные перевозки в связи с катастрофическим падением жизненного уровня населения страны, становится понятно: у Ил-96-300 и Ту-204, с огромным трудом сертифицированных в 1992 и 1994 годах, при цене значительно ниже, чем у новых зарубежных лайнеров, не было ни малейших шансов найти хотя бы минимальный спрос на внутреннем рынке.

А на иностранные они выйти не могли, так как не были сертифицированы нигде, кроме нищих республик СНГ, не знавших, как избавиться от излишней дармовой советской авиатехники.

В таких условиях и совершил свой первый вылет 6 апреля 1993 года с Центрального аэродрома на Ходынском поле прототип дальнемагистрального пассажирского Ил-96МО, разрешение на который я подписал, будучи начальником Департамента НИОКР и перспективных научных разработок Госкомоборонпрома, совместно с представителями военных (хозяевами аэродрома) и мэрии Москвы. Хорошо помню вздох облегчения, когда сообщили, что все прошло успешно. Ведь длина полосы составляла всего 1800 метров, а траектория полета проходила над городскими объектами. Это теперь там все застроено стадионом и жилыми домами, а недавно открылся торгово-развлекательный комплекс с ностальгическим именем «Авиапарк». Говорят, назвали его так потому, что хозяева при получении разрешения на застройку обещали создать здесь аналог Национального музея авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне. Но что-то, как всегда, не срослось, а собранные на Ходынке авиационные экспонаты отправили на металлолом. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Традиция.

Тогда же взлет Ил-96МО с Центрального аэродрома сэкономил Авиационному комплексу им. С. В. Ильюшина время и массу денег при доставке самолета с опытного завода на ЛИК в Жуковском. Это позволило в июне 1993 года, как и обещал американцам Новожилов, принять участие в 40-м Международном авиасалоне в Париже. А уже на следующем, 41-м между ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» и АК им. Ильюшина было подписано Генеральное соглашение о поставках десяти Ил-96М и стольких же Ил-96Т с двигателями PW-2337 и авионикой Rockwell Collins.

Одновременно АК им. Ильюшина и Воронежское авиационное самолетостроительное общество вели с FAA и МАКом успешную работу по сертификации самолетов Ил-96М/Т в США и СНГ.

Черномырдин поддержал, Касьянов похоронил


Активное лоббирование проекта Ил-96М/Т ильюшинцами, а главное – корпорациями United Technologies Corporation и Rockwell Collins в правительственных кругах России и США принесло свои плоды: рассмотрение всех вопросов по программе было поручено межправкомиссии Черномырдин – Гор. В 1997 году по представлению Миноборонпрома РФ правительство приняло постановление № 125 «О мерах государственной поддержки производства самолетов Ил-96М/Т». В развитие уже по инициативе Минэкономики РФ 7 июля 1998-го появилось постановление, согласно которому таможенные льготы на ввозимые иностранные самолеты могли предоставляться только при условии, если в РФ не производилось их прямых сертифицированных аналогов. При этом авиаперевозчик должен был инвестировать три рубля в отечественное авиастроение на каждый освобожденный от таможенных платежей рубль и гарантировать заключение конкретных договоров с производителями. На этой основе между Минэкономики РФ и компаниями «Аэрофлот – Российские авиалинии» и «Трансаэро» в июле 1998-го были подписаны инвестиционные соглашения, обязывавшие при беспошлинной закупке иностранной авиационной техники приобрести новые отечественные Ил-96-300, Ил-96М/Т и Ту-204. В частности, «Аэрофлот» подписался до 2005 года приобрести 20 самолетов Ил-96М/Т на общую сумму около 1,5 миллиарда долларов. 28 июля 1998-го уже новое руководство авиакомпании в присутствии премьер-министра Сергея Кириенко подписало с АК им. Ильюшина протокол дополнений к Генеральному соглашению 1995 года о приобретении у ВАСО 17 пассажирских Ил-96М и трех грузовых Ил-96Т. Основным же условием финансирования американских участников проекта по производству Ил-96М/Т со стороны Эксимбанка США в размере 1,075 миллиарда долларов являлось приобретение «Аэрофлотом» 10 самолетов фирмы «Боинг». Это была компенсация за появление на рынке конкурента. Гарантами всей сделки выступали правительство РФ и Внешэкономбанк. Однако после августовского кризиса 1998 года Эксимбанк отказался финансировать американских участников проекта и участвовать в сделке. Вице-президент Гор никак не повлиял на это решение, хотя деятельность банка полностью контролируется Госдепом США.

ТерпИЛы-96


Тем не менее во время государственного визита президента Клинтона в Россию 2 сентября 1998 года между РФ и США было заключено межправительственное соглашение о повышении безопасности полетов – BASA, открывшее путь к выдаче FAA АК им. С. В. Ильюшина сертификата типа на самолет Ил-96Т. И уже 12 сентября МАК, ФАС РФ и FAA США подписали «Процедуры реализации по одобрению конструкции, деятельности, связанной с производством, экспортному одобрению летной годности, работам после одобрения конструкции и технической взаимопомощи между авиационными властями». Этот документ интересен полной неравноправностью подходов к сертификации воздушных судов, разработанных в России и США. В частности, в разделе 2 говорится, что РФ принимает экспортные сертификаты FAA как для новых, так и для подержанных воздушных судов, разработанных в США. Но мы же помним, что к этому моменту МАК без всякого межправсоглашения насертифицировал по сходной цене все американское старье, и это надо было как-то прикрыть. А вот США принимают экспортные сертификаты летной годности самолетов транспортной категории лишь полностью грузовой конфигурации, с одобренными FAA двигателями, воздушными винтами, авионикой и только для инструментального захода на посадку по категориям I и II. Согласитесь, что равноправием здесь и не пахнет.

Только после всех уступок с российской стороны FAA США 2 июня 1999 года выдала АК им. Ильюшина сертификат типа на самолет Ил-96Т. Но это, безусловно, был колоссальный успех отечественного гражданского авиастроения, доказавшего американцам, что наши самолеты с точки зрения безопасности полетов ничуть не уступают.

Для завершения проекта теперь необходимо было, чтобы все стороны выполнили свои обязательства. А с этим возникли проблемы. Хотя «Аэрофлот» и взял беспошлинно в лизинг 10 самолетов фирмы «Боинг», Эксимбанк сначала отказался профинансировать поставки ильюшинцам двигателей и оборудования. Только под давлением американских соисполнителей проекта он принял решение о предоставлении гарантий под кредиты для оплаты поставок. Правда, теперь выделял на строительство трех Ил-96Т только 130 миллионов долларов под закупку 12 двигателей Pratt & Whitney PW2037 и авионики Collins, финансируя таким образом 85 процентов стоимости проекта, еще 15 процентов составляли товарные кредиты американских поставщиков.

Казалось бы, лед тронулся. И здесь ильюшинцы получили удар в спину да не от кого-то, а от родного правительства. По согласованию с руководством Росавиакосмоса премьер Михаил Касьянов 26 декабря 2001 года подписал постановление № 906, которое признало утратившим силу решение кабинета Черномырдина о мерах государственной поддержки производства Ил-96М/Т. Это сразу лишило ильюшинцев возможности финансировать проект. Говорят, такое развитие событий было встречено корпорациями «Боинг» и «Эрбас» с чувством глубокого удовлетворения. А Pratt & Whitney и Rockwell Collins списали на убытки 200 миллионов долларов, затраченных на сертификацию Ил-96М/Т, и забрали назад свои двигатели и авионику, признав, что проект не состоялся.

История, однако, на этом не закончилась. 10 августа 2009 года глава Министерства промышленности и торговли Виктор Христенко объявил: «Производство самолета Ил-96-300 бесперспективно и будет прекращено. Поэтому принято решение о беспошлинном ввозе в Россию зарубежных пассажирских самолетов вместимостью более 300 пассажиров и ведется большая работа по сотрудничеству с США в производстве их дальнемагистральной и широкофюзеляжной пассажирской версии Boeing. В частности, российская сторона поставляет для этого авиалайнера значительный объем титановых конструкций».

Генрих Новожилов оценил решение министра так: «Как приговор российскому авиапрому прозвучало заявление, что нам широкофюзеляжные самолеты не нужны. Не могу понять принцип подбора людей в правительство страны. Руководители нашей промышленности не являются специалистами в области, которую курируют».

30 июля 2015 года МАК, конечно, опять за отдельную плату, сертифицировал самолет А-340 компании «Эрбас индастри», являющийся прямым аналогом Ил-96М. Стало быть, и сейчас в СНГ существует спрос на самолеты такого типа, но мы сами отдали зарубежным фирмам эту нишу. Печальная история.

Вас заинтересует

  • ПОСЛЕДНИЕ СВОДКИ — 29.01.2018 (ОБНОВЛЯЕТСЯ!)
  • ПОСЛЕДНИЕ СВОДКИ — 08.04.2018 (ОБНОВЛЯЕТСЯ!)
  • ПОСЛЕДНИЕ СВОДКИ — 08.04.2018 (ОБНОВЛЯЕТСЯ!)
  • ПОСЛЕДНИЕ СВОДКИ — 11.03.2018 (ОБНОВЛЯЕТСЯ!)
  • ПОСЛЕДНИЕ СВОДКИ — 06.04.2018 (ОБНОВЛЯЕТСЯ!)



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 0 | Добавил: Вася | Дата: 27-03-2016, 16:49 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:

    Kindersize   27 марта 2016 18:44
    Мне повезло полетать на Ил-86! Классный самолет, какой-то "мягкий", удобный, мощный и надёжный! И, не потому,что я родом из СССР,а,потому,что в последствии полетал на "Боингах", "Эйрбасах", даже на "Бомбардье"...Родина должна быть такой,как этот самолёт! Не подумайте,что я пилот, простой пассажир, с опытом... Ил-86 выпускался серийно с 1979 года...,или "история эта началась в 1990 году, когда на воздушные трассы Советского Союза вышел первый отечественный широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86"..?! Это как,провал во времени, или в образовании автора статьи?!

    Josephsize   27 марта 2016 18:44
    Неизгладимые впечатления от полётов на Ил-86 рейс "Москва-Симферополь". С сожалением сравниваю аналогичные полёты на Ту-134, 154...Только за этот самолёт нужно было биться...

    gaymer999   27 марта 2016 18:44
    Отличная статья, из штучных. Видно, что автор, как редко кто, владеет материалом, широта охвата проблемыы вызывает уважение, жаль, что больше одного плюса поставить нельзя. ТерпИЛы-96

    sype   27 марта 2016 18:44
    Цитата: АЛАБАЙ45

    Dennisnuro   27 марта 2016 18:44
    Цитата: inkass_98

    Светлана   27 марта 2016 18:44
    Цитата: inkass_98

    Roxy Rise   27 марта 2016 18:44
    Ил 96! 96! Дальнемагестральный! У Путина сейчас такой! Кстати ни одного инциндента с ними никогда не было! Отличный аппарат.

    Sawotthalconcone   27 марта 2016 18:44
    Цитата: Bacha

    NikStall   27 марта 2016 18:44
    материалы расследоания по системе торможения есть, виноват подрядчик выпустивший некачественное оборудование, а гнать надо было Диму Медведева и его советников, про менежмент аэрофлота скромно умолчу, слов нет, единственная радость МАК лишили права сертифицировать, наконец-то.

    MaxigeEr   27 марта 2016 18:44
    Цитата: АЛАБАЙ45

    SmartWayer   27 марта 2016 18:44
    Не востребованность Ил-96 и, в меньшей степени, Ту-204 пояснялась не происками, а реально отставанием нашей промышленности. Так Ил-96 с 4-мя двигателями, а не с двумя, как Boing или Aibas. Подобных двигателей у нас просто не производят. Надёжностью ПС-90 в 90-е же годы тоже не мог похвалиться. Вес пустого самолёта, особенно Ту-204, значительно выше чем у конкурентов, перевозящих такое же количество пассажиров.Можно было бы , наверное, в этом отношении кое-что подправить, но...В условиях развала страны этого не получилось.Только сейчас завершается масштабная программа модернизации гражданского авиапрома. Это прежде всего получение технологий создания ПД-14 и проект МС-21.

    AntonCor   27 марта 2016 18:44
    Вероятно вы спутали Ил-68 дальнемагистральный, тот да, появился в 60-х или 70-х годах, и Ил-86?

    Merrbype   27 марта 2016 18:44
    на ил-86 летал пассажиром, гдето в середине 90-х причем приходилось летать с пересадкой на боинг 737, в 86 комфорт был повыше и удобнее и потише

    SmartWayer   27 марта 2016 18:44
    Великолепный был самолет! Когда на нем летишь, душа переполнялась гордостью за Родину.

    cudrinshCef   27 марта 2016 18:44
    Цитата: АЛАБАЙ45

    asdf   27 марта 2016 18:44
    "...вышел первый отечественный широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86.." Да,ладно!Так в статье сказано,может Вы другую статью прочли...?!

    Dennispor   27 марта 2016 18:44
    Не могу понять принцип подбора людей в правительство страны

    Aoshuaot   27 марта 2016 18:44
    С 1953 года бездари у власти. Только Россия может это вынести, но когда-то от этого ига надо избавляться.

    dukliks   27 марта 2016 18:44
    Цитата: atos_kin

    macman   27 марта 2016 18:44
    Каков народ, таков и падишах.

    Rodneysnume   27 марта 2016 18:44
    Не могу понять принцип подбора людей в правительство страны. Этого никто наверно понять не может

    killing   27 марта 2016 18:44
    Их подбирают по такому принципу, что если их направить на другие дела, они ещё больше вреда принесут, потому что делать ничего не умеют...Словом: Показать / Скрыть текст

    Marucklin   27 марта 2016 18:44
    Не понимаешь, поэтому и "юзают".

    Cluetuskap   27 марта 2016 18:44
    А чего понимать то? Вредители просто да и все.

    Leonardpl   27 марта 2016 18:44
    Они не вредители и не дураки.Просто работают не на Россию.Поддерживают зарубежные корпорации, но и собственный карман.

    GIROKn   27 марта 2016 18:44
    Совершенно верно.С 91-ого года, после победы контрреволюции , все действия власти направлены исключительно на окончательное превращение РФ в сырьевой придаток запада. А в этом смысле , авиа.промышленность властям не нужна.В нулевые в бюджет поступали колоссальные средства от продажи углеводородов..., но разве они направлялись в промышленность? За истекшие 15лет не только не было открыто новых производств, но и то что осталось от СССР не было модернизировано. А тем временем ветшало оборудование , старели кадры.Если провести сравнение, то интересно к какому году в истории мы откатились в производстве ЛА?Распильные потуги с SJ-100, не только не впечатляют а приводят к унынию. Из ведущей авиастроительной державы ,мы откатились на мировые задворки в авиастроении и во всех его компонентах.С печалью надо отметить ,что все наши великие достижения остались в нашем славном социалистическом прошлом.

    DustinEl   27 марта 2016 18:44
    Посмотрите на Дворковича...Прохлопал повышение цен на продукты и улыбается - с-у-ч-ё-н-о-к

    Leonardpl   27 марта 2016 18:44
    Как обламывали крылья дальнемагистральному проекту

    jianjqsf   27 марта 2016 18:44
    10 августа 2009 года глава Министерства промышленности и торговли Виктор Христенко объявил: «Производство самолета Ил-96-300 бесперспективно и будет прекращено. Поэтому принято решение о беспошлинном ввозе в Россию зарубежных пассажирских самолетов

    AnabeliFaum   27 марта 2016 18:44
    Всё у него в жизни сложилось-сидит улыбается-какое ему дело до страны,народа...Скачут с должности на должность-этакие универсалы,непотопляемые авианосцы(

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » ТерпИЛы-96