Все началось с интернет-эфира, в котором мы вкратце попробовали изложить свое видение в расследовании по гибели Алексея Мозгового. Конечно, все получилось не столь гладко, как хотелось бы, но мы не спецы в этом. Любители.
Так получилось, что эту программу, которую транслировали и на ЛНР, слушал и Юрий Валерьевич Шевченко, бывший начальник штаба бригады/батальона "Призрак", а ныне заместитель командира 4 бригады. А во второй части он по приглашению ведущей подключился к разговору.
Кстати, весьма рекомендуем ознакомиться с его мнением тех господ, которые постоянно делают упреки в наш адрес по поводу нашего расследования. Типа господина Лепрекона. Уж если мнение Шевченко для вас ничто... Ну, да и бог с вами тогда.
Вообще, Юрию Валерьевичу отдельная благодарность за раскраску нескольких белых пятен. Но об этом несколько позже.
В разговоре всплыл один момент, который мы очень подробно обсудили уже после эфира.
23 мая будет ровно год с момента событий, которым мы сегодня уделяем внимание. И в этой связи встал вопрос об установке в Алчевске памятника Мозговому. Инициаторами, понятное дело, стало командование и бойцы батальона. Плюс идея была поддержана несколькими обществами в России. Средства были найдены, тут проблем не было.
Проблема оказалась в другом. Власти Алчевска почему-то не выразили восторга по поводу установки памятника. Точнее, они не против того, чтобы памятник был. Но на месте захоронения, как было сказано в официальном ответе. То есть на кладбище.
Вообще-то, на кладбище можно установить что угодно и так. Достаточно вспомнить ростовые монументы в 90-е в российских городах, которые устанавливала "братва" своим коллегам, павшим в боях с конкурентами или правоохранительными органами. Но здесь-то случай несколько иной.
В маленьком городке Алчевске, как ни странно, много памятников. И жертвам голодомора, и металлургам-трудягам, и металлургам-бойцам, и советским солдатам, и мирным жертвам фашизма. И памятники реально красивые и трогательные. Судите сами.
Памятник солдатам и офицерам Красной Армии
Братская могила жертв фашизма
Памятник советским воинам-металлургам, погибшим в Великой Отечественной войне
Еще один памятник советским солдатам, открыт в канун 30-летия освобождения Украины от фашистских оккупантов
Памятник в честь 20-летия победы над фашистской Германией. Высота 30 метров, отлит из нержавеющей стали на Алчевском комбинате
Памятник воинам-интернационалистам
Памятник чернобыльцам
Памятник в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне
Памятник металлургам-борцам за советскую власть
Есть и памятники историческим личностям. Основателю города промышленнику и меценату Алексею Кирилловичу Алчевскому, например.
С чем связано такое отношение, сказать сложно. Можно придумать много доводов, можно даже на Россию сослаться, где Немцову не разрешили памятник ставить. Но уж простите, где Немцов, а где Мозговой?
Кроме того, памятник Мозговому мог бы стать общим памятником для всех бойцов бригады, погибших в боях за республику. Есть же общий памятник для воинов-интернационалистов, почему не может быть увековечена память воинов-ополченцев? Их, честно говоря, больше, чем интернационалистов. Или может быть, власти боятся того, что власть переменится?
До 23 мая осталось не так уж много времени. Как сказал Шевченко, они сделают все возможное, чтобы к этому дню памятник был готов и установлен. И крест на дороге в Луганск, рядом с местом гибели. Юрий Валерьевич пригласил нас на день памяти и открытие памятника. Что ж, выражаем надежду, что прибудем именно на открытие памятника. Ждать недолго.