10 апреля отмечается Международный день движения Сопротивления. Движением Сопротивления во время Второй мировой войны называли подпольную и повстанческую борьбу народов Европы против гитлеровской Германии и её союзников. Самыми распространенными формами борьбы против оккупантов были: антифашистская агитация и пропаганда, издание подпольной литературы; забастовки, диверсии и саботаж на транспорте и на предприятиях, выпускавших продукцию для оккупантов; вооруженные нападения для уничтожения предателей и представителей оккупационной администрации; сбор разведывательных данных для армий антигитлеровской коалиции; партизанская война. Высшей формой движения сопротивления было вооруженное восстание и народная (партизанская) война, которая охватывала целые регионы и могла привести к их освобождению от оккупантов (как в Белоруссии, Украине и Югославии).
Надо отметить, что о европейском движении Сопротивления, которое якобы нанесло огромный урон Третьему рейху, много сказано и написано. А в настоящее время сильно преувеличенные мифы о европейском Сопротивлении стали частью ревизии Второй мировой войны в интересах Запада.
Масштабы европейского Сопротивления (исключая территорию Советского Союза, Югославии и Греции) были весьма сильно преувеличены в идеологических и политических целях ещё во время существования социалистического блока стран во главе с СССР. Тогда хорошим тоном было закрывать глаза на то, что многие государства были участниками гитлеровского блока или сдались гитлеровцам практически без сопротивления. Сопротивление в этих странах было минимальным, особенно по сравнению с поддержкой, которую они оказали нацистской Германии. По сути, это был прообраз современного Евросоюза во главе с Гитлером. Экономические, демографические ресурсы Европы были объединены с целью уничтожения советской (русской) цивилизации. Большая часть западной Европы просто легла под Гитлера, так как это было в интересах хозяев Запада, которые собственно и создали проект «Третий рейх».
В некоторых государствах видимость сопротивления возникла только при приближении Красной Армии (Венгрия, Австрия и Чехия), и когда открыли т. н. Второй фронт, в других оно было минимальным. Однако в годы существования Советского Союза этот факт старались не выпячивать, чтобы не обижать союзников и европейских «партнеров», включая братские социалистические страны.
Исключениями были только Югославия, Албания и Греция (не считая Советский Союз), где Сопротивление приняло широкий размах и народный характер. Однако это было связано с тем, что Балканский регион не совсем вписывается в западную (европейскую) цивилизацию, сохраняя православную и славянские традиции, культурно-цивилизационный тип Византийской империи. В этом отношении страны Балканского полуострова ближе к русской цивилизации, особенно Сербия, Черногория и Греция. Хотя в современное время вестернизация практически уже победила и на Балканском полуострове.
Женщина-партизан итальянского движения сопротивления в горах северной Италии
Господствующее понимание периода 1941-1945 гг. как противоборства СССР и Германии, схватки коммунизма с нацизмом, по сути, узко и поверхностно.
Чтобы понять суть Второй мировой войны необходимо выйти на уровень цивилизаций и концепций жизнеустройства человечества (на основе справедливости и на основе паразитизма немногих над большинством). Европейская цивилизация (и западный проект в целом) является наследием рабовладельческой Римской империи. Её суть, это паразитизм немногочисленной социальной прослойки (рабовладельцы, феодалы, капиталисты, банкиры-ростовщики) над народными массами. Западная цивилизация может жить только за счёт постоянного расширения и грабежа (вампиризма, высасывания чужих ресурсов, энергии) окружающих народов и цивилизаций. Идеал западного общества – это деление людей на касту господ-хозяев и рабов, «двуногих орудий».
Третий рейх был наиболее ярким, откровенным проявлением западного проекта. Не зря германские нацисты брали за идеал Британскую империю и её расистские порядки. «Вечный рейх» во всех красках и очень откровенно показал то будущее, которое ждёт всё человечество, если победит западный проект Нового мирового порядка. Это рабовладельческая, кастовая цивилизация, где есть «избранные» и «двуногие орудия», рабы, а часть людей вообще отнесена к «недочеловекам» (русские, славяне), которых приговорили к поголовному уничтожению. Огромные концлагеря, зондеркоманды, тотальное уничтожение любой оппозиции, зомбирование людей и т. д. всё это ожидало человечество, если бы СССР не сокрушил «коричневую чуму». Тогда Западу пришлось замаскировать своё людоедское нутро.
Русская цивилизация, русский суперэтнос несли в себе начала иного типа жизнеустройства – на основе справедливости, этики совести, подлинного народовластия. Особенно ярко это проявилось в эпоху сталинской империи. Отсюда непонимание и страх Запада перед Россией и русскими. Россия всегда обладала страшной военной мощью («сила в Правде») и громила вражеские рати. Но русские не порабощали соседей, не превращали их в рабов. Более того, русские брали под защиту народы, входившие в состав Русской державы, старались подтянуть их культурный и материальный уровень до своего, не считали инородцев людьми второго и третьего сорта. Для русских инородцы были такими же людьми как сами русские. Поэтому в русской элите всегда было много представителей входивших в империю народностей. Отсюда страх, русофобия и ненависть представителей западной элиты. Россия расширяла свои границы на иных принципах – расширяя собственно русские земли, где все были равны. Запад же имел метрополию, ядро и колонии, полуколонии, людей «высшего сорта», «избранных» и рабов, людей «второго сорта». Таким образом, русская цивилизация была самым страшным противником Запада, так как несла в себе начала справедливого общества, где нет места паразитированию и угнетению одних людей другими.
После развал Римской империи в Европе с тем или иным успехом пытались воссоздать «общеевропейскую империю» (Евросоюз) - империя Карла Великого, Священная Римская империя (с 1512 года — Священная Римская империя германской нации), Французская империя Наполеона и Второй рейх. С 1933 года проект «общеевропейской империи» возглавил Третий рейх. Корни этого германского устремления к имперскому первенству уходят очень далеко в глубь истории. Не зря нацистские идеологии обращались к средневековой Германии, Священной Римской империи, империи Карла Великого и даже далее к Римской империи. Ведь именно «германцы», правда, при концептуальном и идеологическом руководстве Рима, который тогда был «командным пунктом» западного проекта, создали тысячелетие назад то, что сейчас называется «Европой», «Западом». Именно Рим и «германцы» (единого народа тогда не было) положили началом процессу «Натиска на Восток и Север». Поэтому присвоение плану войны против СССР-России названия «Барбаросса», по прозвищу императора Священной Римской империи с 1155 года по 1190 год Фридриха I Барбароссы (Краснобородого, от итал. barba, «борода», и rossa, «красная»), имело большой смысл. Ведь именно «империя германской нации» объединила значительную часть Западной Европы и, так или иначе, правила ею в течение нескольких столетий.
Руководители Третьего рейха считали себя наследниками этой традиции. В 1938 году бескровно была захвачена Австрия. В соответствии с Мюнхенским соглашением произошла аннексия Судетской области. В сентябре 1939 года Германия начала боевые действия и к июлю 1940 года она фактически объединила под своей властью почти всю континентальную Европу. Финляндия, Венгрия, Румыния и Болгария стали добровольными помощниками «Вечного рейха». Только балканская окраина — Греция и Югославия, была захвачена в апреле 1941 г.
Греческие партизанки и партизаны в строю
При этом, вторгаясь в пределы той или иной европейской страны, вермахт встречал способное удивить своей нерешительностью и слабостью сопротивление. Особенно это было удивительно тем, что вермахт ещё был в стадии становления и достиг хорошего уровня только к весне 1941 года. Так, вторжение в Польшу началось 1 сентября 1939 года, и уже через несколько дней серьёзное сопротивление было сломлено. Уже 17 сентября польское военно-политическое руководство бежало из страны, бросив войска, которые ещё продолжали сопротивление. Дания 9 апреля 1940 года выкинула белый флаг практически сразу. Уже через час после начала операции правительство и король отдали приказ вооружённым силам не оказывать сопротивление немецким войскам и капитулировали. Норвегия, при поддержке союзников (в основном британцев), продержалась больше, до начала июня 1940 г. Нидерланды капитулировали течение первых пяти дней войны — 10-14 мая 1940 г. Бельгийская кампания продолжалась с 10 по 28 мая 1940 г. Практически моментально пала Франция, особенно если вспомнить кровопролитные и упорные битвы Первой мировой войны: немецкие войска начали захват страны 5 июня 1940 г., и уже 14 июня капитулировал Париж. 22 июня было подписано перемирие. А в Первую мировую войну Германская империя четыре года тщетно пыталась разгромить Францию.
Не зря начало немецкого блицкрига в Европе получило во Франции «странная война», в Германии — «сидячая война», а в Соединенных Штатах — «мнимая» или «призрачная война». Реальная война, не на жизнь, а на смерть, началась в Европе лишь 22 июня 1941 года, когда столкнулись возглавляемая Германией европейская (западная) цивилизация и русская (советская) цивилизация. Кратковременные же схватки армий той или иной европейской страны с вермахтом более походили на соблюдение ритуального «обычая», нежели на действительную битву за свою землю. Мол, нельзя же просто впустить врага в свою страну, необходимо соблюсти видимость сопротивления. Де-факто западноевропейские элиты просто сдали свои страны, так как гитлеровская Германия должна была возглавить новый «крестовый поход» на Восток.
Понятно, что власть нацистов, где-то сравнительно мягкая, а где-то жесткая, вызывала сопротивление тех или иных общественных сил и групп в европейских странах. Сопротивление гитлеровскому режиму имело место и в самой Германии, в самых различных социальных группах — от потомков прусской аристократии, потомственных военных до рабочих и коммунистов. На Адольфа Гитлера не раз покушались. Однако это германское Сопротивление не было сопротивлением всей страны и народа в целом. Как и в большинстве других оккупированных немцами стран. Датчане, норвежцы, голландцы, чехи, словаки, хорваты, французы и прочие европейцы первоначально чувствовали себя в «общеевропейской империи» неплохо. Более того, значительная часть наиболее пассионарной (активной) части населения поддержала Гитлера, в частности, молодые люди активно вступали в войска СС.
К примеру, совершенно ничтожным, при значительном населении, было движение Сопротивления Франции. Так по данным тщательного исследования Бориса Урланиса о людских потерях в войнах («Войны и народонаселение Европы»), в движении Сопротивления за пять лет погибли 20 тысяч французов (из 40-миллионного населения Франции). Притом за этот же период погибло от 40 до 50 тысяч французов, то есть в 2-2,5 раза больше, которые воевали за Третий рейх! При этом частенько действия французского Сопротивления описывается так, что кажется, что оно сопоставимо с битвой за Сталинград. Этот миф поддерживался ещё в Советском Союзе. Мол, нас поддерживала вся Европа.
Хотя в реальности большая часть Европы, как и при Наполеоне, выступила против русской цивилизации! Реальное сопротивление «Вечному рейху» во главе с Германией имелось только в Югославии, Албании и Греции. Правда, в той же Югославии было мощное коллаборационистское движение, вроде хорватских усташей. Сопротивление на Балканском полуострове объясняется ещё сохранившейся глубокой патриархальностью этой окраины Западной Европы. Культурно-цивилизационный код балканских народов ещё не был полностью вестернизирован, подавлен западной матрицей. Сербам, грекам и албанцам были чужды порядки, который устанавливал Третий рейх. Эти страны и народы по своему сознанию и образу жизни к середине XX столетия во многом не принадлежали к европейской цивилизации.
Операция по выявлению партизан среди местных жителей в Югославии
Партизанки 1-й Пролетарской бригады НОАЮ, вооружены чешскими ручными пулеметами ZB vz. 26. Село Жарково недалеко от Белграда
К странам с сильным Сопротивлением часто причисляют Польшу. Однако если внимательно рассмотреть ситуацию в Польше придется признать, что здесь, как и во Франции, действительность сильно приукрашена. По данным, которые собрал советский демограф Урланис, в ходе югославского Сопротивления погибли около 300 тыс. человек (из примерно 16-миллионого населения страны), в ходе албанского Сопротивления — около 29 тыс. человек (из всего 1 млн. населения Албании). В ходе же польского Сопротивления погибло 33 тыс. человек (из 35 млн. населения Польши). Таким образом, доля населения, погибшего в реальной борьбе с нацистами в Польше, в 20 раз меньше, чем в Югославии, и почти в 30 раз меньше, чем в Албании.
Видимо, слабость Сопротивления в Польше была связана с тем, что поляки уже давно стали частью европейской цивилизации. Католический Рим уже давно превратил славянскую Польшу в «таран», направленный против русского народа, Поэтому для поляков, хотя они и ненавидели немцев, мечтая о «Великой Польше» в том числе и за счёт земель Германии, вхождение в состав «общеевропейской империи» не было неприемлемым. Поляки уже стали частью европейской цивилизации. Их сознание было искажено, подавлено западной «матрицей». Не зря поляки почти тысячелетие были злейшими врагами русских, инструментом в руках Ватикана, а затем Франции и Британии (теперь США).
В число погибших в реальной борьбе не входят люди, которые гитлеровцы уничтожили как «расово неполноценных». В то же Польше немцы истребили 2,8 млн. евреев из 3,3 млн. живших до начала оккупации. Этих людей просто истребили. Их сопротивление было минимальным. Это была бойня, а не война. Более того, в истреблении «недочеловеков» (русских, сербов, цыган и евреев) самое активное участие приняли не только немцы одурманенные нацистской пропагандой, но и представители других народов – хорваты, венгры, румыны, прибалты, украинские нацисты и т. д.
Таким образом, стоит помнить, что сильное преувеличение европейского Сопротивления, первоначально имело политическое и идеологическое значение. А после развала Советского Союза, когда всяческое очернение СССР-России стало нормой и выгодным делом заслуги европейского Сопротивления стали ещё более мифологизированы, чтобы умалить роль Красной империи и СССР в Великой войне.
В действительности почти вся континентальная Европа к 1941 году так или иначе, без особых потрясений вошла империю Гитлера. Италия, Испания, Дания, Норвегия, Венгрия, Румыния, Венгрия, Словакия (отделенная от Чехии), Финляндия и Хорватия (отделенная от Югославии) — совместно с Германией вступили в войну с СССР, послав на Восточный фронт свои войска. Правда, Дания и Испания, в отличие от других стран, сделали это без официального объявления войны.
Остальные страны Европы хоть и не приняли прямого, открытого участия в войне с Советским Союзом, но так или иначе «работали» на Третий рейх. Так Швеция и Швейцария экономически поддерживали Германию, их промышленность работала на рейх, были местом для «отмывания» золота, серебра, драгоценностей и другого добра, награбленного в Европе и СССР. При нацистах Европа стала экономическим целым — «Евросоюзом». Франция дала Третьему рейху такие запасы нефти, что их хватило на начало кампании в СССР-России. От Франции Германии достались большие запасы оружия. Взимание с Франции оккупационных расходов обеспечивало армию численностью в 18 млн. человек. Это позволило Германии не проводить экономическую мобилизацию перед нападением на СССР, продолжить строительство сети автомобильных дорог. Началось осуществление грандиозных планов Гитлера по созданию нового Берлина — столицы объединенной Европы, «Вечного рейха».
Когда знаменитый полководец (позднее ставший президентом) США Дуайт Эйзенхауэр вступил в войну во главе англо-американских войск в Северной Африке в ноябре 1942 года, то должен был сначала воевать не с германской, а 200-тыс. французской армией под началом министра обороны Франции Жана Дарлана. Правда, французское командование, ввиду явного превосходства сил союзников, вскоре приказало войскам прекратить сопротивление. Однако в этих боях уже успело погибнуть около 1200 американцев и англичан, более 1600 французов. Конечно, честь и хвала бойцам де Голля, летчикам эскадрильи «Нормандия — Неман». Но в целом Франция легла под немцев и не сильно от этого страдала.
Интересны сведения о «общеевропейской армии», которая воевала с СССР. Национальную принадлежность всех тех, кто погиб на Восточном фронте, определить трудно или практически невозможно. Однако национальный состав военнослужащих, которых Красная Армия взяла в плен в ходе войны, известен. Из общего количества в 3,7 млн. пленных основную массу составляли немцы (включая австрийцев) — 2,5 млн. человек, 766 тыс. человек принадлежали участвовавшим в войне странам (венгры, румыны, финны и т. д.), но ещё 464 тыс. человек — это французы, бельгийцы, чехи и представители других официально не воевавших с нами стран.
Мощь вермахта, вторгшегося в Советский Союз, обеспечивали миллионы высококвалифицированных работников всей континентальной Европы. Только на территории самой Германской империи трудилось более 10 млн. квалифицированных рабочих из различных европейских стран. Для сравнения: в СССР-России в 1941 году имелось 49 млн. мужчин 1890-1926 гг. рождения (из 196,7 млн. человек населения в целом). Опираясь на всю Европу (более 300 млн. человек), Берлин смог мобилизовать на войну почти четверть всех немцев. В Советском Союзе во время Великой Отечественной войны призвали 17% населения (причем не все из них побывали на фронте), то есть каждого шестого, иначе в тылу не осталось бы необходимых для работы на промышленных предприятиях квалифицированных мужчин).
Более или менее заметное сопротивление появилось в Западной Европе только когда стало очевидно, что европейские орды во главе с Германией не сломят СССР, и основные силы Третьего рейха терпят поражение на Русском фронте. Тогда Лондон и Вашингтон смели концепцию: выжидать больше было нельзя, необходимо было активно вмешиваться в войну в Европе, чтобы не потерять её. Началась активизация сил Сопротивления. К примеру, Варшавское восстание, организованное Армией Крайовой началось летом 1944 года, когда Красная Армия находилась уже под Варшавой. Поляки, за которыми стояли англосаксы, хотели показать свою силу, чтобы занять решающие позиции в стране. А восстания французских подпольщиков начались, в основном, уже после высадки в Нормандию десанта стран-союзниц 6 июня 1944 года. Да и в самом Париже восстание началось 19 августа, лишь за 6 дней до того, как силы «Свободной Франции» под командованием генерала Леклерка вошли в город.
Таким образом, стоит помнить, что европейское Сопротивление по большей части миф. Реальное сопротивление гитлеровцы встретили только на землях чуждых им цивилизаций и культур – СССР, Югославия и Греция. Движение Сопротивления в большинстве европейских стран стало влиятельным фактором только к концу войны, незадолго до освобождения восставших районов армиями союзников.
Советские партизаны-подрывники минируют железную дорогу в Белоруссии
Юный и пожилой партизаны у стога сена в Ленинградской области
Вас заинтересует
ПОСЛЕДНИЕ СВОДКИ — 08.04.2018 (ОБНОВЛЯЕТСЯ!)
ПОСЛЕДНИЕ СВОДКИ — 08.04.2018 (ОБНОВЛЯЕТСЯ!)
ПОСЛЕДНИЕ СВОДКИ — 29.01.2018 (ОБНОВЛЯЕТСЯ!)
ПОСЛЕДНИЕ СВОДКИ — 06.04.2018 (ОБНОВЛЯЕТСЯ!)
Ракетный удар по Европе: миф или реальность?