Два с лишним года нескончаемых «перемог» - и вот... украинский кабмин остался без своего главного майданного вдохновителя – без человека, который обещал пустить «кулю в лоб», ораторствуя на морозном киевском воздухе в феврале 2014. «Кули в лоб» пока не прилетело, но... Правительство без Яценюка, заявившего, что на самом деле никакого политического кризиса на Украине нет, а все разговоры о кризисе – искусственны, – теперь в поисках нового шефа. «Осиротели» сразу несколько эпических проектов Арсения, включая его главную прелесть – «Европейский вал», на котором недопилено ещё столько средств, и подтопление которого вешними водами символизирует сегодня всю суть майданного «успеха»...
Как только Арсений Яценюк в Фейсбуке опубликовал своё обращение к украинским гражданам, заявив о том, что его 1%-ный (такой уровень поддержки) «Народный фронт» всё равно останется «в коалиции», с явным воодушевлением взял слово президент Порошенко. Пётр Порошенко объявил о том, что пора уже начинать выплясывать гопака и скакать выше прежнего, так как после отставки Яценюка на Украину потекут широкой рекой очередные кредитные транши.
Из заявления
Порошенко:
Жду, что (...) ответственные депутаты - надеюсь, что их будет большинство в парламенте - обеспечат создание коалиции и внесут кандидатуру премьер-министра. Ещё раз подчеркиваю: я буду работать с любым главой правительства, которого предложит коалиция.
Хочу абсолютно чётко заявить: другого парламента у меня нет, и следующий лучшим не будет. И в этой ситуации мы должны обеспечить, чтобы избранники выполнили обязательства, которые они брали на себя, когда подписывали коалиционное соглашение.
В тот же день, когда будет избран новый состав правительства, я начну консультации с руководителями фракций, по кандидатуре будущего генерального прокурора.
В качестве главного добавления Порошенко заявил, что США буквально завтра-послезавтра готовы предоставить Украине долгожданные (Украиной) финансовые гарантии на сумму в 1 миллиард долларов, что Евросоюз выделит Украине опять-таки долгожданный кредит в размере около 600 миллионов евро, и что вдобавок МВФ готов переправить Киеву около 1,7 кредитных млрд долларов. В общем, чтобы начать пановать, осталось подождать совсем немного...
Но «кредитный» энтузиазм Петра Алексеевича населению Украины, как президент ни старался, всё же не передался. И основной причиной того, что экстраполяции президентского счастья не случилось, судя по всему, нужно считать заявление главы представительства Евросоюза на Украине Яна Томбинского. Что же мог такого сказать этот еврочиновник, направленный на территорию страны с окончательно победившей демократией, что сие заявление вызвало очередной приступ негодования у украинской заинтересованной общественности?
Дело в том, что Томбинский сразу же после появления в СМИ материалов о подаче в Раду Яценюком заявления об отставке, фактически раскрыл суть украинского экономического тупика. По словам Томбинского, Евросоюз всё последнее время не спешил выдавать Киеву очередную порцию кредитов даже не потому, что именно Яценюк находился на посту председателя украинского правительства, а потому что у украинского правительстве элементарно нет программы эффективного расходования выделяемых средств. То есть правительство есть, отдельные министры, ответственные за экономические результаты, тоже есть, а вот программы эффективного применения выделяемых из-за рубежа средств – нет.
Находясь во Львове на форуме местного самоуправления, представитель ЕС на Украине Ян Томбинский заявил, что не только нет правительственной программы освоения кредитных денег, но и нет относительно крупных проектов, куда такие средства можно было бы на Украине инвестировать.
Интерфакс приводит фрагмент заявления Томбинского:
Европейский Союз помогает Украине средствами, чтобы строить элементы самоуправления. Это почти 180 млн евро на доступные программы, которые мы запустили за последние пять лет. Планируем запустить новые программы, но много средств так и останутся у нас, потому что нет украинских проектов, на которые можно использовать эти деньги. Стране не нужно просить дополнительных денег, потому что те, которые были предоставлены, не были использованы.
При этом представитель ЕС назвал помощь Украине «беспрецедентной» и посетовал на то, что на Украине оставляет желать лучшего вопрос ответственности, причём как центральной, так и региональной.
А эти слова Томбинского прозвучали и вовсе как приговор:
Но всё зависит от украинцев - насколько эта помощь будет использована. Нельзя помогать тому, кто не работает или работает плохо.
А ведь те самые 600 миллионов евро помощи от ЕС, которую от имени европейцев обещает украинцам Порошенко, были рассчитаны именно на развитие региональных проектов, включая проекты по поддержке процесса децентрализации власти и повышение эффективности взаимодействия между регионами и центром – Киевом. Вот только у Порошенко об этом ни слова. Тут главное послание от Порошенко заключается в том, что ДОЛЖНЫ дать грОши, а о том, почему грОши не дают, и под какие проекты обещали предоставить? – Киев не говорит своим гражданам ровным счётом ничего. Одно дело – средства быстро получить и также быстро рассовать по карманам под привычное завывание о «сдерживании российского агрессора и восточном форпосте Европы», и совсем другое дело – финансовая отчётность перед Западом. Это ведь Россия, которую на Украине сегодня принято обвинять во всех смертных грехах, может (по крайней мере, могла до 2014 года) себе позволить («по-джентльменски») не спрашивать, куда Украина собирается тратить выделяемые деньги. А вот с Евросоюзом такой фокус теперь явно не проходит. Трижды спросят и на основании киевского отчёта сделают вывод на будущее: кредитовать или не кредитовать.
Кстати, у Евросоюза после голландского референдума фактически развязались руки. Как известно, Нидерланды оказались единственной страной в ЕС, власти которой решили поинтересоваться у народа, а готов ли тот поддержать евроассоциацию Украины. Подданные нидерландской короны отправили Украину лесом, а премьер Рютте заявил, что, хотя референдум носил и рекомендательный характер, но правительство Нидерландов не может себе позволить проигнорировать мнение большинства тех, кто пришёл к урнам для голосования. После этого Нидерланды преспокойно могут отозвать свою подпись, проставленную под соглашением с Киевом, фактически обеспечив всем остальным адекватным (именно таковым) европейцам возможность облегчённо вздохнуть и заявлять, что они не причём, но корпоративная этика ЕС диктует и им необходимость спустить соглашение о евроассоциации Украины в унитаз. То есть способен сыграть свою важную роль этакий призрак демократии в ЕС, который в виде голландцев может дать индульгенцию любой из евростран, не желающих тесно (да и вообще – хоть как-то) ассоциироваться с Украиной. Мол, не мы такие – корпоративный дух ЕС такой, да ещё и эти голландцы...
В общем, ясно одно: выделять средства даже в виде кредитов только за то, что в украинском кабмине восседают на фоне флага Евросоюза, уже никто не только не хочет, но и вовсе не собирается. ЕС требует программы для инвестирования. А у украинских властей программа одна: взять один кредит – побыстрее разворовать – попросить (а лучше потребовать) другой кредит со слезами и соплями в качестве аргумента поддержки от «российской агрессии» - и тоже разворовать. Программа, как видно, проста, но только с её реализацией в майданном стане всё сложнее и сложнее...
Вас заинтересует
В "Блоке Петра Порошенко" снова заговорили о возможности отставки Яценюка
Украина переваривает заявление представителя ЕС о том, что в скором времени безвизовый режим отменён не будет
Саакашвили заявил, что ему лучше удаётся просить оружие у США, чем ранее это удавалось президенту Украины Порошенко
Арсений Яценюк: Надеемся, что наши партнеры продолжать работать над оказанием помощи Украине
Во Львове Порошенко обвинили в измене